В заключении хотелось бы подчеркнуть значимость цифровых технологий. По мнению некоторых ученых мы живем в эпоху начала или перехода к четвертой промышленной революции, а именно цифровизация всех процессов жизни общества. Данный факт нельзя игнорировать и относится к нему пренебрежительно. Технологии будут развиваться с каждым годом все больше и быстрее и этого не избежать. Уже сейчас ни один человек не может представить свою жизнь без цифровых технологий. Они не только проникли во всех сферы жизни общества, но и устойчиво в ней укрепились. Теперь они сами становятся источником возникновения новых сфер и новых общественных отношений. И сейчас процесс регулирования данной сферы является как никогда острым. От того по какой модели регулирования пойдет законодатель зависит дальнейшая судьба новой российской правовой действительности.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы и предложения:
1. Действующее законодательство определяет цифровые права как названные в таком качестве в законе обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам.
На основании вышесказанного, автор приходит к следующим выводам. Понятие цифровых прав, предлагаемое в первой редакции законопроекта, является очень узким и в сущности представляет собой просто способ фиксации. Более того указанное понятие может быть использована только в системах распределенного реестра, и опирается на данные технологии. Данная позиция также находит свое отражение в разных комментариях комитетов Государственной Думы и отзыве Правительства Российской Федерации.
Однако, важно отметить, что принятое и на данный момент закрепленное понятие цифровых прав в Гражданском кодекс Российской Федерации вызывает ряд вопросов. Данное понятие является необоснованно широким и лишено конкретики касательно объемов, способов реализации. Автор приходит к выводу, что принятие определение именно в данном виде вызвано в первую очередь для более широких «маневров» в дальнейшем регулировании общественных отношений в сфера цифровых прав.
На основании вышеизложенного предлагается привести пункт 1 статьи 141.1 Гражданского кодекса Российской федерации к следующему виду: «Цифровыми правами признаются обязательственными и иными правами, которые могут быть удостоверены совокупностью электронных данных, в том числе цифровым кодом и обозначением, существующие в информационной системе, отвечающая законным признакам. Осуществление, распоряжение, в том числе передача, залог, обременение цифрового права другими способами или ограничение распоряжения цифровым правом возможны только в информационной системе».
2. Объектами цифровых прав являются создаваемые в результате использования цифровых технологий (в т.ч. компьютерных программ) нематериальные объекты в виде цифровых кодов и записей охраноспособные объекты, признаваемые законом в качестве таких объектов либо в силу соглашений субъектов цифровых прав. К объектам цифровых прав относятся: токены и криптовалюты, «цифровые двойники» (математические модели вычислений физической реальности), технологические онлайн платформы (агрегаторы), облачные вычисления (удаленные компьютерные сервисы), цифровые хранилища криптовалют (электронные кошельки), цифровые биржи и др. Цифровые объекты непосредственно не участвуют в гражданском обороте, а оборотоспособными являются цифровые права на такие объекты, которые признаются и учитываются (удостоверяются) в цифровых реестрах посредством цифровых записей компьютерных кодов. Субъектами цифровых прав могут выступать юридические или физические лица посредством цифровых идентификаторов субъекта, включая компьютерные коды, IP–адреса, персональный идентификатор (ID номер), условные обозначения (nick-name и др.), а также в виде цифровых сущностей (искусственный интеллект в различных формах). Субъекты (обладатели) цифровых прав выступают в гражданских правоотношениях посредством цифровых идентификаторов при распоряжении цифровыми правами, признаваемыми за правообладателями. Специальными субъектами цифровых прав могут быть оператор интернет-сервиса, информационный посредник, хостинг-провайдер, владелец (оператор) онлайн платформы (агрегатора) по предоставлению информации о товарах (услугах).
3. Закон о цифровых правах действует во Франции. Принятие Закона от 7 октября 2016 г. No 2016-1321 «О цифровой республике» совпало с разработкой государственной прграммы по построению цифровой экономики. После принятия закона о цифровой экономике потребовалось внести изменения в принятые ранее законы, которые тем или иным образом связаны с цифровым правом.
В частности, закон Франции о защите интеллектуальных прав хотя и предусматривает возможность обращения к судебной защите нарушенных прав, но не позволяет эффективно расследовать преступления, совершенные в киберпространстве. Трудности возникают с установлением личности нарушителя.
Существенного прорыва в этой области удалось добиться США с принятием Digital Millennium Copyright Act1, а также серии законов в сфере правового регулирования цифровых прав. Анализ основных правовых норм указывает на то, что на пользователей, покупающих товары в сети, распространяются те же нормы законов о защите прав потребителей, что и на обычных покупателей в магазине. Товары, приобретенные через Интернет, можно вернуть, обменять, потребовать за них деньги обратно из-за низкого качества, несоответствия описанию и т. д.
4. Помимо этого, основой задачей для достижения цели был анализ законопроект в соответствии с которых предлагалось внести в Гражданский кодекс Российской Федерации понятия цифровых прав, также уже закрепленное понятие в ГК РФ. Более того было разобрано сущность и специфика правового положения субъектов и объектов цифровых прав.
Большинство проблем носят комплексный характер и в первую очередь обусловлены отсутствием всестороннего регулирования. Рассматривая положение о крипт-валюте возникает первостепенный вопрос о том, как именно воспринимать данное явление через призму российского законодательства. Именно этот вопрос ставится во втором параграфе второй главы. Обещая все выводы, автор приходит к решению о внесении изменения в статью 128 Гражданского кодекса Российской Федерации и предлагает привести ее к следующему виду: «К объектам гражданских прав относятся вещи (включая наличные деньги и документарные ценные бумаги), иное имущество, в том числе имущественные права (включая безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, крипто-валюты); результаты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага».
В данной работе была приведена перспектива развития гражданско-правовых отношений, под влиянием цифровых технологий. Автором были обозначены концепты моделей по регулированию цифровых прав в современном гражданском обороте. И в данном исследовании предлагается продолжить развитее российского законодательства в сфере цифровых прав по пути цифровизации же имеющихся прав.
Важно заключить, что данная новелла, несмотря на множество вариантов и большое количество редактирования, не дает полноценно и всесторонне урегулировать новые общественные отношения в сети «Интернет». Данный закон лишь делает попытки, чтобы заложить фундамент для правового регулирования совершенно новых отношений. И в данной ситуации важно наращивать темп по изучению и регулированию цифровой среды с правовой точки зрения.
Мы являемся свидетелями начала изменений, которые повлекут за собой полное переосмысление взглядов на всю правовую науку и практику. И успех во много будет завесить от того готовы ли мы к этому.