Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы изучения учебной мотивации школьников с интеллектуальными нарушениями…………………………….5
1.1 Учебная деятельность как объект изучения психологии…………5
1.2 Формирование учебной деятельности в филогенезе………………..8
1.3 Характеристика детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями в процессе учебной деятельности……..11
1.4 Отношение и мотивация к учебной деятельности детей с интеллектуальными нарушениями…………………………………………….18
Глава 2. Экспериментальное исследования отношения детей с интеллектуальными нарушениями к учебной деятельности………………..23
2.1 Организация и методы исследования………………………………23
2.2 Анализ результатов и интерпретация полученных данных……..24
Заключение……………………………………………………………..28
Список литературы……………………………………………………….30
Читать дальше
Проанализировав научно-методическую литературу, можно сказать, что мотивация школьников с задержкой психического развития характеризуется неразвитой любознательностью, неустойчивостью и низкой осознанностью мотивов деятельности. К школьному возрасту мотивы учебной деятельности детей с интеллектуальными нарушениями очень неустойчивы, формируются более медленными темпами и носят ситуационный характер. В то же время эмоционально окрашенное отношение младшего школьника к учителю расширяет сферу мотивации его учебной деятельности и способствует формированию позитивного отношения к учебе.
Мотивационная сфера младших школьников характеризуется незрелостью, слобовыраженностью, кратковременностью побуждений, ограниченностью мотивов, преобладанием близкой мотивации. У детей наблюдается слабая и примитивная мотивация отношений. Познавательные интересы оказываются маловыраженными, так как ученики не могут осознать важность полученных знаний, их значение в повседневной жизни. У детей преобладают игровые интересы над учебно-познавательными, несмотря на это страдает направленность на игровое взаимодействие со сверстниками. Учеба не представляет личностной значимости для младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Детей привлекает в большей мере операционная сторона учебных действий, которые осуществляются под влиянием скорее внешней мотивации, чаще –подчинительной.
В процессе учебы в младших классах доминирующими мотивами остаются: узколичностные мотивы, связанные с желанием получить пятерку, одобрение родителей или учителя, позиционыые мотивы и мотивы, связанные с процессом учения. Мотивы различной деятельность возникают у ребенка с интеллектуальными нарушениями под воздействием взрослого и редко превращаются в его собственные мотивы, вытекающие из потребностей и их осознания.
Для адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью в обществе, для их успешного включения в коллективную трудовую деятельность важны не только общеобразовательные знания, умения и навыки выполнения трудовых операций. Большое значение имеют также личностные особенности школьников и, в частности, наличие коллективистских мотивов деятельности, необходимых им для участия в совместной работе с другими людьми. В конце концов, это коллективная деятельность, по словам Л.С. Выготского, что создает возможности для формирования у них положительных, социально значимых черт личности.
Читать дальше
1. Асеев В. Г. Возрастная психология: Учебное пособие, Иркутск, 2019. -44-90с.
2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М., 2016. -13с.
3. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна, Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии, 2012. -33-35с.
4. Ботова О.А Особенности формирования мотивации к обучению умственно отсталых детей школьного возраста // Коррекционная педагогика: теория и практика.- М.: Издательство Практика. 2013. -56с.
5. Блонский П.П. Психология младшего школьника. - М.: Изд-во «Институт практической психологии» М.: Просвещение, 2017. -685 с.
6. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М., 2013. -54-70с.
7. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб., 2020. -55с.
8. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. - М., 2019. -21с.
9. Лаврентьев В.В. Значение игры в работе с детьми // Начальная школа, 1999, №5. - 47-53 с.
10. Лузик М.В. Особенности мотивации учения у младших школьников с нарушениями интеллектуального развития //Мотивация в современном мире. Щёлково: ИнтоПринт, 2011. -180-185 с.
11. Маркова А.К. Мотивация учения и её воспитание у школьников. - М., 2018. -54с.
12. Немов Р.С. Общая психология: – Краткий курс. – Спб.: Питер, 2017. -304 с.
13. Новоселова С. А. Развитие мышления в раннем возрасте, М. 2019. -122с.
14. Пинский Б.И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. - М., 2017. -65-80с.
15. Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. М.: Академия, 2016. - 272 с.
16. Сластенин В.А. Каширин В.П. Педагогика и психология. - М.: Академия, 2011. -480 с.
17. Стребелева Е.А, Мишина Г.А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста, М., 2010. -43с.
18. Толстикова О.Н. Динамика учебной мотивации умственно отсталых учащихся от второго к четвертому классу // Вестник Череповецкого государственно университета. 2012. №37-2.
19. Хухлаева, О.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров / О.В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. Бубнова. - М.: Юрайт, 2013. - 367 c.
20. Шкуркин В.И. Влияние мотивов на учебную деятельность. - М., 2013. -54с.
Читать дальше