Введение........................................................................................................... 3 Глава 1 Теоретические основы развития у детей 5-6 лет творческого мышления в процессе сказкотерапии....................................... 7 1.1 Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме развития у детей 5-6 лет творческого мышления….. 7 1.2 Сказкотерапия как средство формирования у детей 5-6 лет творческого мышления.............................................................. 17 Глава 2 Экспериментальная работа по развитию у детей 5-6 лет творческого мышления в процессе сказкотерапии....................................... 27 2.1 Выявление уровня развития у детей 5-6 лет творческого мышления......................................................................................... 27 2.2 Организация и содержание работы по развитию у детей 5-6 лет творческого мышления посредством сказкотерапии………. 38 2.3 Динамика уровня развития у детей 5-6 лет творческого мышления………………………………………………………… 559 Заключение ....................................................................................................... 67 Список используемой литературы ................................................................. 70 Приложения 73

РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ СКАЗКОТЕРАПИИ

дипломная работа
Психология
70 страниц
71% уникальность
2022 год
20 просмотров
Хафизова И.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение........................................................................................................... 3 Глава 1 Теоретические основы развития у детей 5-6 лет творческого мышления в процессе сказкотерапии....................................... 7 1.1 Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме развития у детей 5-6 лет творческого мышления….. 7 1.2 Сказкотерапия как средство формирования у детей 5-6 лет творческого мышления.............................................................. 17 Глава 2 Экспериментальная работа по развитию у детей 5-6 лет творческого мышления в процессе сказкотерапии....................................... 27 2.1 Выявление уровня развития у детей 5-6 лет творческого мышления......................................................................................... 27 2.2 Организация и содержание работы по развитию у детей 5-6 лет творческого мышления посредством сказкотерапии………. 38 2.3 Динамика уровня развития у детей 5-6 лет творческого мышления………………………………………………………… 559 Заключение ....................................................................................................... 67 Список используемой литературы ................................................................. 70 Приложения 73
Читать дальше
В современном мире наблюдается тенденция увеличения количества творческих профессий. В связи с этим предъявляются требования к личности человека. В настоящее время ценится творческий и креативный человек, способный решить поставленную задачу оригинальным способом. Формирование, раскрытие творческого потенциала происходит в детстве. В дошкольном возрасте развиваются все познавательные процессы. В это время ребенку интересно все новое, он способен видеть что-то необычное в обыденных вещах. Развивается и способность к творческому мышлению, что оказывает большое влияние на успехи в школьном обучении. Важно создать предпосылки для развития творческого мышления именно в дошкольном возрасте, так как этот период является сензитивным.


Хотите знать, сколько стоит контрольная работа , получите расчет стоимости на сайте Work5, заполнив форму заказа.


Это обуславливает актуальность темы нашего исследования. Отечественные и зарубежные психологи и педагоги занимались изучением понятия творческого мышления и возможностей его развития. Психологи изучают творческое мышление в связи со способностями и возможностями человека осуществлять творческую деятельность и применять ее в различных сферах жизни. Проблемой творческого мышления занимались многие зарубежные и отечественные психологи. В российской науке этой проблемой занимались такие психологи, как Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, В.В. Гагай, Е.П. Ильин, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев, Е.Е. Туник. В зарубежной психологии среди исследователей, изучающих развитие творческого мышления можно отметить Дж.П. Гилфорда, Г. Грубера, Е.П. Торренса, К. Тэйлора. Психологи предлагают различные методы развития творческого мышления. Мы рассмотрим развитие творческого мышления в рамках сказкотерапии. Занимались исследованием возможностей сказкотерапии в развитии творческого мышления детей такие ученые, как И.В. Вачков, А.В. Гнездилов, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Д.С. Семенова. Проведя теоретический обзор литературных источников по теме исследования, мы обнаружили противоречие между необходимостью развития творческого мышления у детей 5-6 лет и недостаточностью применения сказкотерапии для данного процесса. Обнаруженное противоречие позволило определить проблему исследования: каковы потенциальные возможности сказкотерапии в развитии творческого мышления у детей 5-6 лет? Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития у детей 5-6 лет творческого мышления в процессе сказкотерапии. Объект исследования: процесс развития у детей 5-6 лет творческого мышления. Предмет исследования: развитие у детей 5-6 лет творческого мышления в процессе сказкотерапии. Гипотеза исследования: Мы предположили, что развитие у детей 5-6 лет творческого мышления в процессе сказкотерапии будет возможно, если: – проанализировать психологическую литературу и выделить характеристики творческого мышления у детей; – подобрать сказки и задания к ним, соответствующие задаче развития творческого мышления; – использовать сказкотерапию в занятиях педагога с детьми, направленных на развитие творческого мышления. Задачи исследования. 1. Проанализировать психологическую и педагогическую литературу и описать процесс развития у детей 5-6 лет творческого мышления в процессе сказкотерапии. 2. Выявить уровень развития у детей 5-6 лет творческого мышления. 3. Определить содержание работы по развитию у детей 5-6 лет творческого мышления в процессе сказкотерапии. 4. Выявить динамику уровня развития у детей 5-6 лет творческого мышления в процессе сказкотерапии. Теоретико-методологической основой исследования явились: – теории творческого мышления (Д.Б. Богоявленской, Дж. Гилфорда, В.Н. Дружинина, Я.А. Пономарев, Э.П. Торренса); – исследования развития творческого мышления детей 5-6 лет (Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, В.Т. Кудрявцева, Н.Н. Поддьякова, А.Э. Симановского, М.И. Хорчевой, О.А. Шиян); – исследования возможностей сказкотерапии в развитии творческого мышления детей (И.В. Вачкова, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой). Методы исследования: – теоретические: анализ научной психологической литературы по теме исследования; – эмпирические: наблюдение, психолого-педагогический эксперимент, состоящий из контрольного, формирующего и констатирующего этапов; – методы обработки полученных результатов: качественный и количественный анализы результатов исследования. Экспериментальная база исследования. ГБОУ Школа №878 дошкольный корпус «Сказка» г. Москва. В исследовании приняли участие 27 детей 5-6 лет. Новизна исследования: доказаны возможности сказкотерапии в процессе развития у детей 5-6 лет творческого мышления. Теоретическая значимость исследования состоит в анализе различных подходов к проблеме развития творческого мышления детей 5-6 лет, доказательстве положительного влияния сказкотерапии на развитие творческого мышления детей. Практическая значимость исследования: приведенные результаты по развитию творческого мышления детей в процессе сказкотерапии могут применять педагоги-психологи и педагоги дошкольных образовательных организаций. при организации развивающей и коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста. Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.

Читать дальше
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы. В условиях быстро изменяющегося современного мира увеличиваются требования к умениям, навыкам, личности человека. В сегодняшней реальности важен творческий и креативный человек, умеющий решить проблемную задачу оригинальным способом. Творческие профессии ценятся в обществе. Познавательные процессы активно развиваются именно в дошкольном возрасте. В этот период жизни ребенку интересно все новое, он с легкостью может заметить что-то необычное в привычных вещах. Умение творчески мыслить формируется у детей в дошкольном возрасте и оказывает значительное влияние на успешность в учебе. Важно создать условия для развития творческого мышления именно в дошкольном возрасте, так как этот возраст является сензитивным. Анализ психологической литературы по теме исследования позволил выделить противоречие между актуальностью развития творческого мышления у детей и недостаточностью использования сказкотерапии для данной цели. Нами были определены критерии для выявления уровня развития творческого мышления у детей 5-6 лет. Нами был осуществлен подбор диагностического инструментария и проведено первичное исследование творческого мышления. Во время первичной диагностики был выявлен уровень сформированности творческого мышления детей. Полученные данные показали, что уровень ниже нормы наблюдается у 9 детей (33%), уровень несколько ниже нормы – у 3 детей (11%), нормальный уровень развития – 12 детей (45%), уровень выше нормы – 3 человека (11%). Полученные результаты позволяют утверждать, что уровень развития творческого мышления у детей необходимо повышать путем организации развивающих занятий. Работа по формированию у детей 5-6 лет творческого мышления в процессе сказкотерапии проходила в три этапа. На организационном этапе мы проанализировали психологическую литературу и выделили характеристики творческого мышления у детей: • Беглость – показывает творческую продуктивность ребенка; • Оригинальность – указывает на уникальность, индивидуальность продуктов деятельности ребенка; • Гибкость – количество смены категорий рисунков при выполнении задания. На втором, содержательном этапе мы подобрали занятия по развитию творческого мышления посредством сказкотерапии. Для развивающих занятий мы использовали разработки и методические рекомендации к ним. На третьем - деятельностном этапе, мы применяли чтение сказок и задания к ним в процессе занятий педагога с детьми, согласно утвержденному плану педагога. На занятиях мы читали или рассказывали детям сказки, затем привлекали ребят к обсуждению содержания, задавали вопросы для лучшего понимания смысла сказки, просили детей выполнить задания на моделирование сказки, поиск и разрешение противоречий. Ребята внимательно слушали и с интересом обсуждали выбранные нами сказки, с удовольствием работали над заданиями. Сравнивая результаты до и после сказкотерапии, можно отметить, что по методике Торранса количество детей, имеющих уровень ниже нормы сократилось на 5 человек (19%). Отличный уровень развития творческого мышления наблюдается у 1 одного человека (3%). По методике дивергентного мышления Ф. Вильямса низкий уровень уменьшился на 15%, высокий уровень возрос на 15%. По третьей методике «Слова» (Е. Туник) низкий уровень развития творческого мышления уменьшился на 11%, высокий уровень увеличился на 14%. Сравнительный анализ с применением t-критерия Стьюдента показал наличие значимых различий по шкалам беглости, гибкости, оригинальности, при этом показатели выше после сказкотерапии. Сравнительный анализ доказал наличие положительной динамики в уровне развития творческого мышления детей после занятий сказкотерапией. Проанализировав результаты исследования и сопоставив ее с выдвинутой гипотезой, можно сделать вывод, что задачи исследования решены, цель работы достигнута, а гипотеза доказана.
Читать дальше
1. Абсалямова А. Г. Теоретические основы проблемы формирования культуры творческого мышления у старших дошкольников // Начальная школа: Плюс До и После. 2010. № 4. С. 23–26. 2. Амнуэль П. Р. Удивительный мир фантазии. Новосибирск. 1991. 254 с. 3. Брушлинский А. В. Мышление и прогнозирование. М. 1979. 228 с. 4. Васильев И. А. Рефлексивный подход к изучению и развитию творческого мышления // Вопросы психологии. 1991. № 3. С. 103–106. 5. Вачков И. В. Развитие самосознания через психологическую сказку. М. 2007. 143 с. 6. Веракса Н. Е. Диалектическое мышлеие и творчество // Вопросы психологии. 1990. № 4. С. 5–14. 7. Волкова О. В. Развитие творческих способностей посредством сказкотерапии у детей дошкольного возраста // Сервис в России и за рубежом, 2009. № 3. С. 122–129. 8. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб. : СОЮЗ, 1997. 96 с. 9. Вьюнова Н. И., Величко Ю. В. Динамика развития творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста: общее и особенное // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2017. №4. С. 100–106. 10. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. М., 1965. С. 433–456. 11. Горлова Е. Л., Кузнецова Ю. А. Теоретическое отношение к задаче у детей разного психологического возраста // Личность, интеллект, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики: материалы I-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского. 2016. С. 413–421. 12. Дункер К. М. Психология продуктивного (творческого) мышления: Психология мышления. М., Прогресс, 1966. 264 с. 13. Ермакова Ж. Е. Становление и развитие проблемы творческого мышления в отечественной и зарубежной науке // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2009. № 6. С. 78–85. 14. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. СПб., 2006. 170 с. 15. Комарова Т. С. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. М. : Пед. общество России, 2005. 63 с. 16. Кудрявцев В.Т., Синельников В.Б. Ребенок-дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей // Дошкольное воспитание. 1995. № 9. С. 52–59. 17. Кудрявцев В. Т., Хорчева М. А. Воображение, социальная ситуация развития и школьная готовность // Детский сад: теория и практика. 2017. № 5. С. 18–36. 18. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. М., 1997. 448 с. 19. Линдсей Г. Творческое и критическое мышление // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления: статьи. М., 1981. С. 149–152. 20. Лук А. Н. Мышление и творчество. М. : Политиздат, 1976. 144 с. 21. Матюшкин A. M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. № 6. С. 12–18. 22. Поддьяков Н. Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников // Вопросы психологии. 1990. № 1. С. 17–20. 23. Пономарев Я. А. Психология творчества. М., 1976. 280 с. 24. Поштарева Т.В., Пилипенко И.В. Социально-психологические и педагогические условия формирования творческого мышления у детей // Символ науки, 2016. № 2-1. С. 169–172. 25. Савенков А. И. Психология детской одаренности. М. : Генезис, 2010. 440 с. 26. Семенова Д. С. Сказка как метод развития творческого мышления детей // Ученые записки (АГАКИ), 2018. №1 (15). С. 108–112. 27. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления у детей. Ярославль: Академия развития, 1997. 167 с. 28. Татаринова И. Н. Взаимосвязи педагогического мышления и творческого мышления детей 5-11лет: дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / Татаринова Инесса Николаевна. М., 2007. 164 с. 29. Торранс Э. П. Руководство творческим талантом. Прентис-Холл, 1964. 76 с. 30. Туник Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.: СПбУПМ, 1997. 189 с. 31. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. 2-е изд., перераб. и доп. СПб., 2002. 264 с. 32. Чистякова Ч. Д. Творческая одаренность в развитии познавательных структур // Вопросы психологии. 1991. № 6. С. 103–111. 33. Шиян О. А. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке: пособие для педагогов дошкольных учреждений : [для занятий с детьми 3-7 лет]. Москва : Мозаика-Синтез, 2016. 110 с. 34. Штерн В. Умственная одаренность. СПб., 1997. 124 с. 35. Vicente A.B., Melendez J.C., Garcia-Ballesteros M. Evaluation of a creativity intervention program for preschoolers // Thinking Skills and Creativity, 2013. № 10. P. 112-120. 36. Bautista A., Moreno-Nunez A., Bull R., Amsah F., Swee-Fuan K. Arts-related pedagogies in preschool education: An Asian perspective // Early childhood Research Quarterly, 2018. № 45. P. 277-288.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
Совершенствование системы внутренних и внешних коммуникаций компании на примере компании “Nexign”.
Количество страниц:
70
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Стратегический менеджмент
дипломная работа
Экспериментирование с природными материалами как средство познавательного развития старших дошкольников
Количество страниц:
65
Оригинальность:
83%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Педагогика
курсовая работа
Необходимая оборона как обстоятельство, исключающее преступность деяния
Количество страниц:
25
Оригинальность:
85%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image