ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ 5
1.1 Лингвистические основы обучения грамоте 5
1.1.1 Особенности русской фонетики 5
1.1.2 Особенности русской графики 7
1.2 Психолингвистические основы обучения грамоте 9
1.3 Анализ «Азбуки» В.Г. Горецкого и др. 13
1.4. Анализ «Букваря» Н.Ю. Донская, Н.И. Линикова 22
Глава 2. МНОГООБРАЗИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ 26
2.1. Характеристика метода обучения грамоте в 1 отделении 26
2.2. Характеристика метода обучения грамоте во 2 отделении 29
2.3 Разработка серии уроков по обучению грамоте в 1 отделении 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
ЛИТЕРАТУРА 34
ПРИЛОЖЕНИЯ 36
Читать дальше
В ходе выполнения данной работы была поставлена следующая основная цель: изучение особенностей обучения грамоте слабослышащих первоклассников. Для достижения данной цели были решены следующие основные задачи:
- рассмотрены лингвистические основы обучения грамоте;
- изучены психолингвистические основы обучения грамоте;
- проведен анализ «Азбуки» В.Г. Горецкого и др.;
- проведен анализ «Букваря» Н.Ю. Донская, Н.И. Линикова
- дана характеристика метода обучения грамоте в 1 отделении;
- рассмотрена характеристика метода обучения грамоте во 2 отделении;
- описана разработка серии уроков по обучению грамоте в 1 отделении;
- описана разработка серии уроков по обучению грамоте в 2 отделении.
По результатам выполнения данной работы можно сделать следующие основные выводы:
На подготовительном этапе вводится глобальное чтение, которое предшествует освоению аналитико-синтетического метода чтения и является обязательным для детей с нарушением слуха - его эффективность доказана многолетней практикой. Слабослышащие первоклассники учатся составлять слова на основе визуального анализа целостной картины слова на основе модели и памяти. Зрительное восприятие слабослышащих детей сохранено, оно может служить надежной опорой для осмысленного освоения техники чтения с первых уроков чтения.
Важным принципом построения букваря является наличие инструкций к заданиям - используются только словесные инструкции, знакомые детям и уже надежно усвоенные. Это поможет избежать дополнительных трудностей в освоении техники чтения («укажи», «прочитай», «добавь слово» и т. д.). Обязательно нужно контролировать правильность самостоятельного глобального прочтения, основной метод работы - подбор изображений к табличкам и табличек к изображениям.
Результатом навыков грамотности для слабослышащих детей является их способность читать разговорный языковой материал, известный во всем мире.
Эпистолярный период является основным и поэтому охватывает большую часть учебника.
При обучении грамоте в школе для слабослышащих детей используется тот же метод, что и при обучении слышащих детей – аналитико-синтетический, поэтому структура этой части букваря достаточно традиционна. Различия заключаются в последовательности заучивания букв, особое внимание уделяется развитию фонематического слуха у детей. Здесь тоже интересный для ребенка рассказ становится отправной точкой и отправной точкой для обучения технике чтения и письма.
Изображение действия соответствует изображению предмета. Теперь уже предлагается прочитать слова, найти новую букву в прочитанных словах, назвать все слова, в которых встречается изучаемая буква, определить на слух и зрительно ее место в этих словах. В конце занятия воспитатель обязательно вернется к сюжетной картинке и вставит в рассказ слова с новой буквы или обратит на них внимание детей.
Таким образом, задачи данной работы можно считать решенными, цель достигнутой.
Читать дальше
1. Белоусов В.Ю. Разговорная речь как объект лингвистических исследований [Текст] / В.Ю. Белоусов // Научный альманах. – 2016. – № 10-1 (24). – С. 415-419.
2. Вартанян И.А. Звук-слух-мозг [Текст] / И.А. Вартанян. - М.: Наука, 2019. - 175 c.
3. Дайхес H.A. Методы исследования слуха: учебно-методическое пособие [Текст] / H.A. Дайхес, A.B. Пашков, C.B. Яблонский. – М., 2019.-119 с.
4. Калягин, В.А. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи [Текст] / В.А.Калягин, Т.С Овчинникова. – СПб: КАРО, 2018. – 216 с.
5. Комаров К.В. Методика обучения русскому языку в школе для слабослышащих детей / К.В. Комаров – М.: ОНИКС 21 век, 2005.
6. Комаров К.В. Обучение слабослышащих детей грамоте. - М., 1983
7. Королева И.В. Дети с нарушением слуха. Книга для родителей и педагогов [Текст] / И. Королева, П. Янн. - М.: Каро, 2019. - 240 c.
8. Логинова Е.А. Мониторинг коррекционно-логопедической работы: учебно-методическое пособие [Текст] /Е.А. Логинова, Г.А. Пеньковская, О.В. Елецкая. – М.: Издательство «Форум», 2016.-400 с.
9. Львов М. Р., Горецкий В.Г., Сосновская О. В. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2007.
10. Макарова А.С. К вопросу об обучаемости детей с нарушением слуха [Текст] / А.С. Макарова, Т.Ю. Манаскурт // Материалы XXIV международной конференции «Ребенок в современном мире. Детство: Праздник и повседневность» - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. – С. 133–136.
11. Матвиенко Л.Д. Коррекционная работа со слабослышащими детьми [Текст] / Л.Д. Матвиенко, А.А. Стретичук, Е.Б. Турбинова // Концепт. – 2016. – № 11. – С. 686-690.
12. Никулина А. В. Основные проблемы формирования орфографической зоркости младших школьников в условиях системно-деятельностного подхода [Текст] / А.В. Никулина // Молодой ученый. — 2015. — №12. — с. 788-790.
13. Обучение грамоте. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. Г. Горецкий, Н. М. Белянкова. — 2-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2017. — 374 с.
14. Психолингвистика : учебник для вузов / И.В. Королева [и др.].. — Москва, Саратов : ПЕР СЭ, Ай Пи Эр Медиа, 2019. – 416 с.
15. Психолингвистика : учебное пособие (курс лекций) / . — Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университет, 2019. — 144 c.
16. Речицкая Е. Г. Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе [Текст] / Е.Г. Речицкая, Е.В. Пархалина. - М.: Владос, 2019. - 192 c.
17. Тер-Григорьянц, Р.Г. Обеспечение условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования [Текст] / Р.Г. Тер-Григорьянц, А.А. Бабич // Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика: материалы Международной научно-практической конференции. – Симферополь: Ариал, 2017. – С. 279 – 284.
18. Токарева О. В. Расстройства речи у детей с нарушением слуха [Текст] / О.В. Токарева, под ред. проф. С. С. Ляпидевского.- М.: Логос, 2016.-256 с.
19. Ушакова Т.Н. Рождение слова: проблемы психологии речи и психолингвистики / Ушакова Т.Н.. — Москва : Издательство «Институт психологии РАН», 2019. – 524 с.
Читать дальше