С сервисом Work5 написание докторской диссертации в Нижнем Новгороде станет проще.
Проблема изучения эмоциональных состояний человека, формирование чувства «эмоциональной отзывчивости», а также его влияние на личностное развитие ребенка до сих пор остается нерешенной. Таким образом, выбранная тема работы является актуальной. Развитие отечественной науки в направлении изучения детских эмоций стало активно происходить после утверждения Л.С. Выготского о «единстве аффекта и интеллекта», о необходимости целостного понимания психики. Его учеником, А.В. Запорожцем, были развиты идеи об эмоциональном предвосхищении и механизме эмоциональной коррекции, где эмоции, в частности эмоциональная отзывчивость, вовлечены в ориентировочную часть действия. В изучение эмоциональной сферы большой вклад внесли многие ученые, педагоги и психологи, среди которых: Н.Д. Левитов, Б.М. Теплов, А.В. Петровский, Р.С. Немов, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов. Исследованиями эмоций и эмоциональной отзывчивости занимались Я.З. Неверович, М.С. Лисина, А.Е. Ольшанникова, Г.Г. Кравцов, Е.О. Смирнова, Т.С. Бабаджан, Н.А. Ветлугина, Д.М. Кабалевский, О.П. Радынова, Б.М. Теплов, и др. А. В. Запорожец, Я. 3. Неверович изучали эмоциональную отзывчивость как реакцию ребенка на состояние другого человека, М.И. Лисина и А.Е. Олыпанникова определяли ее эмоциональной единицей, проявляющейся в отношениях, Т.П. Гаврилова говорила о ней в рамках эмпатии, а В. В. Абраменкова рассматривала ее как показатель развития нравственных чувст. Но все эти работы не формируют целостного понимания вопроса о создании педагогических условий развития эмоциональной отзывчивости. Анализ ситуации, сложившейся в практике современного дошкольного образования, позволил выделить следующие объективно существующие противоречия: между определением понятия «эмоциональная отзывчивость» во ФГОС ДО и его заменой на «эмоциональный отклик», «социальную перцепцию» и «эмпатию» в литературе по дошкольной педагогике; между важностью формирования и развития эмоциональной отзывчивости в дошкольном возрасте и отсутствием целостной системы создания педагогических условий для этого; между определением развития эмоциональной отзывчивости детей младшего дошкольного возраста как психолого-педагогической проблемы и недостаточной её разработанности; между имеющимся практическим материалом и диагностическими методиками и недостаточностью оценки эффективности проведенной работы и анализом дефицитов. Отсюда вытекает проблема исследования: каким должен быть образовательный процесс создания педагогических условий развития эмоциональной отзывчивости детей младшего дошкольного возраста. Актуальность темы, существующие противоречия и проблема исследования определили тему исследования: «Педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости детей младшего дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольной организации». Объект исследования: процесс воспитания эмоциональной отзывчивости детей младшего дошкольного возраста. Предмет исследования: педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости детей младшего дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольной организации. Цель исследования: теоретически обосновать и разработать процесс создания педагогических условий развития эмоциональной отзывчивости детей младшего дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольной организации, выявить его влияние на развитие эмоциональной отзывчивости опытно-экспериментальным путём. Объект, предмет и цель исследования обусловили выдвижение следующих задач: изучить современное состояние проблемы развития эмоциональной отзывчивости, литературу с исследованиями по данной проблеме и различных её аспектов; рассмотреть характеристику понятий «эмоции», «эмоциональная сфера личности дошкольника», «отзывчивость», «эмоциональная отзывчивость», «воспитание эмоциональной отзывчивости»; определить содержательную характеристику педагогических условий развития эмоциональной отзывчивости; разработать программу повышения качества созданных условий эмоциональной отзывчивости детей младшего дошкольного возраста и проверить её эффективность опытно-экспериментальным путём. Гипотеза исследования: если проводить анализ шкалы «эмоциональное развитие» области качества «социально-коммуникативное развитие» показателя «содержание образовательной деятельности» комплексного мониторинга качества дошкольного образования Российской Федерации, создавать программу по созданию условий на основании выявленных дефицитов, то у детей младшего дошкольного возраста будет развиваться эмоциональная отзывчивость. В работе применялись следующие методы исследования: теоретические: методы анализа и синтеза, метод обобщения; эмпирические: метод наблюдения за поведением детей в группе, беседа с воспитателем и родителями, анкетирование родителей. В исследовании использовалась диагностическая методика: шкала «эмоциональное развитие» области качества «социально-коммуникативное развитие» показателя «содержание образовательной деятельности» комплексного мониторинга качества дошкольного образования Российской Федерации, разработанная в АНО ДПО «Национальный институт качества образования». В рамках исследования осуществлены этапы исследования: Первый этап – изучение литературы по проблеме исследования, формирование понятийного аппарата, разработка программы опытно-экспериментальной работы. Второй этап – организация и проведение опытно-экспериментальной работы в БДОУ «Центр развития ребенка детский сад № 37», корректировка программы опытно-экспериментальной работы. Третий этап – завершение опытно-экспериментальной работы, обработка и анализ полученных результатов, формулировка выводов. База исследования: БДОУ «Центр развития ребенка детский сад № 37». Обследуемые: дети младшего дошкольного возраста (27 человек), педагоги (2 человека) и родители (27 человек). Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, 3 приложений. Практическая значимость исследования предполагает возможность использования шкалы «эмоциональное развитие» области качества «социально-коммуникативное развитие» показателя «содержание образовательной деятельности» комплексного мониторинга качества дошкольного образования Российской Федерации для создания программы по созданию условий на основании выявленных дефицитов и развитию у детей младшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости. Разработанная и представленная в исследовании программа создания условий по развитию эмоциональной отзывчивости может быть использована для педагогов, работающих с детьми младшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях.