?>
Введение…………………………………………………………………………...6 Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования……………………………………………………………………..7 1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста…….21 1.2 Современное состояние проблемы задержки речевого развития у детей раннего возраста…………………………………………………………………26 1.3 Развитие глагольного словаря в онтогенезе……………………………….33 1.4 Игровые упражнения как средство формирования глагольного словаря..41 Глава 2. Исследование глагольного словаря у детей раннего возраста с задержкой речевого развития…………………………………………………...42 2.1 Цель, задачи и методики экспериментальной части исследования………44 2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента ……………………45 Глава 3. Развитие глагольного словаря детей раннего возраста с задержкой речевого развития посредством игровых упражнений………………………..46 3.1 Содержание коррекционно-развивающей работы по развитию глагольного словаря детей раннего возраста с задержкой речевого развития…………….51 3.2 Контрольный эксперимент и его анализ…………………………………...54 Заключение………………………………………………………………………56 Список источников информации……………………………………………….60 Приложения……………………………………………………………………...68

Развитие глагольного словаря детей раннего возраста с задержкой речевого развития, посредством игровых упражнений

дипломная работа
Педагогика
60 страниц
70% уникальность
2022 год
39 просмотров
alexandr K.
Эксперт по предмету «Логопедия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение…………………………………………………………………………...6 Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования……………………………………………………………………..7 1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста…….21 1.2 Современное состояние проблемы задержки речевого развития у детей раннего возраста…………………………………………………………………26 1.3 Развитие глагольного словаря в онтогенезе……………………………….33 1.4 Игровые упражнения как средство формирования глагольного словаря..41 Глава 2. Исследование глагольного словаря у детей раннего возраста с задержкой речевого развития…………………………………………………...42 2.1 Цель, задачи и методики экспериментальной части исследования………44 2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента ……………………45 Глава 3. Развитие глагольного словаря детей раннего возраста с задержкой речевого развития посредством игровых упражнений………………………..46 3.1 Содержание коррекционно-развивающей работы по развитию глагольного словаря детей раннего возраста с задержкой речевого развития…………….51 3.2 Контрольный эксперимент и его анализ…………………………………...54 Заключение………………………………………………………………………56 Список источников информации……………………………………………….60 Приложения……………………………………………………………………...68
Читать дальше
Проблема владения языком давно вызвала интерес выдающихся исследователей различных профессий, и неоспоримым приходиться тот факт, что наша речь очень сложная и разнообразная, и совершенствовать ее требуется с первых лет жизни На сегодняшний день число детей с речевыми нарушениями очень велико. У таких детей нарушены основные компоненты речи: лексика, грамматика и фонетика. Но некоторые дети сталкиваются с нарушениями всех компонентов речи, а именно с общим недоразвитием речи. Колоссальное значение в единой системе речевой работы преобладает пополнение словарного запаса, его активация и интеграция. Развитие словарного запаса напрямую связано с формированием его познавательной активности. Рождение лексики обуславливается формированием представлений ребенка об находящейся вокруг действительности.


Если вам необходимо написание диссертаций на заказ цены можно узнать на сайте Work5.


Лексика представляет тем основным несформированным элементом, что оказывает значительное воздействие на формирование речи детей, так как значение непосредственно слова, согласно суждению Л.С. Выготского, считается единицей речевого мышления. Характерными отличительными чертами в формировании словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи является: бедность словарного запаса. Ранняя коррекция недостатков развития ребенка становится все более актуальной проблемой специальной психологии и педагогики. Важнейшей причиной роста ее актуальности является высокий процент новорожденных с неблагополучным состоянием здоровья. Исходя из положения Л.С. Выготского о том, что первичное нарушение непосредственно вытекает из биологического характера болезни, можно предположить, что дети с осложненным медицинским анамнезом составляют резерв коррекционной работы дефектологов, психологов, логопедов. Данные специальной психологии свидетельствуют о том, что среди различных форм аномалий психики в раннем онтогенезе в настоящее время наиболее распространенными являются речевые нарушения. В настоящее время в логопедии нет единой системы определений речевых нарушений, особенно для детей раннего и начала младшего дошкольного возраста. В специальной литературе встречаются следующие группы речевых нарушений в возрасте 2-4 лет: ЗРР, нарушение речевого развития, недоразвитие речи, которые по своим проявлениям во многом схожи. В связи с недостаточной дифференцированностью диагностики этих нарушений в данной работе использован общий эмпирический диагноз - ЗРР, который наиболее широко распространен сегодня в представленной возрастной группе. Задержка речевого развития (ЗРР) у ребенка - это отставание от возрастной нормы речевого развития в возрасте до 4 лет. Дети с задержкой речевого развития овладевают навыками речи также как и другие дети, однако возрастные рамки значительно сдвинуты. Логопеды, дефектологи, психологи и неврологи, такие как О.С.Ушакова, А.Н.Корнев, В.М. Акименко, А.Г.Арушанова и др., выражают озабоченность увеличением числа детей с недоразвитием речи, ориентируясь на то, что от нее зависит общее психологическое развитие ребенка и формирование сферы межличностного взаимодействия. Также от развития речи зависит и развитие познавательных процессов у ребенка: память, мышление, воображение, внимание Развитие речи в дошкольном детстве является многоаспектным процессом, который органически связан с умственным развитием ребенка. Дошкольное детство - это именно тот возраст, когда происходит "закладка" и формирование психических процессов, нравственных и моральных установок. Поэтому нельзя упустить развитие речи и других психических функций в этом возрасте. Задержка речевого развития на начальных возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии. Наукой доказано, что без речевого общения, то есть без социальной среды, человеческое существо не может стать полноценным человеком. Проблемы развития речи в раннем детстве отражены в работах А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и других авторов. Гармоничному развитию личности ребенка с отклоняющимся развитием способствует активное применение малых фольклорных форм. По мнению К.Д. Ушинского, средства устного народного творчества должны активнее внедряться в процесс обучения и воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста. Известно, что народное искусство особенно доступно восприятию ребенка, что обусловлено простотой формы и образов. Цель исследования: выработка коррекционной методики с использованием дидактических игр для работы с глагольным словарём детей дошкольного возраста с задержкой речевого развития. Объект исследования: глагольный словарь детей дошкольного возраста с задержкой речевого развития Предмет исследования: особенности развития глагольного словаря детей дошкольного возраста с задержкой речевого развития при коррекционной работе с использованием дидактических игр. В качестве гипотезы мы предполагаем, что использование в работе по развитию речи с детьми дошкольного возраста дидактических игр повышает эффективность коррекции ЗРР. В соответствии с предметом, целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования: 1. Изучить психолого-педагогической литературу по проблеме исследования. 2. Выявить уровень развития глагольного словаря у детей дошкольного возраста с ЗРР. 3. Разработать рекомендации для педагогов логопедических групп по развитию глагольного словаря детей дошкольного возраста с ЗРР посредством дидактических игр. При рассмотрении состояния исследуемой проблемы на практике использовались такие методы как: 1. Анализ психолого-педагогической литературы. 2. Эмпирические методы: методики развития речи Г.А. Урунтаева, Н.В. Серебрякова. 3. Количественный и качественный анализ полученных данных. База исследования: Красноярский край, Бирилюсский район, ул.30 лет победы 1. МКДОУ Рассветовский детский сад "Солнышко" в исследовании приняли участи 11 мальчиков и 9 девочек. Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и уточнении теоретического и практического материала в рамках проблемы исследования. Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций для воспитателей логопедических групп и логопедов глагольного словаря детей дошкольного возраста с ЗРР посредством дидактических игр

Читать дальше
Задержка речевого развития у детей дошкольного возраста с на сегодняшний день являются актуальной, теоретически и практически значимой проблемой. Речь детей с ЗРР - одна из сложноорганизованных психических функций. Отмечается замедленный темп ее развития, своеобразные проявления и большая распространенность нарушений. Исследования таких авторов как Р. И. Лалаева, Е. В. Мальцева, Е. С. Слепович, С. Г. Шевченко свидетельствует о том, что у детей дошкольного возраста с задержкой речевого развития отмечается недостаточное развитие словаря, которое имеет следующие особенности: ограниченность словарного запаса, значительное расхождение между активным и пассивным словарем, преобладание обиходной лексики, часто имеющей неточные или ошибочные понятия. Все это существенно затрудняет общение ребенка с взрослым, отрицательно влияет на формирование познавательной деятельности, что влечет за собой сложности при обучении и воспитании в дошкольной образовательной организации. Чтобы обогатить глагольный словарный запас детей старшего дошкольного возраста с ЗРР нами было определено содержание и реализация специальной коррекционной работы по формированию глагольного словаря у детей дошкольного возраста с ЗРР и оценена ее эффективность, что и являлось целью нашего исследования. Для ее осуществления были выполнены все поставленные задачи: – проведен теоретический анализ по проблеме формирования глагольного словаря у детей возраста с ЗРР; – изучены закономерности формирования глагольного словаря у детей дошкольного возраста с задержкой речевого развитии; – определены направления, специфика, условия, содержание коррекционной работы по формированию глагольного словаря у детей дошкольного возраста с ЗРР; – оценена эффективность проведенной коррекционной работы по формированию глагольного словаря с помощью контрольного эксперимента, в котором отражаются результаты - объём словаря у детей. После проведения специальной коррекционной работы по формированию глагольного словаря и последующего контрольного эксперимента по оценке сформированности словаря и эффективности коррекционной работы, можно сделать следующие выводы: 1) У дошкольников с ЗРР объем словаря расширился, что говорит о сформированности более четких представлений об окружающей действительности; 2) Кроме элементарной обиходной лексики, дети с ЗРР стали понимать более сложные слова и их значения; 3) Дети с ЗРР научились дифференцировать антонимические и синонимические отношения; 4) Было выявлено, что детям с ЗРР стало гораздо легче взаимодействовать с взрослыми и сверстниками. Все вышеперечисленные выводы позволяют констатировать, что данная коррекционная работа по формированию глагольного словаря у детей дошкольного возраста с ЗРР является эффективной и может способствовать дальнейшему успешному воспитанию и обучению детей в дошкольной образовательной организации.
Читать дальше
I.Учебная и монографическая литература: 1. Волкова Л.С. Логопедия: учебник для студентов логопедического факультета. 1998г -680с. 2. Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: Искра. 1982. Т. 2. 104 с. 3. Гагарина,Н.В. Становление грамматических категорий русского глагола в детской речи[Текст]. –СПб.: Наука, 2008. –275 с. 4. Гвоздев Н. А Вопросы изучения детской речи / Н.А. Гвоздев. - СПб.: Детство - Пресс, 2007. - 472 с. 5. Герасимова, А.С. Уникальное руководство по развитию речи / под ред. Б.Ф. Сергеева. - 2-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 160 с. 6. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада / В.В. Гербова - М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 241 с. 7. Громова О.Е. Лексические темы по развитию речи детей 3—4 лет: Мето­дическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2017. — 128 с. 8. Денисова О.А., Захарова Т.В., Леханова О.Л. Детская логопсихология. Учебник для студентов вузов. – М.: Владос, 2015. – 159 с. 9. Емельянова И.Д. Формирование предпосылок речевого высказывания у детей с ОНР в младшем дошкольном возрасте: Дис. . канд. психол. наук. — М.: Правда. 2008. —154 с. 10. Жукова Н.С. и др. Преодоление общего недоразвития речи у детей: Кн. Для логопеда / Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Екатеринбург: ООО «КнигоМир», 2011. – 320 с. 11. Жукова,Н.С.Отклонения в развитии детской речи [Текст]. –Екатеринбург, 2006. –316с. 12. Забрамная С.Д. От диагностики к развитию: Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ. М.: Педагогика. 2008 —144 с. 13. Запорожец А.В., Игра и развитие ребенка/ Психология и педагогика игры дошкольника: М.:Просвещение, 1966г. 132 с. 14. Захарова,А.В.Опыт лингвистического анализа словаря детской речи[Текст]. –Новосибирск, 1997. –145 с. 15. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребёнка от рождения до 17 лет / И.Ю. Кулагина. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 412 с. 16. Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика. М., 2000. — 248 с. 17. Леонтьев А.А. Язык. Речь. Речевая деятельность. М.: Просвещение, 2002. - 214 c. 18. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики [Текст]. –М.: Смысл, 2003. –287 с. 19. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. - М.: Педагогика, 1986. - 144 с. 20. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика: ранний и дошкольный возраст. М., 1997. —303 с. 21. Петрова В.Г. Развитие речи и познавательной деятельности умственно отсталых школьников: Дисд-ра психол. наук. — М., 1975. — 386 с. 22. Приходько, О. Г. Ранняя диагностика дизартрических нарушений у детей [Текст] / О. Г. Приходько // 4 Царскосельские чтения. Научнотеоретическая межвузовская конференция с международным участием. – СПб. : ЛГОУ, 2009. – С 51-72. 23. Развитие речи у детей до трёх лет / Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской - М.: Эксмо, 2005. - 208 с 24. Разенкова Ю.А. Информационно-методические материалы по ранней помощи семьям детей с ограниченными возможностями здоровья / Составитель: Ю.А. Разенкова. – М.: ФГБНУ «ИКП РАО», 2016. - 85 с. 25. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Слово. 1998. 311 c. 26. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии. М.: Логос. 1996г. 305 с. 27. Теплюк С.Н. Дети раннего возраста в детском саду / С.Н. Теплюк, Г.М. Лямина, М.Б. Зацепина- М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 112 с. 28. Тихеева Е.И., Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста. Москва Просвещение 1981 г. 211 с. 29. Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Л.С. Выготский и практическая психологическая служба образования сегодня. Н.Новгород, 2001. — 196 с. 30. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]. –М: Перспектива, 2014. –32с 31. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи: воспитание и обучение. М., 1999. – 301 с. 32. Цейтлин,С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи[Текст]. –М.: ВЛАДОС, 2000. –240 с. 33. Швачкин,Н.Х.Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие[Текст] / Составление К.Ф. Седова. –М.: Лабиринт, 2004. –330 с. 34. Эльконин,Д.Б. Детская психологияУчеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений[Текст].–М.: Академия, 2007. –384 с. 35. Beckage, N., Smith, L. and Hills, T., 2010, January. Semantic network connectivity is related to vocabulary growth rate in children. In Proceedings of the Cognitive Science Society Vol. 32, 2012. No. 32 P. 23-39. 36. Marulis, Loren Marie, and Susan B. Neuman. "How vocabulary interventions affect young children at risk: A meta-analytic review." Journal of Research on Educational Effectiveness 6.3 (2013): 223 p. 37. Leonard, Laurence B. Children with specific language impairment. MIT press, 2014. 262 p. II.Периодические издания: 1. Грибова О.Е. К проблеме анализа коммуникаций у детей с речевой патологией // Дефектология. — 1995.—№ 6. — С.7-16. 2. Усанова О.Н. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями речи // Дефектология. —1993.—№ 2. — С.7-12. 3. Подцьяков Н.Н. Современное состояние и перспективы исследований в области дошкольного воспитания // Вопросы психологии. —1982.—№ 6. С. 21-29. 4. Новикова Г.Р. Состояние высших психических функций у детей, поступающих в 1 класс общеобразовательной // Вопросы психологии. — 2000. — № 2. — С. 51-56. 5. Сорокина Т.М. О некоторых особенностях общения детей со взрослыми // Дошкольное воспитание. — 1980. —№5. — С.45-49. 6. Стребелева Е.А. Новые организационные формы в специальном дошкольном образовании // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2002.—№3. — С. 15-19. 7. Илькова А.П. Начальный период развития речи у детей: проблемы гипотезы // Вопросы психологии. —1987. — № 2.— С. 104-112. 8. Кривовяз И.С. Психолого-педагогическое изучение детей младшего дошкольного возраста с недоразвитием речи и некоторые аспекты коррекционной работы с ними // Дефектология. — 1995. — № 6. — С.55-62. 9. Лубовский В.И. Научные и практические проблемы работы медико-педагогических комиссий // Дефектология. —1988. —№ 1. — С.3-8. 10. Приходько, О. Г. Ранняя диагностика дизартрических нарушений у детей [Текст] / О. Г. Приходько // 4 Царскосельские чтения. Научнотеоретическая межвузовская конференция с международным участием. – СПб. : ЛГОУ, 2009. – С 51-72. III.Интернет-ресурсы: 1. Розенгарт-Пупко, Г.Л. Формирование речи у детей раннего возраста [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lib.mgppu.ru /opacunicode/index.php?url=/auteurs/view/3702/source:default Дата доступа: 15.10.2021 2. Бельтюков,В.И., Салахова,А.Д. Об усвоении ребенком звуковой (фонемной) системы языка[Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.twirpx.com/file/257035/ Дата доступа:: 16.10.2021
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Основные показатели эффективности инвестиционных проектов
Количество страниц:
30
Оригинальность:
95%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Экономический анализ
курсовая работа
Система учета «директ - костинг», ее разновидности и информационные возможности для обоснования управленческих решений
Количество страниц:
20
Оригинальность:
66%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Бухгалтерский учет, анализ и аудит
курсовая работа
Особенности оценки жилой недвижимости
Количество страниц:
30
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Экономика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image