Введение 3
1. Общие положения теории государственной власти 5
1.1. Понятие и признаки государственной власти 5
1.2. Компоненты государственной власти 8
2. Характеристика ветвей государственной власти в РФ 11
2.1. Законодательная власть 11
2.2. Исполнительная власть 13
2.3. Судебная власть 15
2.4. Контрольно-надзорная власть 16
3. Особенности государственной власти в РФ 20
Заключение 24
Список литературы 26
Читать дальше
Государственная власть – вид публичной власти, это правовая категория, отличающаяся от других видов публичной власти совокупностью полномочий, осуществляемых по закону от имени государства его органами или непосредственно народом.
В структуру государственной власти входят следующие элементы:
1) Субъект власти (социальные и национальные общности, классы, люди, нации, само государство, его органы и должностные лица).
2) Объект власти (лица, их объединения, социальные слои, классы, общности, общество в целом).
3) Содержание силовой деятельности. Это один из центральных структурных элементов государственной власти. Именно в рамках властных отношений правитель навязывает свою волю подданным, направляет их действия и поведение в определенное русло.
4) Средства, методы и приемы осуществления государственной власти.
5) Энергетические ресурсы.
На основе основных положений теории разделения властей различают исполнительную, законодательную и судебную ветви. Принцип разделения властей позволяет различным ветвям власти контролировать друг друга через так называемую систему сдержек и противовесов и тем самым способствует «последовательному установлению все более сбалансированных отношений между всеми ветвями власти.
Принцип разделения государственной власти действует как на федеральном, так и на региональном уровне.
Таким образом, Правительство относится к исполнительной власти: оно осуществляет исполнение законов, влияет на законотворческий процесс. Законодательный орган принимает законы, определяет нормативную базу деятельности всех государственных органов, парламентским образом влияет на деятельность исполнительной власти, так или иначе участвует в формировании правительства и федеральных судебных органов. Судебная власть в основном осуществляет правосудие и т. д.
Ошибочно полагать, что исполнительная и судебная ветви власти не играют никакой роли в функционировании законодательной власти. Его действие в принципе невозможно в отрыве от них, без тесного взаимодействия с ними. Очевидно, что существуют определенные общественные отношения, в которых пересекается действие ветвей власти, при которых органы ветвей власти взаимодействуют друг с другом в рамках возложенных на них полномочий для более эффективного осуществления своей деятельности.
Таким образом, Конституция РФ, провозгласившая принцип разделения властей с явным дисбалансом в системе сдержек и противовесов – выполняя этот принцип, была приведена в действие мина замедленного действия.
Складывающаяся структура власти с сильным президентом, проводящим свою политику через бюрократический аппарат, аморфным парламентом и судебной властью, неспособной влиять на административный произвол, защищать от него граждан, создавала политическое пространство с имитацией конкуренции, что, в свою очередь, давало толчок к возникновению недобросовестной конкуренции в экономике.
Читать дальше
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020 (дата обращения 15.03.2022)
2. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 13. – Ст. 1447.
3. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // Собрание законодательства РФ. – 2020. – Ст. 1416.
Специальная литература
1. Авакьян С.А. Публичная власть: конституционно-правовые аспекты. Вестник тюменского государственного университета. – 2018. – № 2. – С. 20-27.
2. Бельский К.С. О функциях исполнительной власти // Государство и право. – 2017. – № 3. – С. 12-18.
3. Бурков А.Л. Акты судебного нормоконтроля как источник административного права: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. – Тюмень, 2017. – 23 с.
4. Гончаров В.В., Жилин С.М. Понятие исполнительной власти, ее место в механизме государственной власти в Российской Федерации: конституционно-правовой анализ // Право и политика. – 2017. – № 2. – С. 310-317.
5. Дубовицкий В.Н. Исполнительная власть в Республике Беларусь: понятие и система органов. – Минск, 2017. – 372 с.
6. Иванников И.А. Легитимность и эффективность государственной власти в России: теоретико-методический анализ // Экономический вестник Ростовского государственного университета. – 2019. – Том 7. – № 4 (Часть 3) – С. 30-37.
7. Кабышев В.Т. Человек и власть: Конституционные принципы взаимоотношений // Личность и власть (Конституционные вопросы): Межвуз. сб. науч. работ. – Ростов н/Д, 2018. – 209 с.
8. Клишас А.А. Конституционный контроль и конституционное правосудие зарубежных стран. Сравнительно-правовое исследование. – М., 2019. – 615 с.
9. Книги 1, 2, 3: Локк Дж. Сочинения: В 3-х т. Т. 1 / Под ред. И.С. Нарского. – М.: Мысль, 2017. – 796 с.
10. Книпер Р. Толкование, аналогия и развитие права: проблемы разграничения судебной и законодательной власти // Государство и право. – 2017. – № 8. – С. 4-10.
11. Конституционное право: Словарь / Отв. ред. В.В. Маклаков. – М.: Юристъ, 2018. – 782 с.
12. Конституционное право: учебник для бакалавров / Отв. ред. В.И. Фадеев. – М.: Проспект, 2018. – 596 с.
13. Корнев В.Н. О некоторых методологических подходах к исследованию государства // Российская юстиция. – 2019. – № 12. – С. 66 - 68.
14. Лазарев В.В. Общая теория государства и права: учеб. пособие. – М.: Юрайт, 2018. – 673 с.
15. Лазовская С.В. Правовой прецедент: вопросы теории и практики: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. – Екатеринбург, 2017. – 20 с.
16. Марченко М.Н. Судебное правотворчество и судейское право. – М., 2017. – 560 с.
17. Некрасов С.И. Конституционное право РФ: учеб. пособие. – М.: Юрайт, 2018. – 763 с.
18. Новикова Э.В. Публичная власть: формирование понятия в начале XXI века. Юридический мир. – 2018. – № 11. – С. 12-15.
19. Пилия Д.Э. Система и структура органов исполнительной власти Республики Абхазия // Административное и муниципальное право. – 2017. – № 6. – С. 31 - 34.
20. Ржевский В.А., Чепурнова Н.М. Судебная власть в Российской Федерации: Конституционные основы организации и деятельности. – М., 2018. – 120 с.
21. Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: учеб. 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2020. – 584 с.
22. Степашин С.В., Двуреченских В.А., Чегринец Е.А., Чернавин Ю.А. Власть – демократия – контроль. – М., 2017. – 220 с.
23. Хабриева Т.Я., Клишас А.А. Тематический комментарий к Закону Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти». – Москва: Норма, ИНФРА-М, 2020. – 278 с.
24. Чиркин В.Е. Контрольная власть. – М.: Юристъ, 2018. – 290 с.
25. Юридический энциклопедический словарь / Под ред. А.В. Малько. – 2-е изд. – М.: Проспект, 2018. – 981 с.
26. Яблонская А.Б. Контрольная функция органов законодательной власти Российской Федерации // Гражданин и право. – 2017. – № 2. – С. 20-28.
Читать дальше