Хотите курсовой проект заказать в Иркутске ? Используйте сайт Work5.
. Развитие сенсорных эталонов основывается на процессе восприятия и представлениях о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Полноценное сенсорное развитие возможно только в процессе сенсорного воспитания, которое предполагает под собой формирования эталонных представлений о цвете, форме, величине и др. а это в свою очередь является предпосылкой для развития психических функций, имеющих решающее значение для последующего обучения [11]. В своих работах проблему развития восприятия и формирования эталонных систем у детей с умственной отсталостью тем или иным образом затрагивали Л. Б. Баряева, И. М. Бгажнокова, С. Д. Забрамная, С. В. Комарова, Г. В. Липакова, А. Р. Маллер, Л. А Метиева, Е. А. Стребелева, А. А. Катаева, Э. Я. Удалова, Г. В. Цикото, Л. М. Шипицина и др. Среди многочисленных задач сенсорного воспитания исследователь О.П. Гаврилушкина считает, что важнейшими для детей с нарушением интеллекта являются: создание условий, способствующих развитию у детей широкой ориентировки в окружающем предметном мире; формирование обобщенных способов обследования предметов и их свойств; усвоение необходимой базы сенсорных эталонов; своевременное и правильное соединение сенсорного опыта со словом; формирование сенсорных представлений [4]. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей среды, служит основой познания мира ребенком с нарушением интеллекта, первой ступенью, которого является чувственный опыт. Формирование сенсорных эталонов у дошкольников представляет собой совокупность педагогических мероприятий, направленных на развитие деятельности органов чувств ребенка. Необходимость формирования сенсорных эталонов обусловлена значением чувственного познания в развитии человека. В дошкольной педагогике основное внимание уделяется формированию разнообразных сенсорных способностей детей [3]. Цель исследования. Изучение и формирование сенсорных эталонов у обучающихся с умеренной умственной отсталостью в процессе начального школьного обучения. Для реализации поставленной цели решались следующие задачи: 1. Изучить состояние теоретической базы, относящейся к проблеме сенсорного развития детей в общей и специальной психолого-педагогической литературе. 2. Рассмотреть специфику восприятия окружающего мира у умственно отсталого дошкольника и исследовать практику изучения сенсорных возможностей дошкольников с умственной отсталостью; 3. Экспериментально исследовать особенности восприятия и усвоения сенсорных эталонов, у обучающихся младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью; 4. Спланировать и провести работу по формированию сенсорных эталонов предметов у дошкольников умственной отсталостью в ходе занятий с игровой деятельностью; 5. Проанализировать динамику усвоения сенсорных эталонов у дошкольников умственной отсталостью по результатам проведённой работы. Объект исследования. Особенности восприятия свойств предметов и представления о них у дошкольников умственной отсталостью. Предмет исследования. Процесс изучения и формирования сенсорных эталонов у дошкольников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе дошкольного обучения. Гипотеза исследования. Изучение и формирование сенсорных эталонов у дошкольников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе дошкольного обучения будет более эффективным при соблюдении ряда условий: учёте индивидуальных особенностей усвоения сенсорных эталонов воспитанников; адаптации диагностического и развивающего материала к специфическим особенностям дошкольников; использовании потенциала традиционных программных требований совместно с учётом зоны ближайшего развития. Методы и методики исследования. В данной работе использовались следующие методы: 1. Теоретический (изучение литературы по проблеме исследования). 2. Экспериментальный (проведение констатирующего и формирующего экспериментов). 3. Статистический (количественная и качественная обработка данных). При исследовании сформированности сенсорных эталонов использовались методики разных авторов: С. Д. Забрамной, Е. А. Стребелевой, М. Питерси, Л. М. Шипицыной. Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что разработанная коррекционная программа занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов, включающая цикл дидактических игр и игровых упражнений по формированию сенсорных эталонов может стать полезным материалом, в дальнейшем используемым учителями – дефектологами на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов. База исследования. Исследование проводилось в ГБДОУ – детский сад №97 компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга. В эксперименте приняло участие 10 воспитанников 5-6 летнего возраста. Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения