Изложенное в тексте работы исследование позволяет сделать следующие основные выводы.
Отношения собственности всегда занимают главное место в экономической системе. Цель функционирования основных социальных и экономических отношений связана с тем, какая существует форма собственности на средства и результаты труда. Поэтому, отношения собственности определяют содержание социальной структуры нашего общества, связывают рабочую силу с приобретенными средствами производства, формируют задачи развития экономической системы, способ побуждения к трудовой деятельности, а также механизмы распределения продуктов труда и др.
Понятие собственности трактуется через его экономического или юридическое происхождение.
Выделяют три главных неизменных составляющих собственности: владение, распоряжение и пользование. В зависимости от них характеризуют и элементы данной категории.
В экономической теории существует разделение типов собственности и ее форм. Самое распространенное выделение частной, государственной и коллективной форм собственности. Каждая из них имеет право на свое существование, поскольку имеет как отрицательные, так и положительные стороны.
Безусловно, частную собственность выделяют особым образом, поскольку она является главным двигателем рыночных отношений, стимулом для развития экономики, флагманом институциональных преобразований. Государственной собственности также уделяется особая роль в экономике, поскольку она присутствует в тех отраслях, где сосредоточение экономической власти «в одних частных руках» невозможно в силу наличия стратегических целей у государства. Также государство призвано обеспечивать баланс интересов остальных участников рыночных отношений, создавая действенные механизмы защиты и регулирования через правовые, экономические, политические и социальные институты.
В работе нашли свое отражение основные этапы преобразований в отношениях собственности Российской Федерации, начавшиеся в 1991 году после изменения политического строя. Процессы приватизации и ее результаты, которые происходили в нашей стране в начале 90-х годов, получили неоднозначную оценку среди экономистов, политиков и авторов научных статей. Многие считают, что цели, которое ставило перед собой руководство страны на данном этапе, не были достигнуты.
О негативных последствиях говорят молниеносные темпы хода приватизации, несовершенство законодательства, спонтанность в выборе объектов для приватизации, заниженная стоимость продажи государственных активов, сосредоточение управления крупными предприятиями в «одних руках», недовольство населения уровнем благосостояния и пр.
В качестве положительных моментов приватизации выделяют выход нашей страны на новый виток своего развития, давший толчок рыночным отношениям, приток доходов в бюджеты различных уровней, необходимых для осуществления социальных и экономических реформ, приход иностранных инвесторов, модернизация старых производственных мощностей, формирование корпоративных отношений, появление многоукладности в экономике и пр.
В работе сформулированы такие проблемы реализации права собственности в России, как:
1) Недостаточная нормативная база, не отвечающая современным требованиям рыночных отношений (в последнее время законодатель пытается это исправить внесением значительных изменений в ГК РФ);
2) Продолжительное замалчивание государством ситуации присвоения создаваемого прибавочного продукта в экономике посредством ослабления налоговой нагрузки и снижения объектом перераспределения доходов бюджета различных уровней.
3) Формирование дисбаланса между реальными доходами и покупательной способностью отдельных слоев, проявляющийся в высоком уровне безработицы, закреплении низкого размера прожиточного минимума, переход на коммерческие рельсы тех сфер, которые ранее были бесплатными, например здравоохранение и образование.
4) Формирование среды для совершения правонарушений в сфере предпринимательства, налогового и бюджетного законодательства: нецелевое, неправомерное, неэффективное использование бюджетных средств, создание «двойной» бухгалтерии, выплат заработной платы «в конвертах»; сокрытие сделок, непроведение расчетов через кассу или расчетный счет.
На микроэкономическом уровне решение проблем собственности видится в реализации различных механизмов: правовых, экономических, политических, социокультурных. При этом значительная роль отводится государству, главной целью которого является повышение эффективности функционирования российских предприятий и народнохозяйственного комплекса в целом посредством:
улучшение благоприятной экономической среды для развития бизнеса, появление новых хозяйствующих субъектов (фондов, банков, корпораций, бирж и пр.);
направление имеющегося государственного имущества в хозяйственный оборот, улучшение структурной составляющей государственной собственности посредством участия в корпорациях;
привлечение инвестиций в реальный сектор экономики за счет инвесторов, заинтересованных в долгосрочном развитии российских предприятий;
участие в формировании новых субъектов – самых эффективных собственников, ориентированных на долгосрочное развитие предприятий;
создание системы оценки выполнение собственниками приватизированного имущества взятых на себя обязательств, предусмотренных программами приватизации;
улучшение менеджмента за счет усиления ответственности собственников приватизированных предприятий и заинтересованности руководства и персонала предприятий в результатах их производственной деятельности;
импульса для функционирования фондового рынка;
рациональное пополнение доходной части бюджета РФ;
обеспечение социального направления всего процесса приватизации всего имущества, находящегося в государственной собствнености.
Таким образом, цель работы достигнута, поставленные задачи выполнены.