Введение …………………………………………………………………….......3 Глава 1. Сравнительный анализ Каторга Солженицына (Архипелаг ГУЛаг) и каторги Достоевского (Записки из мертвого дома)………………………….6 1.1. Эпоха, в которой жил Ф.М.Достоевский в сравнении с эпохой, в которой жил А.И.Солженицын. Влияние эпохи на творчество писателей…………..6 1.2. Ф.М.Достоевский на каторге и о каторге ……………………………...11 1.3. А.И.Солженицын на каторге и о каторге……………………………….14 1.4.Герои произведений Достоевского и Солженицына в сравнении……..15 Заключение ……………………………………………………………………..20 Список использованной литературы………………………………………...22

Каторга Достоевского vs. Каторга Солженицына

курсовая работа
Литература
20 страниц
86% уникальность
2022 год
26 просмотров
Федотов С.
Эксперт по предмету «Русская литература»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение …………………………………………………………………….......3 Глава 1. Сравнительный анализ Каторга Солженицына (Архипелаг ГУЛаг) и каторги Достоевского (Записки из мертвого дома)………………………….6 1.1. Эпоха, в которой жил Ф.М.Достоевский в сравнении с эпохой, в которой жил А.И.Солженицын. Влияние эпохи на творчество писателей…………..6 1.2. Ф.М.Достоевский на каторге и о каторге ……………………………...11 1.3. А.И.Солженицын на каторге и о каторге……………………………….14 1.4.Герои произведений Достоевского и Солженицына в сравнении……..15 Заключение ……………………………………………………………………..20 Список использованной литературы………………………………………...22
Читать дальше
С точки зрения государства, каторжные работы или каторга - это подневольный труд, отрабатываемый преступниками на пользу государства. Подневольный труд, используемый как мера наказания, был известен с глубокой древности. С особенным размахом каторжный труд применялся в Римской империи. Именно каторжанами были построены первые римские водопроводы. В средние века у романских народов была особенно распространена работа осужденных на весельных судах, так называемых галерах.


Сложная курсовая на заказ в Краснодаре ? Легко для Work5.


Отсюда и произошло слово каторга, от греческого слова «катергон». Так называлось гребное большое судно с тройным рядом вёсел (позже его стали называть галерой). В нашей стране такой вид уголовного наказания как ссылка сложился еще в XVI-XVII веках и первоначально звучал как «выбытие из земли». По указанию царя человека переселяли с места его постоянного проживания в какое либо иное. В середине XVIII века указами императрицы Елизаветы Петровны были введены ограничения на смертную казнь, каторжные работы и ссылка стали массовым явлением. В Сибири сформировался особый мир, куда входили каторжане, поселенцы, надзиратели, конвоиры, врачи и чиновники. Именно этот вид уголовного наказания получил наибольшее распространение в XIX веке и начале прошлого столетия в отношении лиц, обвиняемых в политических преступлениях. В первой половине XIX века перед Правительством России стояла задача принятия нормативных документов для оформления института каторжных работ. Результатом изучения зарубежного опыта, огромного количества материалов и практик по тюремному делу стало создание законодательства, в котором нашла отражение новая модель российской каторги. Отбывание каторги предусматривалось даже в последней редакции Устава о ссыльных 1909 г. К началу XX века Сибирь и остров Сахалин (до 1905 г.) становятся единственным в Российской империи местом размещения каторжан. Ссылка уголовных и политических преступников в Сибирь в XIX веке рассматривалась правительством, прежде всего, как средство заселения края («штрафная» колонизация) при ограничении свободного переселения. Сибирская ссылка на поселение следовала за: богохуление и кощунство, отвлечение от веры, оскорбление святыни, оказание неуважения к верховной власти, бунт, измену, сопротивление властям, подлог бумаг от имени императора, противозаконные сообщества, оставление отечества, подстрекательство к нападению. Феномен тюрьмы, тесно связанный с конкретными историческими периодами, отражает нравственное состояние всего общества, выступает своеобразным индикатором социальных процессов. Надо сказать, что тема российской каторги вызывала интерес общественных и политических деятелей, ученых и юристов на протяжении нескольких веков. Тюрьмы существовали и существуют во всех странах. Однако именно русская тюрьма стала понятием нарицательным и международным. И именно российская тюрьма вошла в историю страны как средоточие многих ярких своих представителей, оказавшихся неугодными власти. Актуальность работы заключается в том, что размышления писателей – и Ф.Достоевского и А.Солженицына – имеют огромное значение и в наши дни. Сегодня, как никогда остро стоит проблема межчеловеческих связей, о создании гармоничного строя общественных и нравственных отношений, о воспитании полноценного, здорового духовно и нравственно человека. Объект исследования – произведения писателей Ф.М.Достоевского и А.И.Солженицына, написанные во время их пребывания на каторге («Записки из Мертвого дома» и «Архипелаг ГУЛАГ»). Предмет исследования – время пребывания в остроге Ф.М.Достоевского и А.И.Солженицына. Целью исследования является выявление взаимосвязи между творчеством Достоевского и Солженицына, установить общие черты и различия в понимании писателями значения каторги как способа очищения и возрождения человека. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: изучить эпоху нахождения на каторге русского писателя ФМ.Достоевского в сравнении с эпохой нахождения на каторге А.И.Солженицына; изучить влияние каторги на человека, условия жизни в остроге, а также мнение писателей о каторге; дать сравнительный анализ героям произведений писателей, написанных во время пребывания на каторге; сформулировать выводы. Структура работы: работа состоит из введения, основной части с четырьмя параграфами, заключения и списка используемой литературы.

Читать дальше
Одной из ведущих тем публицистики Достоевского и Солженицына является тема России и судьбы русского народа. Оба писатели творили во времена духовных кризисов российского общества. Достоевский в своих произведениях пытался предотвратить надвигающуюся революцию, предупредить своих современников о пагубности революций. «Человек на поверхности земной не имеет права отвертываться и игнорировать то, что происходит на земле, и есть высшие нравственные причины на то», — писал Достоевский, защищая свой суровый реализм [9, 274]. «Записки из Мертвого дома» воспринимались современниками не только как волнующий рассказ о страданиях народа, об ужасах и несправедливости царской каторги, но и как рассказ о тяжелой судьбе политических ссыльных, об испытаниях, выпавших в мрачные годы правления Николая I на долю одного из деятелей русской литературы и русского освободительного движения. Достоевский вошел в историю литературы как художник трагедийный, беспредельно чувствительный к тончайшим человеческим переживаниям. Своими произведениями Достоевский будто говорил современникам и будущим поколениям: в этом жестком мире все так позорно и страшно устроено, что человек вынужден беспредельно страдать. Солженицын пытался найти выход уже из нового постреволюционного кризиса, связанного с тем, что революционные преобразования в стране практически погубили все лучшие нравственные качества в душе человека. Однако созданный Солженицыным художественный мир не может быть понят и применим только с точки зрения социально-политической актуальности. Идеал писателя – упорядоченность всего сущего, восстановление гармонии человека с мирозданием, возвращение человека и человечества к Богу. Общим между «Записками из Мертвого дома» Достоевского и романом Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» является и мотив о понимании веры как возможного выхода для человека, находящегося в аду каторги и лагерей. В.С. Соловьёв сказал, что Достоевский любил «прежде всего, живую человеческую душу во всём и везде... верил в бесконечную Божественную силу человеческой души, торжествующую над всяким насилием и над всяким внутренним падением...». [16] Проза Солженицына в этом смысле также не является исключением: в ней большей смысловой силой обладают не идеи, представленные в оголенном виде, а те, которые растворяются в художественных образах. Изображаемое противоборство философских, социально-политических, этических и других идей является лишь одной из сфер художественного мира Солженицына – важной, необходимой писателю, но не единственной. Мир многих произведений Солженицына – это наглядное воплощение знания автора о реальной действительности, мир идей, определивших направление движения русской истории XX в. Разумеется, не будь каторги и лагеря в жизни Достоевского и Солженицына, их талан обязательно проявился бы в другой плоскости. Бесспорно одно: заключение оставило неизгладимый отпечаток на их мироощущении, восприятии мира, отразилось в творчестве. Просидев столько лет, даже в самых невероятных условиях, человек оставляет там частицу своей души.
Читать дальше
Список литературы 1. Аладьина Л.С. Уголовно-исполнительная политика Российского государства: Дис. канд. юрид. наук. - М., 2003. с.174 2. Барабанова Мария Владимировна. Идея страдания в творчестве Ф.М.Достоевского и А.И.Солженицына/ М.В.Барабанова//Литература в школе: научно-методический журнал: 12 номеров в год. – 2012. - №1. – С.11-13 3. Вайнерман, В. Омская каторга и «перерождение убеждений» Достоевского / Виктор Вайнерман // Миненко Н. А. Из XVIII века – в век XXI: история Омска / Миненко Н. А., Рыженко В. Г. – Санкт-Петербург, 2006. – С. 114–119. 4. Гоголь. Соловьев. Достоевский. – М.: Республика, 1995. – С. 217-562 5. Детков М.Г. Тюрьмы России: память истории: Монография. – Вологда.: ВИПЭ Минюста России, 2001.- 137 с. 6. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. Т. 15. Л., 1972–1976. – с.171 7. Достоевский Ф. М. Полн. собр. художественных произведений. Т. 13. М. — Л., 1927–1930. – с.526 8. Достоевский Ф. М. Полн. собр. художественных произведений. Т. 28. М. — Л., 1927–1930. – С.162-173 9. Достоевский Ф. М. Письма / Под ред. и с примеч. А. С. Долинина. М.; Л.: Госиздат; Academia; Гослитиздат, 1928—1959. Т. 2. – с.274 10. Залыгин С. Вступительная статья//Новый мир.1990. - №1. - с.238 11. Колпаков, А.Ю. Каторга Достоевского: константы личности / А.Ю. Колпаков // Вестник Челябинского Государственного университета. – 2007. – № 20. – С. 86-97 12. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, 2-е Издание – М.: Государственное издательство политической литературы, 1955 - 1981 гг. - Т.12. - С.3 13. Мартьянов П.К. «В переломе века (Отрывки из старой записной книжки)», «Исторический вестник», - 1895,- N 10-11. - С. 246-247 14. Мартьянов П. К. «Дела и люди века. Отрывки из старой записной книжки, статьи и заметки», СПб. - 1893-1896. - С. 263-270 15. Солженицын А. Рассказы//Малое собрание соч.. Т.3. – 2002. – С.87 16. Соловьев В.С. Три речи в память Достоевского. Сочинения в двух томах, М.: Мысль, 1988, Т.2. - С.290-323
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Специфика новостного текста как источника культурных реалий: на материале текстов электронных англоязычных СМИ»
Количество страниц:
35
Оригинальность:
95%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Переводоведение
курсовая работа
Методология современного предпринимательского права
Количество страниц:
60
Оригинальность:
78%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Право
дипломная работа
Разработка интернет магазина спец одежды для охоты и рыбалки аксессуаров сопутствующих товаров ОО» Кречет»
Количество страниц:
80
Оригинальность:
92%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Программирование
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image