Как в норме, так и в патологии, формирование детской речи представляет собой непростой многогранный процесс. Дети не сразу обучаются лексико-грамматическому строю речи, слоговой структуре слов, верному звукопроизношению, овладевают словоизменением и т.п. Одни языковые группы усваиваются раньше, другие значительно позже. Поэтому на различных стадиях развития детской речи одни элементы языка оказываются уже усвоенными, а другие еще не усвоенными или усвоенными только частично. Отсюда такое разнообразие нарушений разговорных норм у детей.
Изучение теоретических основ развития словаря детей старшего дошкольного возраста показало актуальность проблемы формирования словарного запас, а также недостаточность изучения этого вопроса. Дети с общим недоразвитием речи не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормальным детям, требуется длительное специальное коррекционное воздействие.
В отечественной психолого-педагогической литературе говорится о том, что речь ребенка формируется и развивается с нескольких сторон: фонетической, лексической и грамматической. Старший дошкольный возраст – конец периода спонтанного овладения родным языком – у ребенка обширный словарь, речь грамматически правильная и связная. Однако у некоторых детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом резко задерживается формирование всех сторон. Это нарушение впервые было установлено Р.Е. Левиной и определено как общее недоразвитие речи.
Каждое проявление аномального речевого развития рассматривается автором на фоне причинно-следственной зависимости. Левина Р. Е. считает что, несмотря на различную природу дефектов, у этих детей имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности.
Общее недоразвитие речи имеет разную степень выраженности: от полного отсутствия речи до развернутой речи с элементами недоразвития. Р.Е. Левина выделила три уровня. Каждый уровень характеризуется определенным соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений, задерживающих формирование речевых компонентов.
Таким образом, общее недоразвитие речи - это системное нарушение усвоения всех уровней языка, требующее длительного и систематического логопедического воздействия.
Психолого-педагогический подход к анализу речевых нарушений является приоритетным направлением отечественной логопедии. В рамках этого направления анализируется развитие языка у детей с речевыми нарушениями.
Дошкольный возраст – период быстрого развития словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания. В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов. Важно не само по себе количественное накопление словаря, а его качественное развитие – развитие значения слов, по словам Л. С. Выготского, представляющее «грандиозную сложность».
При изучении особенностей лексической стороны у детей с речевой патологией перспективным и значимым является психолингвистический подход, современные представления о процессе развития лексики, о различных аспектах её изучения, о развитии лексики в онтогенезе, о структуре значения слова, о семантических полях.
Нарушения формирования лексики у детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря.
Совокупность перечисленных пробелов в лексико-грамматическом строе речи ребёнка служит серьезным препятствием для овладения им программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы.
Поэтому развитие всех сторон речи, в том числе и лексической, - одна из главных задач в дошкольном периоде. Чем раньше произойдёт коррекционное воздействие на неполноценную речь ребёнка, тем успешнее будет его дальнейшее развитие.
Исследование словарного запаса имеет большое теоретическое и практическое значение. С точки зрения теории оно связано с установлением вида, этиологии и тех или иных ошибок, которые допускали дети в заданиях. А с позиции практики - их наличие способствует более точному, целенаправленному и дифференцированному воздействию.
В ходе исследования словаря детей дошкольного возраста с ОНР III уровня мы выяснили, что, обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, дети с ОНР имеют некоторые особенности формирования словаря. Была выявлена ограниченность словарного запаса (в активном словаре детей преобладали имена существительные и глаголы, а применение слов, характеризующих качество, признаки, состояние предметов вызывало трудности). Наблюдалось расхождение активного и пассивного словаря, незнание или неточное употребление многих общеупотребительных слов, обозначающих зрительно сходные предметы или части предметов, неадекватное использование синонимических и антонимических средств языка. Применялись многочисленные замены словообразовательными неологизмами.
Для проведения обследования нами были подобраны различные диагностические методики, которые позволили качественно изучить специфику формирования словаря у дошкольников с ОНР.
В результате проведения диагностической работы мы пришли к выводу, что для полноценного развития и преодоления трудностей в формировании речи дошкольников необходимо проводить словарную работу по обогащению, уточнению, переводу лексического запаса из пассивного словаря в активную речь, дети нуждаются в организации специализированной помощи по развитию и активизации словаря.
Полученные данные об особенностях словарного запаса определяли основные направления, которые учитывались при составлении комплекса коррекционно-развивающих упражнений.
Ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Поэтому коррекционная работа по развитию словаря проводилась в процессе дидактических игр. Реализация задач осуществлялась на основе подобранных нами дидактических игр, включенных нами в логопедические занятия ("Кому угощение?", "Назови части предмета", "Животные и их детеныши", "Скажи ласково", "Один — много", "Кто как разговаривает?", "Что происходит в природе?", "Составь предложение", "Кто как передвигается?", "Кто чем занимается?", "Из чего сделано?", "Лови да бросай — цвета называй", "Угадай игрушку", "Добавь слова", "Где кто стоит", "Скажи наоборот", "Хлопните в ладоши" и др.). Подбор игр и упражнений осуществлялся с нарастающей сложностью.
Исходя из полученных результатов, учитывая специфику формирования словаря у детей с речевыми нарушениями и проанализировав методическую литературу, мы определили основные направления коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР.
Логопедическая работа по развитию лексики у детей с ОНР осуществлялась параллельно с совершенствованием познавательных способностей. Она должна основываться на системном подходе, учитывать связи развития словаря детей со становлением у них психических функций.
Таким образом, коррекционно-логопедическая работа развитию словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи проводилась системно,, систематично, поэтапно с соблюдением педагогических принципов и психолого-педагогических особенностей детей старшего дошкольного возраста.
На основании представленных результатов можно сделать вывод, что предложенный комплекс упражнений эффективен в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, его применение показало динамику в развитии словаря дошкольников, благотворное воздействие на развитие речевой коммуникации дошкольников в целом.
Контрольный срез проводился с той же группой детей. Целью контрольного среза выступало определение эффективности проведенной работы по развитию активного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Анализируя показатели, можно сделать вывод о том, что под влиянием целенаправленной коррекционно - педагогической работы словарь детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи увеличился количественно и стал лучше качественно в процессе проведения разработанного нами комплекса дидактических игр.
В представленных результатах сравнительного анализа уровня развития словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи до проведения комплекса дидактических игр и после его проведения прослеживается его динамика. У восьмерых детей (80%) наблюдается рост уровня развития активного словаря после проведения комплекса дидактических игр; у двух детей (20%) уровень развития активного словаря не изменился.
Таким образом, видно, что после проведения дидактических игр уровень развития активного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи повысился. Дети с высоким уровнем развития активного словаря стали увереннее пользоваться речью, меньше допускают ошибки. С детьми со средним и низким уровнями развития активного словаря необходимо продолжать занятия. Можно сделать вывод, что наша работа достигла определенных положительных результатов и подобранные нами игры и упражнения помогли в развитии словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
В результате, в ходе проведенного исследования были решены основные задачи, выдвинутые в соответствии с целью исследования, подтверждена гипотеза о том, что эффективность логопедического обучения старших дошкольников с ОНР (III уровень) будет существенно повышена, если при развитии словарного запаса будет применяться предложенный комплекс коррекционно-развивающих упражнений.
В нашем исследовании мы выяснили проблему общего недоразвития речи детей старшего дошкольного возраста, описали сущность и содержание психолого-педагогической и коррекционно-логопедической работы, особенности проведения коррекционно-логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.
На основании проделанного нами экспериментального исследования можно сделать вывод об эффективности коррекционной работы по развитию словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, в результате проведения которого обнаружена динамика развития словаря дошкольников.
Исходя из поставленных задач мы провели экспериментальное исследование словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, разработали и практически внедрили программу коррекционной работы по развитию словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и пришли к выводу, что реализация данной программы позволяет значительно скорректировать уровень развития речи, а также общий уровень развития детей с ОНР.
На основе применения коррекционно-логопедических методик и приемов мы проводили развивающие занятия с детьми.
Мы подтвердили практическую значимость работы, заключающуюся в разработке, подборе и апробации комплекса коррекционно-развивающих игр, различных методик и психолого-педагогических рекомендаций, направленных на оптимизацию педагогической работы по коррекции речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и активизацию их словарного запаса.
Разработанный методический материал может быть полезен педагогам-логопедам в их работе.
В нашей работе мы показали роль логопедических и психолого-психологических методов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Таким образом, задачи решены в полном объеме, цель по определению наиболее эффективных путей и средств развития словаря старших дошкольников с ОНР достигнута. В ходе проведения исследования доказана гипотеза об эффективности коррекционно-логопедической работы по развитию словаря старших дошкольников с ОНР.