Введение…………………………………………………………………………...3
1. Общая характеристика формирования и развития режиссёрских игр………5
1.1. Особенности игры как основного вида деятельности детей……………….5
1.2. Основные характеристики режиссерских игр……………………………..12
2. Специфика и принципы организации режиссерской игры…………………21
2.1. Классификация режиссерских игр и условия их реализации……………..21
2.2. Принципы организации и проведения режиссерских игр………………...31
Заключение……………………………………………………………………….37
Список литературы………………………………………………………………39
Читать дальше
Несмотря на огромный интерес ученых к творческим видам игр, в настоящее время режиссерская игра изучена менее других видов. Прежде всего это объясняется тем, что дошкольная педагогика в России в большей степени ориентирована на коллективные виды деятельности, а режиссерская игра - игра индивидуальная.
Режиссерская игра имеет сходство с деятельностью режиссера фильма или спектакля, что приводит к развитию фантазии, формированию высокого уровня обобщения, умению действовать в плане представлений. В процессе игры ребенок одновременно самостоятельно придумывает мизансцены, исполняет в этой игре все роли и сопровождает игру дикторским текстом. В период взросления ребенка усложняется и режиссерский аспект игры: что предполагает придумывание сюжета, объединяющего разные предметы, и единоличное исполнение всех ролей.
Режиссерская игра старших дошкольников может проходить и без множества предметов, а как общение ребенка с одной какой-либо игрушкой. Диалог ребенка с игрушкой строится на основе собственного опыта общения с людьми. Режиссерская игра в старшем дошкольном возрасте иногда может быть и коллективной.
Режиссерская игра, как и другие творческие игры, имеют социальную природу и строятся на все расширяющемся представлении ребенка о жизни взрослых. Новой сферой действительности, которая осваивается в игре, становятся мотивы, смыслы жизни и деятельности взрослых. Поведение ребенка опосредуется образом другого человека. Режиссерская игра позволяет ребенку встать на точку зрения разных людей и вступает с другими играющими в отношения, отражающие реальное взаимодействие взрослых. Одновременно растет умение отображать в игре отношения между людьми, способы поведения в различных ситуациях, представления о которых дети черпают из рассказов взрослых, прочитанных книг, сказок, просмотренных фильмов. Таким образом, перед ребенком открываются не только правила поведения, но и их значения для установления и поддержания положительных взаимоотношений с другими людьми.
Основная задача педагога в развитии режиссерской игры - направлять игровую деятельность детей, обогащать другие виды игровой деятельности, которые способствуют формированию режиссерской игры.
Режиссерская игра имеет решающее значение для развития творческого развития личности ребенка. Игровые действия происходят в воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребёнок берёт на себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.
Читать дальше
1. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - Питер, 2019. – С. 123-200.
2. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 1. Вопросы. теории и истории психологии/Под ред. А. Р. Лурия, М. Г. Ярошевского. - М.: Педагогика, 1982. - 488 с.
3. Гавдис, С.И. Основы сценарного мастерства. - Орел: ОГИИК, 2015. – 150 с.
4. Гаспарова, Е.М. Режиссерские игры дошкольника. [авт. книги] под ред. С.Л. Новоселовой. Игра дошкольника. М: Просвещение, 2004. – 152 с.
5. Горюнова, И. Режиссура массовых театрализованных зрелищ и музыкальных представлений. Лекции и сценарии. - М.: Композитор - Санкт-Петербург, 2019. - 208 c.
6. Игра дошкольника. / Под ред. С.Л.Новоселовой. - М.: Просвещение, 2016. - 286 с.
7. Книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2018. - 127 с.
8. Кравцова, Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника. - М. ,2016. – 265 с.
9. Лаврентьевская летопись - – URL: http://expositions.nlr.ru/LaurentianCodex/_Project/page_Show.php (дата обращения: 11.02.2022)
10. Пидкасистый, П.И. Технология игры в обучении и развитии. – М., 1996. - 269 с.
11. Развитие игры детей 5-7 лет. Методическое пособие. / Авт.колл.: Волкова Е.М., Иванкова Р.А., Качанова И.А., Трифонова Е.В. // Под ред. Трифоновой Е.В. - М.: ТЦ Сфера, 2015. – 208 с.
12. Рошаль, Г. Л. Режиссер и эпоха (Г. В. Алексаидрову-75 лет) «Искусство кино» №5. 1978, стр.120-121.
13. Сластенин, В.А, Педагогика: инновационная деятельность. - М.: ИЧП «Издательство Магистр», 2017. - 224 с.
14. Сухомлинский, В.А. О воспитании: [выдержки из работ] / Сухомлинский В.А. - 6-е изд. - М.: Политиздат, 1988. - 269 с.
15. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей М.: Планета музыки, 2020. – 275 с.
16. Трифонова, Е.В. Режиссерские игры дошкольников. Дополнительное образование детей Москвы от А до Я. – 2014. - № 2. - С.17-21.
17. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений в 4 томах. Т.2. – М.: Дрофа, 2005. - 538 с.
18. Эльконин, Д.Б. Психология игры. – М.: Владос, 1999. - 360с.
Читать дальше