?>
ГЛАВА 1. ТРАНСТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ИЗМЕНЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ……………………………………………………………………... 1.1. История разработки и характеристика модели…………………………..3 1.2. Описание этапов модели изменения поведения и их особенностей……6 1.3. Поведенческие и эмоциональные особенности нарко и алкозависимых, характерные для каждого этапа модели изменения поведения………..11 ВЫВОД ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ………………………………………………..22 ГЛАВА 2. ИСПОЛЬОВАНИЕ ТРАНСТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ИЗМЕНЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ НАРКО И АЛКОЗАВИСИМЫХ….………... 2.1. Планирование лечения нарко и алкозависимых с учётом особенностей каждого из этапов модели изменения поведения………………………23 2.2. Особенности применения психологических и социальных технологий лечения нарко и алкозависимых на каждом этапе модели изменения поведения………………………………………………………………….29 2.3. Подтверждение эффективности использования модели изменения поведения при планировании лечения нарко и алкозависимых……….40 ВЫВОД ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ………………………………………………..47 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...59

Транстеоретическая модель изменения поведения Прочаска и Ди-Клементе в лечении наркотической и алкогольной зависимости

курсовая работа
Психология
60 страниц
59% уникальность
2022 год
26 просмотров
Хайдук А.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ГЛАВА 1. ТРАНСТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ИЗМЕНЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ……………………………………………………………………... 1.1. История разработки и характеристика модели…………………………..3 1.2. Описание этапов модели изменения поведения и их особенностей……6 1.3. Поведенческие и эмоциональные особенности нарко и алкозависимых, характерные для каждого этапа модели изменения поведения………..11 ВЫВОД ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ………………………………………………..22 ГЛАВА 2. ИСПОЛЬОВАНИЕ ТРАНСТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ИЗМЕНЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ НАРКО И АЛКОЗАВИСИМЫХ….………... 2.1. Планирование лечения нарко и алкозависимых с учётом особенностей каждого из этапов модели изменения поведения………………………23 2.2. Особенности применения психологических и социальных технологий лечения нарко и алкозависимых на каждом этапе модели изменения поведения………………………………………………………………….29 2.3. Подтверждение эффективности использования модели изменения поведения при планировании лечения нарко и алкозависимых……….40 ВЫВОД ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ………………………………………………..47 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...59
Читать дальше
--
Читать дальше
Подводя итоги работы, можно сделать следующие выводы. Вклад психологии в улучшение здоровья населения и в совершенствование медицинской помощи получает все большее признание в развитых странах. Этому способствует понимание того, что внедрение теоретических разработок психологов и современных психологических методик в медицинскую практику дает хороший эффект применительно к профилактике и лечению заболеваний, а также распространению здорового образа жизни. В этой связи необходимо отметить роль поведенческой психотерапии, поскольку все большее число врачей включает ее элементы в свою повседневную практику. Современный подход к коррекции аддиктивного поведения включает в себя поведенческую психотерапию как необходимую составляющую. Однако два-три десятилетия назад все обстояло совершенно иначе: роль поведенческого компонента недооценивалась большинством медиков. Можно отметить по крайней мере две существенные причины такой недооценки: первая (и, возможно, основная) из них — быстрый прогресс медицинской технологии, приведший к созданию новых диагностических методик и фармакологических средств; в результате врачи все больше полагались на «волшебную таблетку» и все меньше осознавали ценность психотерапии в борьбе с заболеваниями. Вторая причина заключалась в самой поведенческой психотерапии. Результаты бихевиорального воздействия на аддиктивное поведение, как правило, были незначительны. Это обстоятельство привело к возникновению большого числа новых концепций и подходов в поведенческой психотерапии: например, в середине 70-х гг. в США существовало более 130 методов бихевиорального лечения аддиктивных состояний, а к началу 80-х гг. их число еще почти удвоилось. С другой стороны, некоторыми исследователями было обнаружено, что успешное изменение аддиктивного поведения индивидом возможно и без формального обращения к поведенческой психотерапии. Кто были эти люди и как им удалось добиться успеха? Явное отсутствие теоретической базы для этого и незнание механизмов происходящих изменений тормозили прогресс поведенческой психотерапии. Транстеоретическая модель поведения изменение - это интегративная теория терапии , которая оценивает готовность человека действовать в соответствии с новым, более здоровым поведением и стратегиями или процессами изменения , является он руководствуется. Модель состоит из таких конструкций, как: этапы изменений, процессы изменения, уровни изменений, самоэффективность и баланс принятия решений. Транстеоретическая модель также известна под аббревиатурой «TTM», а иногда и термином «этапы изменения», хотя этот последний термин является синекдохой , поскольку этапы изменения являются только одними частью модели наряду с процессами изменений, уровнями изменений. Джеймс О. из Университета-Айленда , и Карло Ди Клементе с коллегами транстеоретическую модель, начиная с 1977 года. Она на основе анализа и различных использования теорий психотерапии, отсюда и название «транстеоретическая». Прочаска и его коллеги уточнили модель на основе исследований, опубликованных в рецензируемых журналах и книгах. Этапы изменений: Эта конструкция относится к временному измерению поведения. В транстеоретической модели изменения - это «процесс, включающий прогресс через ряд этапов»: Предварительное размышление: «Люди не собираются предпринимать какие-либо действия в обозримом будущем и могут не осознавать, что их поведение проблематично» Созерцание: «Люди начинают осознавать, что их поведение проблематично, и начинают смотреть на плюсы и минусы своих постоянных действий» Подготовка: «Люди намереваются принять меры в ближайшем будущем и могут начать небольшие шаги в направлении изменения » Действие: «Люди внесли поведение явные изменения в свое проблемное поведение » Поддержание: «Люди были в состоянии поддерживать действие в течение как минимум шести месяцев и работают над предотвращением рецидива» Количественное определение стадий изменения, пожалуй, самая известная особенность модели. Однако он является одним из самых критикуемых, даже в области отказа от курения. Было сказано, что такое количественное определение, например еловек находится в стадии подготовки, если он намеревается изменяться в месяц не отражает характер поведения, что оно не имеет большей предсказательной силы, чем более простые вопросы. Курильщик решает через год без сигарет выкурить «всего одну», худеющий коллега срывается с диеты на сладкое, а друг уже третий день пьет после месяцев «завязки». «Люди не меняются» — говорят в таких случаях. Но наука доказала, что это не так. Люди могут изменять поведение и привычки, просто не все делают это правильно. Это выяснили и описали Джеймс Прохазка, профессор психологии из университета Род-Айленда, и его коллеги. В конце 1970-х они начали изучать опыт людей, пытавшихся покончить с вредными привычками. И открыли, что те, кому это удалось, сделали это по одному и тому же сценарию. Ученые назвали эту схему транстеоретической моделью поведенческих изменений. Джеймс Прохазка, основоположник транстеоретической модели. И она оказалась эффективной, сейчас ее используют по всему миру для решения серьезных психологических проблем: реабилитации зависимых, терапии депрессий, тревожности, панических атак, межличностных проблем и других. Вопрос поведенческих изменений интересовал Прохазку еще в юности, именно из-за него он выбрал профессию психотерапевта. И на то была личная причина. «Я не смог помочь одному человеку справиться с депрессией и алкоголизмом, которые его убивали. Поскольку этот человек не доверял психотерапии и отрицал само наличие проблемы, все трудности легли на плечи его близких. И хотя мы пытались помочь, никакие методы не действовали. Этим человеком был мой отец. После его смерти, учась на первом курсе колледжа, я всерьез увлекся психологией в надежде понять, что же произошло. Меня интересовало, можно ли как-то помочь таким, как мой отец», - рассказывает он в книге «Психология позитивных изменений». Начав учиться на психотерапевта, Джеймс удивился, сколько существует разных школ, теорий и подходов. В 50-е годы было уже около 36 отдельных психотерапевтических направлений, в наше время их число уже перевалило за 400. Вся учеба в университете состояла из изучения различий между подходами. Джеймса же интересовало, есть ли у этих школ что-то общее? Оказалось, что есть. Хотя разные направления психотерапии по-разному объясняли причины проблем пациента, почти все сходились в том, что касалось механизмов изменения. Прохазка выделил самые действенные методы, которые использовали ведущие на тот момент психотерапевтические школы, об этом он написал книгу «Системы психотерапии». Методы изменений: • Повышение осознанности. • Социальное освобождение. • Эмоциональное пробуждение. • Переоценка «Я». • Принятие обязательств. • Контробусловливание. • Влияние среды. • Вознаграждение. • Поддерживающие отношения. По идее Прохазки те, кто использовал эти методы в комплексе, должны были успешно изменять свои привычки. Оставалось главное — подтвердить это на практике. Начали Прохазка и его аспирант Карло Ди Клементе с оносительно небольшого исследования среди пытавшихся бросить курильщиков. Их целью было узнать, какие из 9 методов те использовали и насколько часто. «Мы опросили 200 человек, пытавшихся бросить курить, в основном тех, кто не прибегал к профессиональной помощи. В опросе принимали участие и бедные фермеры, живущие в трейлерах в полях Род-Айленда, и бизнесмены, работающие в офисах в центре города. Я особенно хорошо помню одну даму среднего возраста. Она жила среди тех, кого мы в университете называли «болотными янки» – на самом деле она и сама себя так называла. Я спросил ее, как часто она использовала ту или иную технику изменения. Она ответила: "Это зависит от того, о каком периоде вы спрашиваете. Иногда я применяла какую-то технику чаще других, а иногда вообще не использовала"». Это помогло Прохазке продвинуться дальше к идее, что изменения происходят постепенно, в несколько этапов. И, похоже, для каждого этапа нужен свой набор методов. Но каких именно? Профессор Прохазка и тысяча курильщиков И вот в конце 70-х Прохазка с коллегами начали масштабное исследование среди пытавшихся бросить курильщиков. Теперь их интересовало, есть ли связь между этапом изменений и методами, которыми пользуются люди. В исследовании участвовало 1000 человек из разных городов и штатов, разного пола, возраста, из разных социальных слоев. Но когда от интервью ученые перешли к анализу полученных данных, результаты никак не складывались в закономерность. «Когда наконец мы ввели всю информацию в главный компьютер, результатом стал хаотичный набор цифр.<...> Я не мог отыскать сколько-нибудь разумной связи между десятью техниками и пятью этапами, которые мы исследовали. Мой аналитик данных объявил, что исследование бессмысленно что моя убежденность в том, что можно использовать этапы изменения для объединения мощных техник изменения конкурирующих систем психотерапии, не подтверждается цифрами.<...> Когда я совсем уже отчаялся, меня вдруг осенило. Однажды примерно в час ночи я решил убрать из подборки данных группу «сорвавшихся», ведь рецидив не был частью нашей модели этапов. Возможно, он нарушил наши результаты точно так же, как срывает планы людей измениться. Как только я убрал эти данные, картинка сложилась». Пять стадий изменений. Так авторы ТТМ обнаружили, что все, кто смог успешно побороть вредную привычку, последовательно проходили пяти стадий. Причем на каждой стадии они применяли строго определенный набор методов изменений. Те же, кто использовал методы хаотично, обычно срывались и уходили в рецидив. В итоге ученые сформулировали простую и универсальную схему из 5 стадий и опубликовали первые результаты в 1983 году. В следующие 40 лет они продолжили изучать, как люди с разными поведенческими проблемами занимаются самоизменениями. Эти исследования также подтвердили, что ТТМ работает, в общей сложности за эти годы в них приняло участие 150 тысяч человек. Важна последовательность. Согласно ТТМ, чтобы самоизменения завершились успехом, нужно последовательно пройти пять стадий. Те, кто пытался измениться, но сорвался, чаще склонны винить в этом себя или обстоятельства. Авторы ТТМ же говорят другое: причина неудач в несовершенном плане, а не в самом человеке. Методы должны соответствовать стадиям. Каждой стадии соответствуют определенные методы из арсенала ТТМ – повышение осознанности, переоценка ценностей, эмоциональное пробуждение, поддерживающие отношения и прочие. Например: На стадии размышления успешные «бросальщики» прокачивали осознанное отношение к себе и миру, старались больше узнать о своей проблеме. На стадии «Действие» они занимались уже другим: перестраивали среду и круг общения, использовали поддержку близких, награждали себя за усилия. Методы самоизменений включают в себя множество техник — то есть конкретных действий. И если методы общие для всех, то техники каждый подбирает под себя, в том самом исследовании с курильщиками Прохазка и Ко насчитали больше 130 разных техник. Например: Метод контробуславливания подразумевает замену прошлых, связанных с привычкой занятий на альтернативные. Техниками тут будут игра на фортепиано, садоводство, бег, медитации, прогулки. Процесс изменений идет постепенно. Распространенная ошибка — считать, что действие это и есть изменение. «Сегодня я бросил курить – вот я и изменился!». Но действие – всего лишь один из этапов более масштабного и долгого процесса. Авторы ТТМ пишут, что весь путь от предразмышления к сохранению изменений занимает минимум шесть месяцев, в зависимости от того, какова была исходная проблема. А этап сохранения изменения в некоторых случаях продолжается всю жизнь. Возможности использования транстеоретической модели трудно переоценить. Как видно из предшествующих разделов, модель объединяет основные компоненты поведенческих изменений и дает объяснение тем комплексным механизмам, понимание которых ранее было затруднительно. Кроме того, она дает практикам возможность нового подхода и новые более эффективные методы воздействия в поведенческой терапии. Хотя изначально модель была разработана для борьбы с курением, ее возможные приложения выходят далеко за рамки коррекции только аддиктивного поведения. Рассмотрим некоторые наиболее очевидные сферы применения транстеоретической модели. Соответствие методов воздействия избранной популяции. Хорошо известно, какие трудности представляет выбор группы воздействия. При проведении поведенческой терапии специалисты обычно ориентируются на группы риска или на всю популяционную выборку. При этом, однако, часто не принимается во внимание такой важный фактор, как готовность пациентов к поведенческим изменениям. Использование транстеоретической модели может существенно улучшить выбор группы воздействия и отбор наиболее эффективных методов терапии именно в силу того, что она такую готовность учитывает. Используемые средства должны различаться в зависимости от того, имеет ли терапевт дело с индивидом, не готовым к изменению своего поведения (стадия предобдумывания) или уже готовым (стадия подготовки). Индивидуальное воздействие. Транстеоретическая модель открывает широкие перспективы для индивидуализации методов воздействия в соответствии с потребностями пациента. Многообещающий путь такой индивидуализации — недавно предложенная экспертная система [40]. Не вдаваясь в подробности, следует отметить, что экспертная система представляет собой компьютерную программу принятия решений, использующую информацию об индивиде для получения адресных, соответствующих данной личности рекомендаций. Программа была разработана для индивидуализированного контроля за прохождением стадий изменения, регистрации данных согласно приведенным выше критериям. Сравнение ее результативности с другими методами оказалось в пользу данной программы. Использование процессов изменения. На каждой стадии важность использования специфических процессов изменения должна быть особенно подчеркнута, чтобы дать возможность пациенту переходить от стадии к стадии. Используя положения транстеоретической модели, можно выделить имеющие наибольшую важность для данного вида поведения в данный момент процессы, что сделает вмешательство максимально результативным. Экономия ресурсов. Возможность выделять «правильный контингент» в «правильный момент» и в «правильном месте», другими словами, оценивать степень готовности к изменениям при помощи транстеоретической модели приводит к существенной экономии ресурсов. Действительно, большинство существовавших ранее подходов предусматривало стандартную терапию для всех обратившихся, вне зависимости от степени их готовности к изменениям поведения. Это приводило к напрасным затратам усилий и ресурсов. Таким образом, применение транстеоретической модели эффективно и в этом отношении. Проблема готовности участвовать. Готовность пациента участвовать, согласие на предлагаемые меры — важная составная часть поведенческой психотерапии. Результаты воздействия в высшей степени зависят от того, насколько пациент готов участвовать в процессе и насколько аккуратно он выполняет рекомендации. Существенное несоответствие между потребностями индивида и действиями психотерапевта может быть основной причиной уменьшения такой готовности и, соответственно, эффективности лечения. Транстеоретическая модель дает возможность уменьшить этот разрыв, что в значительной мере разрешает проблему. Оценка исходов. Транстеоретическая модель не только пересматривает общепринятые взгляды на процесс изменения, но и приводит к переоценке общепринятых критериев эффективности. Использование соответствующей стадии терапии позволяет сосредоточить внимание на более реалистических и достижимых целях. Сочетание таких показателей, как баланс решений, соблазн и поведение может меняться под воздействием самых разнообразных факторов на протяжении процесса. Возможность оценивать достигнутые успехи за короткий период благотворно сказывается и на пациенте, и на психотерапевте: во-первых, пациент оказывается ближе к своей окончательной цели; во-вторых, данный подход снимает значительную часть фрустрации, связанной с недостаточными успехами. В результате и пациент, и психотерапевт оказываются более удовлетворены и получают поощрение, видя реальные показатели достигнутого прогресса.
Читать дальше
1. Bandura A. Self-efficacy: Toward a unifying theory of behavioral change // Psychol. Rev. 1977. 2. Coelho R. J. Self-efficacy and cessation of smoking // Psychol. Rep. 1984. 3. DiClemente С. С., Prochaska J. O. Self-ehangc and therapy change of smoking behavior: A comparison of processes of change of cessation and maintenance // Addict. Behav. 1982. 4. DiClemente С. С. et al. The process of smoking cessation: An analysis of precontemplation, contemplation and preparation stages of change // J. Consult. Clin. Psychol. 1991. 5. DiClemente С. С.. Prochaska J. O., Gibertini M. Self-afficacy and the stages of self-changc of smoking // Cognitive Therapy and Research. 1985. 6. DiClemente С. С. Self-efficacy and smoking cessation maintenance: A preliminary report // Cognitive Therapy and Research. 1981. 7. Fiore-Lemer С. The Transtheoretical Model of change: self-change in adolescent delinquent behaviors. Unpublished doctoral dissertation. Kingston, RI: University of Rhode Island, 1990. 8. Fitzgerald Т. E., Prochaska J. O. Nonprogressing profiles in smoking cessation: What keeps people refractory to self-change? // J. Substance Abuse. 1990. 9. Harlow L. L, Minugh P. A. Development and assessment of a cocaine habit acquisition scale. Presented at American Psychological society (APS), Alexandria, Virginia, 1989. 10. Holtzman W. H. et al. Psychology and health: Contribution of psychology to the improvement of health and health care // Bull. World Health Organisation. 1987. 11. Kristeller J. L. Processes of change in smoking cessation: A cross-validation study in cardiac patients // J. Substance Abuse. 1992. 12. Marcus В. H. et al. The stages and processes of exercise adoption and maintenance in a worksite sample // Health Psychol. 1992. 13. Marlatt G. A. et al. Addictive behavior Etiology and treatment // Annual Rev. Psychol. 1998. 14. O'Connell D., Velicer W. F. A decisional balance measure and the stages
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
ЯЗЫК ИЗРАИЛЬСКИХ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ
Количество страниц:
30
Оригинальность:
91%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Языкознание
курсовая работа
РАСЧЕТ ТОКОВ КОРОТКОГО ЗАМЫКАНИЯ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ
Количество страниц:
30
Оригинальность:
80%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Электротехника
курсовая работа
Финансово-экономические основы местного самоуправления
Количество страниц:
40
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Государственное и муниципальное управление
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image