Введение 3 Глава 1. Теоретическое изучение проблемы сенсорного развития у дошкольников с умственной отсталостью 7 1.1. Анализ видов сенсорных эталонов, общие сведения о процессе их восприятия и о представлении их дошкольниками 7 1.2. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 11 1.3. Особенности формирования сенсорных эталонов у дошкольников с умственной отсталостью с помощью игровой деятельности 17 Выводы по 1 главе 21 Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению сенсорных эталонов у дошкольников с умственной отсталостью 22 2.1. Диагностика отклонений сенсорного развития у дошкольников с умственной отсталостью 22 2.2. Содержание коррекционной работы по развитию сенсорной (познавательной) сферы у дошкольников с умственной отсталостью 31 2.3. Динамика формирования познавательных процессов у дошкольников с умеренной умственной отсталостью 36 Заключение 39 Список литературы 41 Приложения 43

Психологическая диагностика дошкольников с ограниченными возможностями здоровья посредством игровой деятельности»

курсовая работа
Психология
40 страниц
89% уникальность
2022 год
9 просмотров
Березин М.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теоретическое изучение проблемы сенсорного развития у дошкольников с умственной отсталостью 7 1.1. Анализ видов сенсорных эталонов, общие сведения о процессе их восприятия и о представлении их дошкольниками 7 1.2. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 11 1.3. Особенности формирования сенсорных эталонов у дошкольников с умственной отсталостью с помощью игровой деятельности 17 Выводы по 1 главе 21 Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению сенсорных эталонов у дошкольников с умственной отсталостью 22 2.1. Диагностика отклонений сенсорного развития у дошкольников с умственной отсталостью 22 2.2. Содержание коррекционной работы по развитию сенсорной (познавательной) сферы у дошкольников с умственной отсталостью 31 2.3. Динамика формирования познавательных процессов у дошкольников с умеренной умственной отсталостью 36 Заключение 39 Список литературы 41 Приложения 43
Читать дальше
Актуальность исследования. Долгое время система специального образования в России была ориентирована на детей с лёгкой умственной отсталостью, однако в последние годы значительно возрос интерес к проблеме психолого-педагогической помощи детям с выраженными формами интеллектуальных нарушений, то есть детям с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. [13]. Известно, что причиной недоразвития сенсорно-перцептивной сферы детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью может являться не только органическая неполноценность нервной системы, но и отсутствие целенаправленного сенсорного развития. Все дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) крайне нуждается в целенаправленном обучении, так как общественный опыт не усваивается ими спонтанно [3]. Нервная система детей в младшем школьном возрасте ещё очень пластична и восприимчива к обучению. Коррекционно-образовательная работа проводимая в этот период жизни может привести к значительной динамике в развитии, что повлияет на всю дальнейшую жизнь ребёнка [19]. Совершенствование сенсорно-перцептивной сферы является пропедевтикой формирования навыков общения, предметно-практической и познавательной деятельности, а это в свою очередь намечает подступы к формированию самостоятельности и независимости [18].


Хотите курсовой проект заказать в Иркутске ? Используйте сайт Work5.


. Развитие сенсорных эталонов основывается на процессе восприятия и представлениях о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Полноценное сенсорное развитие возможно только в процессе сенсорного воспитания, которое предполагает под собой формирования эталонных представлений о цвете, форме, величине и др. а это в свою очередь является предпосылкой для развития психических функций, имеющих решающее значение для последующего обучения [11]. В своих работах проблему развития восприятия и формирования эталонных систем у детей с умственной отсталостью тем или иным образом затрагивали Л. Б. Баряева, И. М. Бгажнокова, С. Д. Забрамная, С. В. Комарова, Г. В. Липакова, А. Р. Маллер, Л. А Метиева, Е. А. Стребелева, А. А. Катаева, Э. Я. Удалова, Г. В. Цикото, Л. М. Шипицина и др. Среди многочисленных задач сенсорного воспитания исследователь О.П. Гаврилушкина считает, что важнейшими для детей с нарушением интеллекта являются: создание условий, способствующих развитию у детей широкой ориентировки в окружающем предметном мире; формирование обобщенных способов обследования предметов и их свойств; усвоение необходимой базы сенсорных эталонов; своевременное и правильное соединение сенсорного опыта со словом; формирование сенсорных представлений [4]. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей среды, служит основой познания мира ребенком с нарушением интеллекта, первой ступенью, которого является чувственный опыт. Формирование сенсорных эталонов у дошкольников представляет собой совокупность педагогических мероприятий, направленных на развитие деятельности органов чувств ребенка. Необходимость формирования сенсорных эталонов обусловлена значением чувственного познания в развитии человека. В дошкольной педагогике основное внимание уделяется формированию разнообразных сенсорных способностей детей [3]. Цель исследования. Изучение и формирование сенсорных эталонов у обучающихся с умеренной умственной отсталостью в процессе начального школьного обучения. Для реализации поставленной цели решались следующие задачи: 1. Изучить состояние теоретической базы, относящейся к проблеме сенсорного развития детей в общей и специальной психолого-педагогической литературе. 2. Рассмотреть специфику восприятия окружающего мира у умственно отсталого дошкольника и исследовать практику изучения сенсорных возможностей дошкольников с умственной отсталостью; 3. Экспериментально исследовать особенности восприятия и усвоения сенсорных эталонов, у обучающихся младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью; 4. Спланировать и провести работу по формированию сенсорных эталонов предметов у дошкольников умственной отсталостью в ходе занятий с игровой деятельностью; 5. Проанализировать динамику усвоения сенсорных эталонов у дошкольников умственной отсталостью по результатам проведённой работы. Объект исследования. Особенности восприятия свойств предметов и представления о них у дошкольников умственной отсталостью. Предмет исследования. Процесс изучения и формирования сенсорных эталонов у дошкольников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе дошкольного обучения. Гипотеза исследования. Изучение и формирование сенсорных эталонов у дошкольников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе дошкольного обучения будет более эффективным при соблюдении ряда условий:  учёте индивидуальных особенностей усвоения сенсорных эталонов воспитанников;  адаптации диагностического и развивающего материала к специфическим особенностям дошкольников;  использовании потенциала традиционных программных требований совместно с учётом зоны ближайшего развития. Методы и методики исследования. В данной работе использовались следующие методы: 1. Теоретический (изучение литературы по проблеме исследования). 2. Экспериментальный (проведение констатирующего и формирующего экспериментов). 3. Статистический (количественная и качественная обработка данных). При исследовании сформированности сенсорных эталонов использовались методики разных авторов: С. Д. Забрамной, Е. А. Стребелевой, М. Питерси, Л. М. Шипицыной. Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что разработанная коррекционная программа занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов, включающая цикл дидактических игр и игровых упражнений по формированию сенсорных эталонов может стать полезным материалом, в дальнейшем используемым учителями – дефектологами на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов. База исследования. Исследование проводилось в ГБДОУ – детский сад №97 компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга. В эксперименте приняло участие 10 воспитанников 5-6 летнего возраста. Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения

Читать дальше
Для достижения поставленной цели была изучена теоретическая база, посвящённая изучению и формированию сенсорных эталонов у воспитанников с умственной отсталостью в процессе дошкольного образования. Особый интерес представляли наработки таких авторов как Л. Б. Баряевой, И. М. Бгажноковой, С. Д. Забрамной, А. Р. Маллера, Г. В. Цикото, Л. М. Шипицыной. Несмотря на достаточно высокий интерес в настоящее время к вопросу изучения и развития сенсорных процессов у детей с умственной отсталостью, ощущается острая нехватка методических пособий по данной теме. По этой причине методики для диагностики приходилось адаптировать к потребностям данной группы испытуемых. Все задания в выбранных методиках были направленны на исследование зрительного восприятия свойств предметов и уровня сформированности систем эталонов. Психологическое обследование дошкольников с умственной отсталостью является достаточно трудной задачей. Большую часть стандартных тестовых заданий этим детям выполнить не под силу, поэтому уровень состояния сенсорных процессов достаточно сложно диагностировать. Анализ уровня сенсорного развития обучающихся на начало обследования позволил обнаружить проблемные зоны в восприятии каждого ребёнка. Особый интерес представляли результаты исследования сформированности эталонов цвета, так как исследовалось восприятие цветов представления о которых формируются в последнюю очередь даже у нормально развивающихся детей. Формирование сенсорных эталонов у детей с умственной отсталостью, сложный процесс. Сжатые сроки проведения эксперимента не позволяли надеяться на значительное увеличение числа сформированных сенсорных эталонов. Количество формируемых показателей было максимально сокращено, а каждому воспитаннику был подобран ряд эталонов для формирования индивидуально. Соблюдалась определённая последовательность в изучении цветов, форм, и величин, использовать специальные приёмы, учитывать особенности обучающихся. Все занятия проводились в практических действиях с природным материалом, игрушками, бытовыми предметами. На занятиях использовались различные виды учебной деятельности (например, игровая деятельность, упражнения). Особое значение приобретал индивидуальный подход. При индивидуальном подходе учитывались следующие составляющие: зона ближайшего развития, уровень развития восприятия свойств предметов, особенности речи обучающегося, наличие нарушений эмоционально-волевой сфере. В результате проведённой коррекционно-развивающей работы развитие сенсорно-перцептивной сферы дошкольников с умственной отсталостью имеет положительную динамику. Представления о сенсорных эталонах у всех воспитанников стали более осознанными. Так уровень развития восприятия эталонов цвета повысился у всех детей. У большей части детей повысился уровень развития восприятия эталонов формы. Для формирования представлений о цветах, формах и величинах рекомендуется более длительная по срокам работа с обучающимися младшими школьниками. При планировании работы необходимо принимать во внимание зону ближайшего развития ребёнка, а не только руководствоваться содержанием программы. На первый план должен выступать индивидуальный подход, который позволит учитывать особенности каждого обучающегося.
Читать дальше
1. Астапов, В. М. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития / В. М. Астапов. ‒ СПб.: Питер, 2008. ‒ 342 с. 2. Венгер, А.Л., Стребелева Е.А., Екжанова Е.А. и др. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие / Под ред. Е. А. Стребелевой. М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 312 с. 3. Войлокова Е.Ф., Андрухович Ю.В., Ковалева Л.Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Учебно-методическое пособие. - СПб.: КАРО, 2015. - 304 с. 4. Гаврилушкина, О.П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников: кн. для воспитателя / О.П. Гаврилушкина. - М.: Наука, 2011. - 72 с. 5. Давыдова, С.И. Выполнение умственно отсталыми дошкольниками заданий по подражанию, образцу и словесной инструкции / С.И. Давыдова. // Дефектология. - 2013. - № 2. - С. 69-72. 6. Занков, Л. В. Психология умственно отсталого ребёнка: книга для студентов / Л. В. Занков – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство наркомпроса РСФСР, 1939. - 64 с. 7. Катаева, А.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. - М.: Просвещение, 2011. - 190 с. 8. Лубовский, В. И. Специальная психология: учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений/ В.И. Лубовского – М. : Академия, 2006, - 464 с. 9. Маллер, А. Р. Ребёнок с ограниченными возможностями: книга для родителей / А. Р. Маллер. - М. : Педагогика-Пресс, 1996. – 80 с. 10. Мамайчук, И. И. Психо-коррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. [Текст] / И. И. Мамайчук – СПб. : Речь, 2006.-400 с. 11. Метиева, Л. А. Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителей спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII. вида / Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова. - М.: Просвещение, 2009. – 160 с. 12. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития / В.С. Мухина. - М.: Academia, 2017. - 656 c. 13. Попова, Е. В. Психолого-педагогическое сопровождение лиц с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью как одно из условий социализации / Е. В. Попова // Журнал «Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения» 2008. № 4 – 1. С. 99-103 14. Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью / под ред. Н.Ф. Дементьевой. - М.: Академия, 2013. - 312 с. 15. Развивающие занятия с детьми 6-7 лет / Под ред. А.В. Запорожца, Л.А. Парамоновой. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. - 1000 с. 16. Реан, А. А. Психология и педагогика / А. А. Реан, Н. В., Бордовская, С. И. Розум – СПб: Питер, 2002. – 432 с. 17. Урунтаева, Г. А. Детская психология. / Г. А. Урунтаева – М. : Академия, 2006. - 368 с. 18. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599. 2014. – 54 с. 19. Цикото, Г. В. Проблемные дети: развитие и коррекция в предметно-практической деятельности / Г. В. Цикото. – М. : Парадигма, 2013. – 193 с. 20. Янушко, Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста: (1-3 года): методическое пособие для воспитателей и родителей / Е. А. Янушко. – М. : Мозаика-Синтез, 2009. – 64 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Государственная Дума в дореволюционной России
Количество страниц:
30
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2022
Предмет:
История государства и права
курсовая работа
Аудит увольнений
Количество страниц:
18
Оригинальность:
87%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Управление персоналом
курсовая работа
Особенности экспертного консультирования
Количество страниц:
22
Оригинальность:
72%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Управление
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image