Введение 3 Глава 1. Взаимосвязь самооценки и стиля общения 7 1.1 Теоретический анализ понятия «стиль воспитания» и его характеристики 7 1.2 Феномен самооценки в психолого-педагогической литературе 13 1.3 Особенности самооценки младших школьников во взаимодействии со «значимым взрослым» в учебном процессе 18 Выводы по главе 1 22 Глава 2. Результаты исследования особенности стиля общения педагога и самооценочных характеристик учащихся 23 2.1 Профессионально-педагогические способности и личностные качества педагога……………………………………………………………………………..23 2.2 Самооценка учащихся и её взаимосвязь со стилем общения педагога 26 2.3 Психолого-педагогическая коррекция самооценки младших школьников. Педагогический опыт 29 Выводы по главе 2 35 Заключение 36 Список использованной литературы и источников 38 Приложение 1 43 Приложение 2 44 Приложение 3 45

Влияние стиля воспитания педагога на самооценку детей младшего школьного возраста

курсовая работа
Педагогика
40 страниц
41% уникальность
2022 год
26 просмотров
Серова Е.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Взаимосвязь самооценки и стиля общения 7 1.1 Теоретический анализ понятия «стиль воспитания» и его характеристики 7 1.2 Феномен самооценки в психолого-педагогической литературе 13 1.3 Особенности самооценки младших школьников во взаимодействии со «значимым взрослым» в учебном процессе 18 Выводы по главе 1 22 Глава 2. Результаты исследования особенности стиля общения педагога и самооценочных характеристик учащихся 23 2.1 Профессионально-педагогические способности и личностные качества педагога……………………………………………………………………………..23 2.2 Самооценка учащихся и её взаимосвязь со стилем общения педагога 26 2.3 Психолого-педагогическая коррекция самооценки младших школьников. Педагогический опыт 29 Выводы по главе 2 35 Заключение 36 Список использованной литературы и источников 38 Приложение 1 43 Приложение 2 44 Приложение 3 45
Читать дальше
Проблема феномена самооценки рассматривается в работах отечественных и зарубежных исследователей: Ш. А. Амонашвили, А. Ю. Боташевой, Н. Г.


Реферат по математике на заказ в Work5 гарантирует, что работа будет в лучшем виде.


Брюховой, М. И. Лисиной, А.И. Липкиной, В. В. Столина, Е.В. Шороховой, Р. Бернса, У. Джемса, Э. Эриксона и многих других. Эти исследователи изучают происхождение понятия самооценки, ее структуру, функции, возможности и закономерности функционирования. Самооценка участвует в регуляции поведения человека и формируется при непосредственном участии самой личности. Поэтому именно самооценка важна в процессе становления и развития личности, ее способностей, социальной активности и значимости. Ценности – это ядро самооценки, так как они определяют особенности ее саморегуляции. Актуальность работы. Феномен самооценки связан с проблемами самосознания. Она имеет связь с его оценочными функциями, которые включают эмоционально-ценностное отношение личности к самой себе. От последнего зависит уровень притязаний личности, ее претензия на успех. Самооценка, являясь качественным образованием, формируется уже в младшем школьном возрасте. Именно поэтому на данном этапе возрастает необходимость ее объективного определения и своевременной коррекции. На развитие самосознания и формирование самооценки ребенка, прежде всего, влияют «значимые взрослые». Это его родители, воспитатели, учителя. В этой связи и возникает специфика феномена самооценки как одной из наиболее важных ступеней становления здоровой личности. Кроме того, в психологической науке исследована взаимосвязь двух составляющих: самооценки младшего школьника и стиля воспитания педагога. В отечественной психологии самооценку принято рассматривать как компонент самосознания. Самооценка считается стерженем процесса самопознания, показателем уровня его развития, это интегрирующее начало и личностный аспект, включенный в процесс самопознания. Самооценка определяется как продукт самосознания, отражающий представления индивида о себе, образе Я, об окружающих. Также самооценка является инструментом изучения уровня развития самосознания личности. Классик отечественной психологии С.Л. Рубинштейн связывал развитие личности со становлением самосознания человека, которое представляет собой специфическую форму сознания личности и проявляется в осознании человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающему, к другим людям и к самому себе. Исследовательские интересы психологов направлены на понимание сути феномена, сопоставление его с понятиями «Я - концепция», «образ Я» и т.д., создание многоуровневой модели самосознания и описание его элементов. В нашем исследовании освещены проблемы взаимосвязи личности и самооценки и проблемы самосознания и самоуважения. Это обуславливает широкий выбор различных, непротиворечащих друг другу подходов, каждый из которых раскрывает сущность самооценки как психологического феномена. Цель исследования: определить теоретически и доказать практически влияние стиля общения и воспитания педагога на самооценку младшего школьника. Объект нашего исследования – самооценка, стиль общения, стиль воспитания. Предмет исследования – взаимосвязь самооценки и стиля общения и воспитания педагога. Гипотеза исследования заключается в том, что в процессе общения педагога и учащегося формируется определенная среда, оказывающая как положительное, так и отрицательное влияние на самооценку младших школьников. И причина этому не просто стиль общения «значимого взрослого», а его личностные, возрастные характеристики, а также квалификация. В зависимости от стиля общения педагога происходят изменения самооценочных характеристик младших школьников. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:  анализ литературы по теме исследования;  характеристика феномену «самооценки»;  поиск особенностей формирования самооценки младшего школьника и ее зависимость от стиля общения и воспитания педагога;  экспериментальное установление влияния стиля воспитания педагога на формирование самооценки младшего школьника. Теоретико-методологической основой послужили труды А. Ю. Боташевой, Н. Г. Брюховой, М. И. Лисиной, А.И. Липкиной, Р. Бернса; теоретические идеи и концепции, описывающие процессы регуляции поведения, межличностных отношений, представленные в работах А. В.Захаровой, М. И.Лисиной, В. С.Мухиной, А. В.Петровского, М. Г.Рогова. Методы исследования: анализ научной литературы, обобщение, наблюдение, моделирование. Практическая значимость исследования обусловлена зависимостью понятия «самооценка» и «стиль воспитания». Самооценка – это отношение человека к самому себе и представление о самом себе. Люди с высокой самооценкой создают вокруг себя доверительную атмосферу добра, честности, ответственности, понимания. Человек способен замечать, принимать и уважать ценность в других, только в том случае, если чувствует ее в самом себе. Чувство этой ценности, чувство собственного достоинства у него, как правило, формируется в семье. Такая семья, в которой царит понимание и уважение к друг другу, где принимают любые индивидуальные отличия, а общение между ее представителями построено на доверии. Научная новизна работы. В данном исследовании дается объяснение и описание комплексам личностных характеристик учителей с различным стилем педагогического воспитания и общения. Выявлены структурообразующие личностные особенности, являющиеся ядрами, которые определяют личностные особенности педагогов в зависимости от стиля их общения. Структура работы. Работа состоит из введения, двух частей, заключения, списка литературы и источников, приложений.

Читать дальше
Родители с ранних лет формируют в ребенке базовые ориентиры, среди которых одно из важнейших мест принадлежит самооценке. Учитель также занимает одну из главных позиций в жизни и развитии ребенка-школьника. Большую часть своего времени ребенок проводит в школе, постоянно взаимодействуя со сверстниками и учителями. Становится ясно, что действия, установки и позиции учителя в процессе общения с детьми имеют огромное значение для определения пути, по которому будет идти развитие ребенка. Явление педагогической позиции еще изучено недостаточно. Многие исследователи, как правило, больше внимания уделяют стилю общения учителя, а не стилю его воспитания (взаимодействия с учениками). Высокая чувствительность периода младшего школьного возраста определяет большой потенциал для разностороннего развития ребенка. В данной работе нам удалось определить особенности влияния стиля педагогического взаимодействия учителя на личность младшего школьника. В исследовании были решены следующие задачи: 1) изучена литература по теме исследования; 2) проведена диагностика особенностей стиля взаимодействия учителей начальных классов с самооценкой младших школьников; 3) проведена экспериментальная проверка, обоснованы особенности влияния стиля взаимодействия учителя на самооценку младшего школьника. В ходе нашего исследования были применены следующие методы: изучение и анализ психолого-педагогической литературы; методики диагностики стилей взаимодействия В. Л.Симонова и диагностики самооценки младших школьников А. И. Липкиной «Три оценки». Согласно результатам исследования, мы пришли к следующим выводам о влиянии стиля педагогического взаимодействия на самооценку младшего школьника как важной составляющей формирования его личности: 1) стиль взаимодействия учителя играет важную роль в формировании самооценки младшего школьника благодаря референтной роли учителя; 2) младшие школьники обладают всеми видами самооценки: адекватной стабильной, завышенной стабильной, неустойчивой в сторону неадекватного завышения или занижения; 3) при преобладающем демократическом стиле взаимодействия самооценка младших школьников ччаще всего адекватная со склонностью к завышению; 4) при авторитарном стиле общения самооценка младших школьников обычно занижена. Выдвинутая гипотеза была подтверждена в ходе экспериментального исследования. Об этом свидетельствуют результаты нашей работы. Необходимо констатировать факт влияния стиля педагогического взаимодействия на развитие личности младшего школьника.
Читать дальше
1. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценок и учения школьников / Ш.А. Амонашвили. – М.: Просвещение. – 1984. – 112 с. 2. Андронова О.Е. Проблема компонентов, характеристик и основных типов самосознания в психологии/О.ЕАндронова//Вестник томского государственного университета. – 2007. - № 305. – С.149-152 3. Бернс Р. РазвитиеЯ-концепциии воспитание/Пер. с англ. – М.: «Прогресс», 1986. – С. 30-66 4. Бордовская Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская. – СПб.: Питер, 2017. – 624c. 21. Бордовская Н.В. Психология и педагогика: Учебник / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2018. – 320 c. 5. Бороздина Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 477 c. 6. Боташева А. Ю. Факторы, влияющие на развитие самооценки в младшем школьном возрасте/ А. Ю. Боташева//Проблемы эффективного использования научного потенциала общества. Сборник статей международной научно-практической конференции: в 2 частях. – Издательство: общество с ограниченной ответственностью «Омега сайнс». – Уфа, 2017. – с.159 – 161 7. Брюхова Н. Г. Этика в индивидуальном психологическом консультировании акмеориентированного клиента // Психология. Теория и практика: альманах. Воронеж, 2012. - № 1. – С. 61-67 8. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии / Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1982. — 504 с. 9. Гилленбранд К. Коррекционная педагогика: Обучение трудных школьников / К. Гилленбранд. – М.: Academia, 2018. – 224 c. 10. Голованова Н.Ф. Педагогика: учебник / Н.Ф. Голованова. – М.: Academia, 2019. – 352 c. 11. Джеймс У. Беседы с учителями о психологии. М.: Спб, 1989. – 214с. 12. Жуков Г.Н. Общая и профессиональная педагогика: Учебник / Г.Н. Жуков П.Г. Матросов. – М.: Альфа-М, 2018. – 448 c. 13. Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психологии. 1989. № 1. С. 5–14 14. Иовайша Л.А. Проблема профессиональной организации школьников. М., 1983. – С.66 15. Кон И.С. Открытие «Я». – М.: Политиздат, 1978. – 367с. 16. Кравченко А. Психология и педагогика: Учебник / А. Кравченко. – М.: Проспект, 2019. – 400c. 17. Куликова Т.А. Семейная педагогика: Учебник / Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2018. – 208 c. 18. Лазарев В. С. Управление школой: Теоретические основы и методы. — М., 1995. — С. 17 19. Липкина А.И. Самооценка школьника / А.И. Липкина. – Москва : Знание, 1976. – 64 с. 20. Максименкова Л. И. Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков, находящихся в кризисной ситуации: учебнометодическое пособие / Л. И. Максименкова. — Псков: Псковский государственный университет, 2013. — 400 с. 21. Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовании: Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / В.Г. Маралов, В.А. Ситаров. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 424 c. 22. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: истоки, состояние, перспективы развития: материалы xx международных социально-педагогических чтений (24 марта 2017 года) / Л.В. Мардахаев. – М.: Русайнс, 2018. – 144 c. 23. Намазбаева Ж.И. Развитие личности учащихся вспомогательной школы: Автореф. дис... д-ра психол. наук. – М., 1986. – 33 с. 24. Овсянникова О. А. Психология и педагогика высшей школы: учебное пособие для вузов / О. А. Овсянникова. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 236 с. 25. Пилипчук Л.В. Особенности самосознания личности в раннем юношеском возрасте: Автореф. дис… канд. психол. наук. – Алматы, 1999. – 30 с. 26. Проблема самосознания в психологии/ И.И.Чеснокова, Е.В. Шорохова. – Москва: Наука, 1977. – 144 с. 27. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. – МГУ Москва, 1989. – 210с. 28. Столин В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности: Дис. ... д-ра психол. наук. – М., 1985. – 530 с. 29. Тихомирова Е.И. Социальная педагогика. Самореализация школьников в коллективе / Е.И. Тихомирова. – М.: Academia, 2018. – 206 c. 30. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: в 2 т. Т .2. – М.: Педагогика, 1986. – С. 234-248 31. Арябкина И. В. Формирование культурно-эстетической компетентности учителя начальной школы на основе личностно-ориентированного подхода: теоретические аспекты: монография / И. В. Арябкина. — 3-е изд. — Москва: ФЛИНТА, 2021. — 179 с. — ISBN 978-5-9765-1013-5.— Текст: электронный// Лань: электронно-библиотечная система. — Режим доступа:https://e.lanbook.com/book/166535/(дата обращения: 25.11.2021) 32. Арябкина И. В. Формирование культурно-эстетической компетентности учителя начальной школы на основе личностно-ориентированного подхода: теоретические аспекты : монография / И. В. Арябкина. — 3-е изд. — Москва : ФЛИНТА, 2021. — 179 с. — Электронная версия печатной публикации. – URL:https://e.lanbook.com/book/166535/(дата обращения: 25.11.2021) 33. Бобкова Н. Д. Педагогика высшей школы: методические рекомендации / Н. Д. Бобкова. — Курган: КГСХА им. Т.С.Мальцева, 2018. — 41 с.— Электронная версия печатной публикации. – URL https://e.lanbook.com/book/159270/(дата обращения: 25.11.2021) 34. Грязнов С.А. Новая педагогика // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. №3-2. – Текст: электронный. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/novaya-pedagogika / (дата обращения: 14.12.2021) 35. Зеер Э. Ф. Компетентностный подход к образованию // Образование и наука. 2005. №3. – Текст: электронный. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostnyy-podhod-k-obrazovaniyu / (дата обращения: 07.01.2022) 36. Игнатова В. В. Педагогика и психология высшей школы : учебное пособие / В. В. Игнатова, Н. А. Красноперова, С. А. Сапрыгина. — Красноярск: СибГУ им. академика М. Ф. Решетнёва, 2018. — 98 с. — Электронная версия печатной публикации. – URL :https://e.lanbook.com/book/147445/(дата обращения: 25.11.2021) 37. Креативная педагогика. Методология, теория, практика: монография / под редакцией В. В. Попова, Ю. Г. Круглова; художник Н. Новак. — 6-е изд. — Москва : Лаборатория знаний, 2021. — 322 с. — Электронная версия печатной публикации. – URL:https://e.lanbook.com/book/166738/(дата обращения: 25.11.2021) 38. Мехтиханова Н. Н. История отечественной психологии конца XIX - начала ХХ веков: учебное пособие / Н. Н. Мехтиханова. — 3-е изд. — Москва: ФЛИНТА, 2021. — 190 с. — Электронная версия печатной публикации. – URL: https://e.lanbook.com/book/166525 /(дата обращения: 25.11.2021) 39. Педагогика высшей школы: учебное пособие / К. Е. Романова, В. А. Дельцова А. М. Кабешева [и др.]; под редакцией К. Е. Романовой. — Иваново : ИВГПУ, 2018. — 152 с. — Электронная версия печатной публикации. – URL : https://e.lanbook.com/book/170894 /(дата обращения: 25.11.2021) 40. Писаренко В.И. Моделирование в современной педагогике // Общество: социология, психология, педагогика. 2019. №12. – Электронная версия печатной публикации. – URL :https://cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie-v-sovremennoy-pedagogike / (дата обращения: 14.12.2021). 41. Романова Н. Р. Педагогика высшей школы: Практикум: учебное пособие / Н. Р. Романова. — Иваново: ИГЭУ, 2018. — 76 с.— Электронная версия печатной публикации. – URL: https://e.lanbook.com/book/154535/ (дата обращения: 25.11.2021) 42. Самойлова И. В. Психология и педагогика высшей школы: учебное пособие / И. В. Самойлова. — Пенза: ПГАУ, 2018. — 267 с. — Электронная версия печатной публикации. – URL: https://e.lanbook.com/book/131187 /(дата обращения: 25.11.2021) 43. Шарипов Ф. В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие / Ф. В. Шарипов. — Москва: Логос, 2020. — 448 с. —Электронная версия печатной публикации. – URL: https://e.lanbook.com/book/163116/(дата обращения: 25.11.2021) 44. Ясницкий Л. Н. Современные проблемы науки : учебное пособие / Л. Н. Ясницкий Т. В. Данилевич ; художник Н. В. Зотова. — 5-е изд. — Москва : Лаборатория знаний, 2021. — 297 с. — Электронная версия печатной публикации. – URL:https://e.lanbook.com/book/166758/(дата обращения: 25.11.2021) 45. Психологический словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psi.webzone.ru/index.htm /( дата обращения: 25.11.2021) 46. Философская энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://terme.ru/termin/samoocenka.html/ (дата обращения: 25.11.2021)
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Методы профилактики профессиональной деформации и профессионального выгорания руководителей
Количество страниц:
25
Оригинальность:
95%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Менеджмент
курсовая работа
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРАНСПОРТНОЙ КОМПАНИИ
Количество страниц:
25
Оригинальность:
52%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Бухгалтерский учет, анализ и аудит
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image