Введение 3
1. Теоретические основы методов выявления и путей развития одаренных детей 5
1.1. Понятие одаренность в психологии 5
1.2. Особенности одаренных детей 10
1.3. Оптимизация работы по выявлению методов и путей развития одаренных детей 15
2. Экспериментальное исследование выявления и пути развития одаренных детей 23
2.1. Методы диагностики уровня развития одаренных детей 23
2.2 Экспериментальное изучение уровня развития одаренных детей 27
2.2. Практические рекомендации по развитию одаренности детей 31
Заключение 36
Список литературы 38
Читать дальше
Значительные изменения во взглядах ученых начала ХХ века были вызваны признанием научной деятельности как высшего вида творчества. Большая часть филологов, психологов, педагогов были склонны проявление высшей одаренности видеть в научном творчестве и научном мышлении. В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними.
Таким образом, одаренность – это качественная совокупность способностей человека, которая обеспечивает успех в той деятельность, где есть этот дар; общие способности или отдельные качества, которые обуславливают уровень, широту и своеобразие деятельности ребенка; умственный потенциал, или интеллект, целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению; совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразие природных предпосылок способностей; талантливость, наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности.
Группа одаренных детей неоднородна по личностным особенностям, влияющим на их личностное и профессиональное самоопределение. Наряду с личностными особенностями, характерными для многих одаренных детей, можно выделить и индивидуальные личностные особенности, обусловленные спецификой социальной ситуации развития одаренного ребенка. Знание данных особенностей позволит педагогам определить направления психолого–педагогической коррекции личностного развития одаренных детей, разработать адресные программы личностного развития одаренных детей и предупредить возникновение у них трудностей в профессиональном развитии и личной жизни.
По итогам изучения различных методов работы с одаренными детьми мы можем сделать следующие выводы: во–первых, вариативность и разноплановость воспитательной работы дает возможность индивидуального подхода к каждому ребенку и учитывает различные виды одаренности; во–вторых, выбор тех или иных методов и форм работы должен быть основан на результатах предварительной диагностики; в–третьих, все виды работы по воспитанию одаренных детей среднего подросткового возраста должны быть взаимосвязаны и системны.
Экспериментальная работа включала два этапа: констатирующий и формирующий, который включал разработку рекомендаций для педагогов. Результаты констатирующего этапа экспериментальной работы показали невысокий уровень развития одарённости, было выявлено лишь 5 обучающихся с признаками одарённости из 15 продиагностированных. Было выявлено, что обучающиеся слабо проявляют любознательность, испытывают затруднения в прогнозировании результатов деятельности.
В заключение необходимо напомнить, что работа педагога с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Работа с одаренными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. Вообще массовое образование является одним из наиболее важных институтов современного общества. Это образование по самой своей природе обязано заботиться, в первую очередь, о большинстве учеников. Однако ориентированная на средний уровень школа оказывается не очень хорошо приспособленной для тех, кто сильно отличается от этого среднего уровня как в сторону меньших, так и больших способностей.
Читать дальше
1. Бабаева Ю.Д. Психология одаренности детей и подростков / Ю.Д. Бабаева – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 336 с
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С.Выготский; под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 2018. – 150 с.
3. Дьячкова М. А. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в образовательных учреждениях: учебное пособие. – Екатеринбург: Издательско-полиграфическое предприятие «Макс-Инфо», 2015. – 178 с.
4. Лейтес Н. С. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности / Н.С. Лейтес. М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 416 с.
5. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст / Н.С. Лейтес. М. Педагогика, 2011. – 215 c.
6. Лазурский А.Ф. Избранные труды по психологии: избранные труды / А.Ф. Лазурский. - М.: Наука. 2017. – 446 с.
7. Матюшкина А.А. Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей. Классические тексты. / А.А.Матюшкина, А.М. Матюшкин ‒ М.: ЧеРо, издательство «Омега-Л», МПСИ, 2018. – 368с.
8. Панов В.И. Одаренность как проблема современного образования / В.И. Панов – Самара, 2017. – 160 с.
9. Пазухина С.В. Диагностическая система раннего выявления детей с признаками одаренности / С.В. Пазухина // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. – 2013. – №3 (7). – С. 8-53.
10. Попова Л.В. Одаренные девочки и мальчики / Л.В. Попова // Начальная школа: «плюс – минус». – 2019. – №3. – С. 5-65.
11. Петровский А.В. Общая психология. Издательство: Просвещение. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. А.В. Петровского. 2-е изд., доп. и перераб. М., 2016. – 150 с.
12. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн СПб.: Питер, 2012. – 720 с.
13. Савенков А. И. Психология детской одаренности: учебник для бакалавриата и магистратуры / А. И. Савенков. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 440 с.
14. Теплов Б. М. Избранные труды / Б. М. Теплов. – М.: Педагогика, 2015. – 159 с.
15. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. Пособие для учителя / А.В. Хуторской – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 320 с.
16. Хеллер К.А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков / К.А. Хеллер // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б.Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 2017. – 264 с.
17. Шадриков В.Д. Ментальное развитие человека / В.Д. Шадриков – М. Аспект Пресс. – 2010. – 284 с.
18. Шумаков Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей / Н.Б. Шумаков– М. МПСИ;НПО «МОДЭК». – 2011. – 336 с
19. Щебланова Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. / Е.И. Щебланова – М. МПСИ; НПО «МОДЭК». – 2016. – 338 с.
20. Юркевич В.С. Одарённый ребёнок: иллюзии и реальность: книга для учителей и родителей / В.С. Юркевич – М.: «Просвещение», учебная литература, 2016. – 150 с.
Читать дальше