Подводя общий итог выпускной квалификационной работы, сделаем следующие выводы.
Институт необходимой обороны, в той, или иной степени, известен человечеству с древности, поскольку, по сути, необходимость защищать себя, своих близких и свое имущество, возникла с момента формирования цивилизованного общества.
Право обороняться как естественное, прирожденное право любого человека было присуще практически всем законодательным системам на каждом из этапов развития общества. Необходимая оборона является не только одним из наиболее активных средств борьбы с общественно опасными деяниями, но и эффективным средством их предупреждения.
Исходя из нормативной конструкции, закреплённой в действующем УК РФ, следует, что необходимая оборона является, с одной стороны, обстоятельством, которое исключает преступность деяния, а с другой стороны является субъективным правом граждан на осуществление защиты от противоправных посягательств.
К сожалению, действующем УК РФ не нашло своего отражения общее понятие обстоятельств, исключающих преступность деяния, однако его наличие могло бы иметь не только теоретическое, но и сугубо практическое значение. Теоретически, правоприменитель может столкнуться с ситуацией, в которой может возникнуть некое обстоятельство, имеющее по своей природе декриминализирующий характер, но не нашедшее конкретизации в УК РФ.
Под обстоятельствами, которые исключают преступность деяния следует понимать общественно полезные и правомерные поступки, которые предусматриваются действующим уголовным законом, внешне сходные с преступлениями, но исключающие уголовную ответственность лица за причиненный им вред. Данное определение могло бы найти своё закрепление в тексте УК РФ.
Право на необходимую оборону закономерно проистекает как из самой сущности права, так и из содержания нормативно-правовых документов, которыми определяется правовой статус личности в РФ. Данное правомочие берёт своё начало в самой человеческой природе, будучи связанным с основополагающими ценностям и отношениями в современном обществе и государстве. В данном контексте, некоторые авторы задаются вопросом о том, можно ли считать необходимую оборону не только правом, но и обязанностью граждан? Большинство специалистов даёт на данный вопрос отрицательный ответ, но признаёт, что для некоторых категорий граждан необходимая оборона всё же есть обязанность. Речь ведётся о сотрудниках правоохранительных органов и военнослужащих, для которых пресечение правовых нарушений включается в их служебные обязанности.
В качестве объекта при необходимой обороне можно выделить личность и права посягающего лица, которые на момент противоправного посягательства не обеспечиваются правозащитой со стороны государства в должной мере – насколько это необходимо для предотвращения противоправного посягательства.
Помимо всего прочего, образование является одним из самых важных факторов развития современного общества. В XXI веке резко увеличивается потребность государства в высокообразованных, культурных гражданах, уважающих свою Родину и умеющих вести межнациональные диалоги.
В настоящее время основными направлениями модернизации процесса образования выступают личностная ориентация содержания образования; его деятельностный характер, практическая направленность, вследствие чего обучаемые могут использовать в реальной жизни усвоенные знания, навыки и умения для решения стоящих задач.
Ведущая цель правового образования заключается в создании условий для обучения и совершенствования знаний, умений, навыков каждого студента с опорой на принципы уровневой дифференциации, в том числе учет их индивидуальных особенностей и способностей.
Дисциплины, формирующие правовые компетенции преподаются во всех СПО в ходе изучения таких дисциплин как «Уголовное право». В этой связи можно сделать вывод, что граждане России после изучения указанного курса должны иметь базовые знания правовой системе России, о содержании Конституции РФ, важнейших законах, обеспечивающих их права и законные интересы той или иной сфере деятельности, а так же быть достаточно осведомлены об ответственности за то или иное правонарушение.
На современном этапе основополагающей целью изучения права вы- ступает необходимость воспитания у обучающихся глубокого осознания потребности соблюдения прав человека, формирования у них чувства собственного достоинства и уважение к другим людям. Основной целью правового образования в СПО является формирование правовых компетенций, которые реализуются, по нашему мнению, в недостаточном объёме.
Рассмотрев возможные формы и методы преподавания права в СПО можно сделать вывод, что они являются симбиозом форм и методов преподавания права и уголовного права в школе и высших учебных заведениях, так как, необходимо совместить содержание общего образования с формой обучения принятой в СПО.
Студенты профессиональных образовательных организаций, независимо от профиля и направления подготовки, имеют право на необходимый им уровень правовых знаний, необходимый им в будущей профессиональной деятельности и в повседневной жизни. Иначе говоря, правовое обучение этой категории является необходимым.
К сожалению педагогического сообщества, вопросы перехода к профильному правовому образованию во время прохождения базовых дисциплин средних профессиональных организаций пока еще разработаны не в полной мере как в дидактическом направление в целом, так и в конкретно - методическом вопросах в частности.
Переход среднего профессионального образования к формированию правовых компетенций несёт в себе серьёзный стратегические разработки в сфере усовершенствования модели российского образования. В связи с этим, делая попытку спрогнозировать развитие образования в ближайшие годы можно выразить предположение, что многие вопросы по данной тематике будут решать только опытным путём, а затем проходить апробацию на высшем уровне системы образования Российской Федерации.