Ещё в VI-V вв. до н.э. Платон и Аристотель выделили три психологические способности человека: разум, чувство и волю .
Проблема воли и безволия волнует человечество достаточно давно - со времён античности. Древняя Греция заложила основы понимания воли, которые сохранились до наших дней: представление о воли как явление рациональном, разумном (Аристотель), и явлении аффективном, идущим от души и управляющими человеком (Платон). Долгое время понятие воли относили к философии, что надолго обеспечило оторванность этого понятие от ведения психологии. Изучение же процессов волевой регуляции именно с психологической стороны подверглось в настоящее время в трудах Ильина Е.П., Иванникова В.А., Хекхаузена Х., Лазурского В.Ф., Баканова Е.Н., Басова М.Я., Веккер Л.М. и др.
На данный момент можно говорить о том, что проблема воли и безволия еще не решена. На сегодняшний день существует множество подходов к определению природы воли (так называемые теории воли: волюнтаристская, свободный выбор, произвольная мотивация, долженствование, особая форма психической регуляции, контроль за действием, механизм преодоления трудностей), которые рассматривают феномен воли достаточно однобоко, чтобы трактовать впоследствии механизм волевой регуляции, рассматривать реалии, скрываемые под понятием "воля". Ильин Е.П. предлагает объединить все эти подходы, т.к. считает, что в каждом из них есть доля правды, и рассматривать волю целостно, а не через единичные проявления.
Проблемой в понимании безволия является различная трактовка и понимание этих понятий у разных авторов. Безволием в настоящий момент
принято обозначать разные степени проявления волевых качеств, хотя до этого момента существовали и другие точки зрения, которые тоже не могут быть отвергнуты, но и имеющие, в то же время, свои недостатки.
В методологии изучения вопроса воли и безволия тоже не обошлось без проблем. Они начинаются с самого главного: что изучать? То ли это сила воли и её необходимо измерить, то ли это волевое усилие? Этот вопрос так и остался без ответа. Что же касается отдельно волевых качеств, то их необходимо для начала классифицировать и дифференцировать, а только потом пытаться их измерить. Методики изучения существуют разные, но они тоже имеют недостатки. Неэкспериментальные методы представляют собой, в своём большинстве, работу с испытуемыми, связанную с опросами: беседы, анкетирование и прочее. Эти опросы опасны тем, что испытуемые могут не различать некоторые проявления волевых качеств или не знать истинного их проявления. Эксперимент во многом подразумевает решение сложной задачи, и волевое усилие в таком исследовании исчисляется временем.
Но не учитываются в таких исследованиях то, что задача будет решена не в соответствии с уровнем проявления волевого качества, а исходя из функционального состояния организма, то есть уровня развития интеллекта или мышления, или же физического развития.
Как мы видим, проблем воли и безволия в психологии немало и они еще не решены, и возможно, что решаться он будет ещё очень долго.
Из-за того, что методология изучения включает в себя ошибки и по своей сути она стоит на месте, то о выявлении природы воли, её механизмов и способов развития воли пока что-либо утверждать ещё рано.