Введение 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 8 1.1. Характеристика понятий «эмоции», «эмоциональная сфера личности дошкольника», «отзывчивость», «эмоциональная отзывчивость», «воспитание эмоциональной отзывчивости» 8 1.2. Анализ разделов по воспитанию эмоциональной отзывчивости современных образовательных программ дошкольного образования 13 1.3. Содержательная характеристика педагогических условий развития эмоциональной отзывчивости детей младшего дошкольного возраста 17 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 22 2.1. Диагностика эмоциональной отзывчивости детей младшего дошкольного возраста 22 2.2. Реализация педагогических условий развития эмоциональной отзывчивости детей младшего дошкольного возраста 27 2.3. Выявление уровня развития эмоциональной отзывчивости детей младшего школьного возраста после реализации педагогических условий 29 Выводы по второй главе 32 Заключение 33 Список литературы 35 Аннотация 40 Приложение 1 42 Приложение 2 44

Педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости детей младшего дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольной организации»

дипломная работа
Педагогика
40 страниц
71% уникальность
2022 год
24 просмотров
жигалина о.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 8 1.1. Характеристика понятий «эмоции», «эмоциональная сфера личности дошкольника», «отзывчивость», «эмоциональная отзывчивость», «воспитание эмоциональной отзывчивости» 8 1.2. Анализ разделов по воспитанию эмоциональной отзывчивости современных образовательных программ дошкольного образования 13 1.3. Содержательная характеристика педагогических условий развития эмоциональной отзывчивости детей младшего дошкольного возраста 17 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 22 2.1. Диагностика эмоциональной отзывчивости детей младшего дошкольного возраста 22 2.2. Реализация педагогических условий развития эмоциональной отзывчивости детей младшего дошкольного возраста 27 2.3. Выявление уровня развития эмоциональной отзывчивости детей младшего школьного возраста после реализации педагогических условий 29 Выводы по второй главе 32 Заключение 33 Список литературы 35 Аннотация 40 Приложение 1 42 Приложение 2 44
Читать дальше
Актуальность исследования. Доброта и отзывчивость считались во все времена самыми ценными качествами человека. Способность поделиться, помочь, уступить, разделить чужую радость и беду – важные качества, которые встречаются все реже. Часто наблюдается в современной действительности, что люди не хотят видеть боль и переживания других людей, возникает ощущение, что теряются нравственные ориентиры. В ускоренных темпах цифрового общества у взрослых нет времени на общение с детьми, концентрация вокруг проблемы «подготовки к школе» фиксирует и педагогов дошкольного образования на интеллектуальной и познавательной составляющей образовательной деятельности в детском саду. А между тем, детство – ведущий период зарождения чувств и эмоций. Исследование эмоций и их развитие имеет существенное значение для разработки общих проблем онтогенеза человеческой психики. Поэтому в дошкольной педагогике и психологии необходимо соотносить принципы и походы к обучению с нравственными ориентирами и задачами воспитания, уточнять и наполнять смыслами все понятия, которые используются в данном направлении.


С сервисом Work5 написание докторской диссертации в Нижнем Новгороде станет проще.


Проблема изучения эмоциональных состояний человека, формирование чувства «эмоциональной отзывчивости», а также его влияние на личностное развитие ребенка до сих пор остается нерешенной. Таким образом, выбранная тема работы является актуальной. Развитие отечественной науки в направлении изучения детских эмоций стало активно происходить после утверждения Л.С. Выготского о «единстве аффекта и интеллекта», о необходимости целостного понимания психики. Его учеником, А.В. Запорожцем, были развиты идеи об эмоциональном предвосхищении и механизме эмоциональной коррекции, где эмоции, в частности эмоциональная отзывчивость, вовлечены в ориентировочную часть действия. В изучение эмоциональной сферы большой вклад внесли многие ученые, педагоги и психологи, среди которых: Н.Д. Левитов, Б.М. Теплов, А.В. Петровский, Р.С. Немов, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов. Исследованиями эмоций и эмоциональной отзывчивости занимались Я.З. Неверович, М.С. Лисина, А.Е. Ольшанникова, Г.Г. Кравцов, Е.О. Смирнова, Т.С. Бабаджан, Н.А. Ветлугина, Д.М. Кабалевский, О.П. Радынова, Б.М. Теплов, и др. А. В. Запорожец, Я. 3. Неверович изучали эмоциональную отзывчивость как реакцию ребенка на состояние другого человека, М.И. Лисина и А.Е. Олыпанникова определяли ее эмоциональной единицей, проявляющейся в отношениях, Т.П. Гаврилова говорила о ней в рамках эмпатии, а В. В. Абраменкова рассматривала ее как показатель развития нравственных чувст. Но все эти работы не формируют целостного понимания вопроса о создании педагогических условий развития эмоциональной отзывчивости. Анализ ситуации, сложившейся в практике современного дошкольного образования, позволил выделить следующие объективно существующие противоречия:  между определением понятия «эмоциональная отзывчивость» во ФГОС ДО и его заменой на «эмоциональный отклик», «социальную перцепцию» и «эмпатию» в литературе по дошкольной педагогике;  между важностью формирования и развития эмоциональной отзывчивости в дошкольном возрасте и отсутствием целостной системы создания педагогических условий для этого;  между определением развития эмоциональной отзывчивости детей младшего дошкольного возраста как психолого-педагогической проблемы и недостаточной её разработанности;  между имеющимся практическим материалом и диагностическими методиками и недостаточностью оценки эффективности проведенной работы и анализом дефицитов. Отсюда вытекает проблема исследования: каким должен быть образовательный процесс создания педагогических условий развития эмоциональной отзывчивости детей младшего дошкольного возраста. Актуальность темы, существующие противоречия и проблема исследования определили тему исследования: «Педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости детей младшего дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольной организации». Объект исследования: процесс воспитания эмоциональной отзывчивости детей младшего дошкольного возраста. Предмет исследования: педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости детей младшего дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольной организации. Цель исследования: теоретически обосновать и разработать процесс создания педагогических условий развития эмоциональной отзывчивости детей младшего дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольной организации, выявить его влияние на развитие эмоциональной отзывчивости опытно-экспериментальным путём. Объект, предмет и цель исследования обусловили выдвижение следующих задач:  изучить современное состояние проблемы развития эмоциональной отзывчивости, литературу с исследованиями по данной проблеме и различных её аспектов;  рассмотреть характеристику понятий «эмоции», «эмоциональная сфера личности дошкольника», «отзывчивость», «эмоциональная отзывчивость», «воспитание эмоциональной отзывчивости»;  определить содержательную характеристику педагогических условий развития эмоциональной отзывчивости;  разработать программу повышения качества созданных условий эмоциональной отзывчивости детей младшего дошкольного возраста и проверить её эффективность опытно-экспериментальным путём. Гипотеза исследования: если проводить анализ шкалы «эмоциональное развитие» области качества «социально-коммуникативное развитие» показателя «содержание образовательной деятельности» комплексного мониторинга качества дошкольного образования Российской Федерации, создавать программу по созданию условий на основании выявленных дефицитов, то у детей младшего дошкольного возраста будет развиваться эмоциональная отзывчивость. В работе применялись следующие методы исследования:  теоретические: методы анализа и синтеза, метод обобщения;  эмпирические: метод наблюдения за поведением детей в группе, беседа с воспитателем и родителями, анкетирование родителей. В исследовании использовалась диагностическая методика: шкала «эмоциональное развитие» области качества «социально-коммуникативное развитие» показателя «содержание образовательной деятельности» комплексного мониторинга качества дошкольного образования Российской Федерации, разработанная в АНО ДПО «Национальный институт качества образования». В рамках исследования осуществлены этапы исследования: Первый этап – изучение литературы по проблеме исследования, формирование понятийного аппарата, разработка программы опытно-экспериментальной работы. Второй этап – организация и проведение опытно-экспериментальной работы в БДОУ «Центр развития ребенка детский сад № 37», корректировка программы опытно-экспериментальной работы. Третий этап – завершение опытно-экспериментальной работы, обработка и анализ полученных результатов, формулировка выводов. База исследования: БДОУ «Центр развития ребенка детский сад № 37». Обследуемые: дети младшего дошкольного возраста (27 человек), педагоги (2 человека) и родители (27 человек). Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, 3 приложений. Практическая значимость исследования предполагает возможность использования шкалы «эмоциональное развитие» области качества «социально-коммуникативное развитие» показателя «содержание образовательной деятельности» комплексного мониторинга качества дошкольного образования Российской Федерации для создания программы по созданию условий на основании выявленных дефицитов и развитию у детей младшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости. Разработанная и представленная в исследовании программа создания условий по развитию эмоциональной отзывчивости может быть использована для педагогов, работающих с детьми младшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях.

Читать дальше
Для маленьких детей, в частности, для дошкольников, эмоциональная отзывчивость воспринимается через призму эмоционального отклика на события жизни, способность к сопереживанию и реакции на чувства другого человека или животного. В данной работе раскрыты основные аспекты педагогических условий развития эмоциональной отзывчивости детей младшего дошкольного возраста. Теоретически обоснован и разработан процесс создания педагогических условий развития эмоциональной отзывчивости детей младшего дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольной организации, выявлено его влияние на развитие эмоциональной отзывчивости опытно-экспериментальным путём. В работе решены следующие задачи:  изучены особенности современного состояния проблемы развития эмоциональной отзывчивости детей, а также литература с исследованиями по данной проблеме и различных её аспектов;  рассмотрена сущность понятий «эмоции», «эмоциональная сфера личности дошкольника», «отзывчивость», «эмоциональная отзывчивость», «воспитание эмоциональной отзывчивости»;  определена содержательная характеристика педагогических условий развития эмоциональной отзывчивости детей младшего дошкольного возраста;  разработана программа повышения качества существующих условий развития эмоциональной отзывчивости детей младшего дошкольного возраста;  проверена эффективность программы повышения качества условий развития эмоциональной отзывчивости детей младшего дошкольного возраста опытно-экспериментальным путём. По результатам исследования можно сделать вывод о том, что гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, нашла свое подтверждение. При реализации программы по созданию условий на основе выявленных особенностей анализа шкалы «эмоциональное развитие» области качества «социально-коммуникативное развитие» показателя «содержание образовательной деятельности» комплексного мониторинга качества дошкольного образования Российской Федерации [40] у детей младшего дошкольного возраста будет развиваться эмоциональная отзывчивость.
Читать дальше
1. Ажиев А.В. Страхи в структуре эмоционального развития дошкольников // А.В.Ажиев, З.И. Гадаборшева. Педагогика и психология в современном мире: материалы всерос. науч.-практ. конф. молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов. - 2019. - С. 43- 49; 2. Бабикова А.А. Исследование эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста // УНИКУМ. – Челябинск. - ТОМ 7. - № 1. – 2021. –с.36; 3. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства: учебное пособие // - Ярославль: ЯГПУ. - 1998. – 117 с.; 4. Вербовская В. С. Эмоциональная отзывчивость: содержание и структура понятия // Вестник НВГУ - № 4. - 2013. – с. 7-13; 5. Волков Ю.Г. Социология. Учебник для студентов вузов // Под ред. В.И. Добренькова. - 2-е издание. – М.: Феникс. - 2017. - 572 с.; 6. Гаврилова Т. П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего и среднего дошкольного возраста // Вопросы психологии. - № 5. 1974. – с.107-114; 7. Груздова И. В. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей младшего дошкольного возраста // - М. - 1998. – 241 с.; 8. Данильченко Е.В. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста // Е.В. Данильченко. Педагогический опыт: от теории к практике: сб. материалов III междунар. науч.-практ. конф. / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. - 2017. - С. 162-164; 9. Добреньков В.И. Социология: Краткий курс // В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. М.: Инфра-М. - 2018. - 231с.; 10. Дюкарева Д.А. Особенности восприятия эмоций человека дошкольниками // Д.А. Дюкарева. Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества: сб. науч. трудов всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием./ под ред. Г.Ю. Лизуновой. - 2019. – с.109; 11. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника // Эмоциональное развитие дошкольников. – М.: Просвещение. – 1985. - с. 8-29; 12. Истоки: Комплексная образовательная программа дошкольного образования // Научн. рук. Л.А. Парамонова. — 6-е изд. перераб. - М: ТЦ Сфера - 2018. – 192 с.; 13. Карелина И. О. Развитие эмоциональной сферы детей в дошкольной образовательной организации: избранные научные статьи // – Прага: Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ» - 2017. – 122c.; 14. Ключникова И.Ф. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста // Педагогический совет: опыт, исследования, рекомендации: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. - 2020. - С. 131-133; 15. Крайчак А.Е. Методические аспекты развития эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста через театрально - игровую деятельность в условиях ДОУ // А.Е. Крайчак. Наука и образование: новое время. - 2017. - № 3 (20). - С. 660-665; 16. Краткий психологический словарь: научное издание // Под общ. ред. А. В.Петровского, М. Г. Ярошевского. - Ростов-на-Дону: Феникс. - 1998. – 512 с.; 17. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» // Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - спб: ООО«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС». - 2019. – 352 с.; 18. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» // науч. рук. Л.Г. Петерсон; под общ. ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. - М: ИНОМ. Лаборатория знаний. - 2019. – 253 с.; 19. Кравченко А.И. Социология: Хрестоматия для вузов // - Екатеринбург: Академический проект: Деловая книга. - 2017. - 734с.; 20. Курносова С. А. К вопросу о воспитании у младших школьников эмоциональной отзывчивости // Начальная школа: плюс-минус. - № 4. - 2008. – с. 50; 21. Лаптева Ю.А. Возрастная изменчивость параметров эмоционального развития детей на разных этапах дошкольного детства // Ю.А. Лаптева. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2017. - № 1 (28). - С. 73- 77; 22. Лаптева Ю.А. Модель психолого-педагогического сопровождения эмоционального развития детей в современном детском саду // Ю.А. Лаптева. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2018. - № 9 (132). - С. 57-63; 23. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения // - М., - 1986. – 144с.; 24. Маракушина И.Г. Психолого-педагогическое сопровождение родителей как фактор развития эмоционального мира детей // И.Г. Маракушина, Е.А. Рега. Традиции и новации в дошкольном образовании. - 2018. - № 5 (8). - С. 31-33; 25. Никитина Ю.Б. Взаимосвязь стиля родительского воспитания и эмоциональной сферы дошкольников // Ю.Б. Никитина. Фундаментальные и прикладные аспекты развития современной науки: сб. статей по материалам междунар. науч.-практ. конф. - 2019. - С. 69-73; 26. Новикова С.С., Соловьев А.В. Социологические и психологические методы исследований в социальной работе: учебное пособие для высшей школы // Новикова С.С., Соловьев А.В. – М.: Академический проект. – 2020. – 495с.; 27. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. // Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. - М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. - 2019. – 336 с.; 28. Пичугина И.В. Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками // И.В. Пичугина. Традиционные национально - культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России. - 2017. - № 2 (12). - С. 50-54; 29. Пономарёва И.В. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста на праздниках и развлечениях // И.В. Пономарёва. Вопросы дошкольной педагогики. – 2017. - № 2 (8). - С. 46-48; 30. Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования // C. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова и др.; науч. рук. Е. В. Соловьёва. - М.: Просвещение - 2016. – 232 с.; 31. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций // - М: Прогресс. - 1979. – 392 с.; 32. Смирнова Н.Н. Особенности рефлексии различных эмоций у детей старшего дошкольного возраста // Н.Н. Смирнова. Мир науки. Педагогика и психология. - 2019. - Т. 7. - № 6. - С. 6 – 15; 33. Тузова О.П. Эмоциональное развитие детей среднего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема // О.П. Тузова. Вопросы педагогики. - 2019. - № 12-1. - С. 259-262; 34. Федосина С.С. Концепт «эмоция» и его субконцепты в научных теориях эмоциональных проявлений // Вестник Пермского университета: философия, психология, социология - №1. – 2011. – с. 61-65; 35. Щетинина А. М. Восприятие и понимание дошкольниками эмоционального состояния человека // Вопросы психологии. - № 3. - 1984. – с. 60-66; 36. Эмоциональное и когнитивное развитие детей дошкольного возраста: анализ исследований с позиций структурно-диалектического подхода // Н.Е. Веракса, М.Н. Гаврилова М.Н., А.К. Белолуцкая, К.С. Тарасова. Сибирский психологический журнал. - 2020. - № 75. - С. 115-143; 37. Комплексные образовательные программы дошкольного образования [Электронный ресурс] // - Режим доступа: https://firo.ranepa.ru/obrazovanie/fgos/98-kompleksniye-programmy / - [дата обращения: 28.10.2021]; 38. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 [Электронный ресурс] // - Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ - [дата обращения: 28.10.2021]; 39. Словарь Л.С. Выготского [Электронный ресурс] // Московский гос. Ун-т им. М.В. Ломоносова, Фак. Психологии; под ред. А.А. Леонтьева. – Москва: Смысл – 2004. – Режим доступа: https://vocabulary.ru/termin/emocija.html / - (дата обращения: 10.11.2021). 40. Шкалы МКДО [Электронный ресурс] // АНО ДПО «Национальный институт качества образования» - Режим доступа: https://pkiro.ru/wp-content/uploads/2021/12/3-shkaly-mkdo-3-7.-uroven-1.-oblast-kachestva-soderzhanie-obrazovatelnoj-deyatelnosti.pdf / - (дата обращения: 29.01.2022).
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

реферат
Судебное красноречие в России: истоки, развитие и современные тенденции»
Количество страниц:
15
Оригинальность:
42%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Риторика
дипломная работа
Разработка локально вычислительной сети для Администрации Нюксенского муниципального района
Количество страниц:
80
Оригинальность:
92%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Локально-Вычислительные сети
дипломная работа
Разработка системы заполнения расписания
Количество страниц:
60
Оригинальность:
70%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Программирование
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image