Введение 3
1.1. Нормы конституции как основа государственного суверенитета 5
1.2. Создание Конституции Российской Федерации 9
2. Особенности верховенства Конституции и законности в государственном управлении 19
2.1. Социальное государство и особенности российской политико-экономической системы 19
2.2. Проблема правоприменения Конституции РФ 22
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Читать дальше
Среди всех источников права Конституция РФ 1993 г. занимает уникальное, выдающееся место, так как в ней, прежде всего, выражены фундаментальные государственно-правовые нормы. Только данный акт регулирует в системном виде важнейшие политические и некоторые смежные отношения, и находится на иерархической вершине всех национальных источников права.
Содержание Конституции предопределило новый тип политической системы, сформированный в конце ХХ – начале XXI века. Она в целом соответствует европейским стандартам и передовой общественной практике. При этом принципиальное значение имеет характеристика Российской Федерации как демократического федеративного правового социального государства (ст. 1, 7), закрепление народного суверенитета (ст. 3), идеологического многообразия и многопаратийности (ст. 13). Установлено основное право на объединение, включающее правомочия по созданию политических партий и профсоюзов (ст. 30 Конституции РФ). Базовые нормы направлены на создание современной социальной и политической среды, закрепляя экономическую свободу и конкуренцию, предоставляя гражданам широкий круг прав и свобод. Заметим, что отечественная партийно-политическая система находится в стадии становления. Европейский опыт многопартийности свидетельствует, что она формируется в течение многих десятилетий.
Ведущей, имманентной чертой всей совокупности данных системных и кодифицированных предписаний является их наивысшая (максимальная) юридическая сила, прямое действие и применение на всей государственной территории России (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ). Последовательная реализация конституционных установлений является условием стабильности, определенности в развитии общественных отношений, свидетельствует об их зрелости. Конституционные нормы и принципы выступают в качестве важнейшего (но не единственного) критерия при проверке и оценке действий должностных лиц государственных институтов, граждан, политических партий.
Значимость, принципиальная роль Конституций выражается также в том, что на страже ее норм стоит вся правоохранительная и судебная система государства. Важнейшей обязанностью органов публичной власти, должностных лиц, граждан и их объединений является соблюдение основных (учредительных) норм и принципов (ч. 1 и 2 ст. 15, ч. 1 ст. 120 Конституции РФ).
Во всех конституционных актах присутствует значительное количество абстрактно-декларативных предписаний – преимущественно норм-принципов, не порождающих правоотношения. Они эмоционально-психологически воздействуют на граждан, провозглашая рациональные правила и установки, нередко в самой общей форме.
Читать дальше
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Собрание законодательства РФ. 4.08.2014. №31. С.43-98.
2. Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 10.06.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 июля 2004 г. N 27 ст. 2710
3. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 12.03.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 29 ст. 2757
4. Авакьян С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 2016. 188 с.
5. Александрова О. А. Социальное государство в современной России: развитие или демонтаж // Вестник РГГУ. 2016. №15 (116). С. 56–57.
6. Безруков А. В. Верховенство конституции и место международных норм в российской правовой системе // Источники права в зеркале современной юриспруденции: сборник научных трудов / отв. ред. В. В. Пономарева. Красноярск, 2015. С. 51-55.
7. Гадисов С.Р. Угрозы государственному суверенитету в условиях глобализации // Вестник Поволжского института управления. 2015. № 6 (51). С.44-48.
8. Кормщиков, Д. А. К какой модели социальной политики стремится Россия? // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2014. №1 (2). С. 439–444.
9. Кравец И. А. Верховенство конституции – принцип конституционализма // Журнал российского права. 2017. № 7. С. 15–26.
10. Кряжков В. А. Законодательство о Конституционном Суде РФ: новеллы 2014 года // Государство и право. 2014. № 12. С. 32–41.
11. Минкин А. Подрывники, 55 кинжалов в спину российского суда. // Московский комсомолец. РРЕ, 2011, №11, С. 4-7.
12. Степаненко Р.Ф. Каузальная природа маргинального поведения: философско-правовые аспекты. // Философия права. 2016. №2 (57). С. 112-116.
13. Тадевосян Э. В. Ратификация международных договоров // Государство и право. 2015. № 16. С. 49-50.
14. Тихомиров Ю. А. Правовые акты: учебно-практическое и справочное пособие. М., 2016. 212 с.
15. Храмцов А. Ф. Бюрократия и социальное государство. М.: ИС РАН. 2014. 166 с.
16. Юсубов Э. С. Дискурс о стабильности Конституции Российской Федерации 1993 года // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 1. С. 13–16.
17. Определение Конституционного Суда РФ от 6 декабря 2001 г. № 250-О «По запросу Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан о толковании ряда положений статей 5, 11, 71, 72, 73, 76, 77 и 78 Конституции Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс
18. Определение Верховного Суда РФ от 18 августа 2016 г. № 5-АПГ16-37 // СПС КонсультантПлюс
Читать дальше