Самая низкая цена дипломной работы по литературе в Work5. Мы напишем качественный диплом за недорого.
Хотя система средневековых ценностей и имела своим абсолютным центром единого Бога, за внешней христианской обрядностью часто оставались языческие по своей природе культурные основания. Особенно языческие верования были распространены среди крестьян, составлявших большинство населения Европы. Таким образом, в средневековой культуре переплетались и сочетались религиозное мировоззрение и жизнеутверждающее мироощущение, мистика и трезвый рационализм, устремленность к Богу и любовь к земной жизни. Важно учитывать и то обстоятельство, что деятели церкви, особенно в Западной Европе (где грамотными были по преимуществу клирики) нередко совмещали церковные и светские должности . Можно выделить три основные типа средневековой культуры: рыцарская, крестьянская (народная) и городская (бюргерская). Причем, соотношение этих типов культур в различные периоды средневековья: раннее Средневековье (V - XI века); зрелое (классическое) Средневековье (XII - XIV века) и позднее Средневековье (XV - XVII века), - менялось с заметным ростом доли городской культуры. Образно-смысловая система средневекового искусства выражала центральную идею картины мира средневекового человека - христианскую идею Бога. Средневековые художники были обязаны строго следовать универсальным церковным канонам, а создаваемые ими скульптурные и живописные образы являлись иллюстрацией к библейским текстам, понятным для всех верующими. Эстетический идеал средневекового искусства был противоположен античному, отражая христианское понимание красоты. Идея превосходства духа над телесным, плотским отражалась в аскетизме образов монументальной живописи и скульптуры, их суровости и отрешенности от внешнего мира. Предпосылки для формирования образного строя средневекового искусства сложились в эпоху поздней античности. Многие произведения раннехристианского искусства создавались в тех же мастерских и теми же художниками, что и языческие. На протяжении IV-VI вв. античная тематика сосуществовала с христианской, но использовалась в области светского искусства и частной жизни. С победой христианства изменилось соотношение между различными видами искусства: первенствующее значение приобрела церковная архитектура, призванная воссоздать на земле образ «царства божия» . Следует учитывать и тот факт, что от эпохи Средневековья сохранились в основном культовые памятники, большинство же светских - погибло. Средневековое искусство Западной Европы развивалось в иных исторических условиях, чем византийское. Появление на исторической арене кочевых племен, находившихся на более ранней стадии развития, чем античное общество, существенно изменило и этнический, и культурный облик Европы, в большей степени затронув именно Запад европейского континента. Изменения претерпевало и само христианское учение: в обрядовой практике, в житийной литературе на первый план выступали народные верования, восходящие к первобытным культам (особое значение и толкование таинства причастия на Западе). Искусство западноевропейского средневековья подразделяется на три основных стиля: дороманский, романский (XI-XII вв.) и готический (XIII-XV вв.), соответствующие основным периодам эпохи. Каждый из этих стилей, в свою очередь, подразделяется на отдельные периоды. Так, в дороманском стиле можно выделить кельтское искусство, раннехристианское искусство, искусство периода переселения народов, а в готическом – раннюю готику, высокую (или пламенеющую) готику и позднюю .