Правонарушения несовершеннолетних детей и подростков могут быть самыми разными: насилие, жестокость, агрессивность, тягчайшие преступления, вандализм, все это захлестнуло в последние годы нашу страну. В волну преступности всё чаще оказываются втянутыми несовершеннолетние, действия которых поражают цинизмом, дерзостью, нанесением телесных повреждений или даже убийство.
Каждый человек в состоянии совершить правонарушение. Другое дело, что далеко не каждый его все-таки совершает. Большинство взрослых людей достаточно умны и в состоянии предугадывать результаты, последствия своих действий, руководствуются гражданским долгом, правилами морали и мирного сосуществования в обществе. А вот подростки зачастую не в состоянии адекватно оценивать не только себя, но и свои поступки. Главные причины правонарушений несовершеннолетних в том, что часто дети и подростки не осознают всю серьезность преступлений и считают незаконные действия чем-то вроде опасной и захватывающей игры.
На законодательном уровне устанавливаются возрастные границы, с разграничением видов ответственности несовершеннолетних за правонарушения в зависимости от возраста. В расчет принимается паспортный возраст. В зависимости от страны, возрастные границы ответственности подростков за правонарушения значительно различаются.
Правонарушения бывают административные и уголовные, которые разделяются на два общих класса: проступки и преступления. Различие происходит исходя из тяжести последствий действий правонарушителя.
Изучение криминологических показателей преступности несовершеннолетних и ее тенденций, социально-правовой анализ личности несовершеннолетнего преступника и комплекса факторов, определяющих его преступное поведение, а также исследования по организации профилактической работы основных служб и подразделений. органов внутренних дел и взаимодействие с другими субъектами профилактики правонарушений позволило сформулировать следующие основные выводы и предложения:
1. Преступность несовершеннолетних представляет особый криминологический интерес, поэтому изучение ее проблем следует рассматривать как одно из особых направлений комплексных фундаментальных криминологических исследований.
2. В структуре преступности преобладают мелкие имущественные преступления. При этом следует отметить:
а) потребности и интересы несовершеннолетних, совершивших преступления, носят преимущественно примитивный материально-вещевой характер, что связано с недостаточно развитой социальной и духовной сферами;
б) подростки, совершившие преступления, в большей степени, чем другие несовершеннолетние, подвержены такому преступному обстоятельству, как финансовые затруднения;
в) недостатки в морально-правовом воспитании несовершеннолетних, совершивших преступление, помимо других причин, вызваны не только незнанием закона, но и ожиданием снисхождения со стороны правоохранительных органов и граждан.
3. Профилактическая работа по предупреждению преступлений, совершаемых несовершеннолетними, не может ограничиваться специализированной деятельностью органов внутренних дел. Существует множество форм антиобщественных явлений, выходящих за рамки компетенции правоохранительных органов. В их решениях комплексный подход и координация усилий всех участников профилактики.
4. Деятельность основных субъектов профилактики правонарушений среди исследуемой категории лиц анализируется поверхностно, а иногда и некомпетентно (в связи с недостаточной осведомленностью инспекторов отделов по делам несовершеннолетних о современных научных достижениях в области социологии девиантного поведения, конфликтология, прикладная криминология, отсутствие навыков практического применения различных форм и методов криминологического прогнозирования, в том числе индивидуального).
5. Слабым звеном остается низкое организационное, информационно-аналитическое, правовое, программно-целевое и методическое обеспечение профилактических мероприятий органов внутренних дел и других субъектов профилактики. В связи с этим органам внутренних дел и другим государственным и общественным субъектам профилактики правонарушений целесообразно использовать опыт подготовки комплексных региональных и целевых программ по борьбе с преступностью при разработке планов социально-экономического развития регионов и комплексных планов профилактики несовершеннолетних. преступность, укрепление правопорядка.
6. В целях совершенствования профилактики преступности среди несовершеннолетних представляется целесообразным, чтобы Минобрнауки России совместно с МВД России организовали в учебных заведениях специальные курсы для подготовки специалистов в данной области. профилактики правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи, ориентация их на проведение профилактической работы по профилактике образования, ранней, общей и специальной профилактике правонарушений учащихся подростков и молодежи.
7. Государственные органы, такие как Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Комитет по делам семьи, детства и материнства, профилактические центры и другие государственные и негосударственные организации, должны играть особую роль в организации и проведении образовательных и общественных мероприятий. профилактическая работа среди несовершеннолетних, оказание помощи в трудоустройстве, защита их прав и интересов.
8. Для разграничения функций субъектов профилактики преступности несовершеннолетних на всех уровнях необходима единая концепция противодействия преступности несовершеннолетних.
Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом сегодня, безусловно, является поиск путей по снижению роста преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних и повышенная эффективность их профилактики.
Актуальность данной проблемы продиктована тем, что в настоящее время все больше становится подростков «группы риска», которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов.
Противоречием является то, что количество подростков «группы риска» увеличивается, поэтому нужны новые методы по профилактической работе с такими подростками. С каждым годом растет количество подростков «группы риска» в школе, а вместе с тем возникают проблемы, которые они не могут самостоятельно осознать, а тем более разрешить их.
Предупредить правонарушение несовершеннолетних можно, если к профилактической работе привлечь семью, ближайшее окружение.
Наиболее существенной причиной правонарушений несовершеннолетних являются недостатки в их нравственном воспитании.
Возрастные особенности несовершеннолетних требуют психологически и методически грамотного подхода к этому контингенту.
Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении ситуаций, которые могут привести к правонарушениям и преступлениям.