Как написать диплом за день ? Узнай на нашем сайте.
Понятие «семейное неблагополучие» охватывает негативные различные характеристики семьи, дефекты ее структурного, количественного и половозрастного состава, внутрисемейные отношения, отношения членов семьи с внешними социальными институтами (школой, производством, досуговыми и другими учреждениями). Каждый из этих факторов имеет специфику воздействия на процесс формирования личности подростка. Склонность к девиантному поведению наблюдается у тех подростков, которые не признают авторитет родителей, не уважают их. Такое отношение развивается, если подростки при сопоставлении слов и поступков родителей с общественными нормами замечают в них расхождение. Если взрослые не могут своевременно изменить характер отношений с подростками, сохранить влияние на них, одновременно предоставляя им больше инициативы, самостоятельности в решении проблем, то это может отрицательно повлиять на формирование их жизненных установок. В научной литературе широко поднимался и изучался вопрос девиантного поведения. Так, например, в зарубежных источниках его отражение можно найти в трудах Ломброзо Ч., Фрейда З., Юнга, Э. Эриксона; теории аномии Э. Дюркгейма и т.д. Методологические основы изучения девиантного поведения представлены и в отечественных теориях: девиантологии B.C. Афанасьева, В.С. Левина М.Е., Казимирчука В.П., Кудрявцева, Ю.В. Проблеме проявления девиантных форм поведения у подростков, вызванных неблагоприятным положением ребенка в системе внутрисемейных отношений, посвящены работы Бочаровой В.Г., Гурко И.А., Орлова Г.П. Павлова С.Б., Попова В. Г., и т.д. Однако, вопрос влияние неблагополучной семьи на девиантное поведение подростка широко не исследован в научной литературе. Это связано с тем, что причина девиации у подростков индивидуальна. Цель данной работы - выявление факторов возникновения девиантного поведения у подростков, а также причин, условий, способствующих указанному виду поведения. Объект исследования: является девиантное поведение подростков. Предмет исследования: психологическая профилактика девиантного поведения подростков из проблемных семей. Теоретическая значимость заключается в уточнении теоретических положений о профилактике девиантного поведения. Практическая значимость: предложенная программа может быть использована для профилактики девиантного поведения подростков. Гипотеза: Психологическая профилактика девиантного поведения положительно влияет на подростков из неблагополучных семей. Задачи: 1. Охарактеризовать девиантное поведение подростков, оснований его возникновения, формы. 2. Определить понятие неблагополучной семьи, ее влияние на девиантное поведение подростков. 3. Установить взаимосвязь семейного неблагополучия и девиантного поведения подростка. 4. Обосновать необходимость профилактики девиантного поведения подростков. Провести работу, направленную на выявление причин и условий существования неблагополучных семей и установить их влияние на подростков на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная 5. школа №8 с углубленным изучением технологического профиля» муниципального образования» Мирнинский район. Методологическая основа. Философско-методологические теории девиации зарубежных ученых: теория социального взаимодействия А.Бандуры; теория познания (Б.Г. Ананьев, И.Д. Андреев, Л.И. Анциферова, Г.С. Батищев, A.A. Бодалев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.М. Демин, A.A. Деркач); психофизиологическая теория личности (Б.С. Алякринский, В.Г. Асеев, Б.М. Бим-Бад, Б.Т. Григорьян, 6 Э. Гюннинг, И.А. Држевецкая, H.H. Данилова, Л. Детари, В.М. Дильман, В.П. Казначеев, Н.И. Моисеева, В.И. Панкова); теория развития личности в процессе жизнедеятельности (А.Г. Асмолов, К.А. Абульханова-Славская, В.А. Аверин, B.C. Агапов, И.Р. Алтунина, И.В. Боев, H.H. Волоскова, А.Н. Глушко, А.Н. Леонтьев). Особое значение имеют: концепции личности как субъекта деятельности (С.Л. Рубинштейн), личности в интегральной системе человекознания (Б.Г. Ананьев), пограничной аномальной личности (O.A. Ахвердова, И.В. Боев), интегральной индивидуальности (Е.А. Климов, B.C. Мерлин, Б.А. Никитюк). Социологические теории, направленные на изучение девиантного поведения: теория социальной аномии Э. Дюркгейма, которая рассматривает отклоняющееся поведение как следствие общественной дезорганизации, радикальных социальных перемен. Теория девиантной субкультуры А. Коэна, в которой девиантное поведение выступает как результат несоответствия между стремлением молодежи к успеху и ее реальными возможностями его достижения. Для подростков в наибольшей мере характерна потребность соответствовать нормам своей группы, поэтому формирование девиантного происходит на основе подражания. Методы исследования, применяемые в работе: -теоретические: сравнительно-сопоставительный анализ литературы. -эмпирические: анкетирование, тестирование, наблюдение, беседа. Эмпирическая база: муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8 с углубленным изучением технологического профиля» муниципального образования «Мирнинский район». В качестве эмпирической базы исследования выступили 10 учащихся МАОУ «СОШ №8». Оценка психологического влияния неблагополучных семей на девиантное поведение несовершеннолетних проводилось в 2 этапа: - на первом этапе исследования проведено изучение психологического влияния неблагополучных семей, на поведение несовершеннолетних, воспитывающихся в этих семьях и состоящих на внутри школьном учёте. Применялись следующие методы: - анализ материалов личных дел несовершеннолетних - экспертный опрос; - беседа (интервью); -метод обобщения независимых характеристик педагогов, знавших семью на протяжении длительного времени. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.