Введение …………………………………………………………………………3 Глава 1. «Новые приключения Незнайки: Остров Голубой Звезды» Б. Карлова: сюжет, композиция и жанровые особенности произведения…………. 7 1.1. Сюжет и композиция как структурные элементы художественного текста……………………………………………………………………………………7 1.2. Жанровые особенности литературной сказки в историко-литературном контексте………………………………………………………...…………….………11 2. Литературная сказка Б. Карлова как продолжение оригинального текста Н. Носова………………………………………………………………………15 2.1. Система персонажей романа Б. Карлова и произведений Н. Носова: сравнительная характеристика………………………………………………………15 2.2. Структурные особенности композиции романа ««Новые приключения Незнайки: Остров Голубой Звезды» …………………………………………………22 Заключение……………………………………………………..…….…………26 Список литературы…………………………………………………..…………31

"Новые приключения Незнайки: Остров голубой мечты" Бориса Карлова как текст-продолжение

курсовая работа
Литература
30 страниц
91% уникальность
2022 год
79 просмотров
Зайцев А.
Эксперт по предмету «Литература»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение …………………………………………………………………………3 Глава 1. «Новые приключения Незнайки: Остров Голубой Звезды» Б. Карлова: сюжет, композиция и жанровые особенности произведения…………. 7 1.1. Сюжет и композиция как структурные элементы художественного текста……………………………………………………………………………………7 1.2. Жанровые особенности литературной сказки в историко-литературном контексте………………………………………………………...…………….………11 2. Литературная сказка Б. Карлова как продолжение оригинального текста Н. Носова………………………………………………………………………15 2.1. Система персонажей романа Б. Карлова и произведений Н. Носова: сравнительная характеристика………………………………………………………15 2.2. Структурные особенности композиции романа ««Новые приключения Незнайки: Остров Голубой Звезды» …………………………………………………22 Заключение……………………………………………………..…….…………26 Список литературы…………………………………………………..…………31
Читать дальше
Детская литература, по своему определению, – литература, специально предназначенная для детей до 16 лет и осуществляющая языком художественных образов задачи воспитания и образования детей . Как правило, с детской литературой знаком каждый человек, даже если в сознательном возрасте он не полюбил чтение. Первые произведения в жизни ребенка – песенки, потешки, короткие стишки и обязательно сказки. За свою большую историю мировая литература знает огромное множество сказок, веселых и грустных, поучительных и страшных.


Вместе с Work5 контрольные под заказ делаются быстро.


В сказке отражаются представления о добре и зле, о мудрости и глупости, о красоте и силе, о правде и чудесах. Ценностные ориентиры, нравственные категории, о которых ребенку сообщает сказка – его первые уроки воспитания и образования. Неудивительно, что из народного творчества сказка перешла в авторское. Кто сегодня не знает знаменитых сказочников, таких, как Ш. Перро, Г.Х. Андерсен, А. Линдгрен, Т. Янссон. Они получили мировую известность и подарили множество персонажей и сюжетов литературе. Конечно, в русской литературе тоже есть выдающиеся авторы, которые написали прекрасные сказки: А. Погорельский «Черная курица, или подземные жители», П.П. Ершов «Конек-Горбунок», сказки К. И. Чуковского «Мойдодыр», «Айболит» и др., Ю.К. Олеша «Три толстяка», А.Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино», А.М. Волков «Волшебник Изумрудного города». И конечно, Н.Н. Носов, подаривший детям и взрослым серию сказок о коротышках, живущих в Цветочном городе – Незнайке и его друзьях. Николай Николаевич Носов – детский писатель, драматург, сценарист (1908-1976). По словам современников, Н.Н. Носов «владел таинственным «золотым ключиком» к сердцам миллионов маленьких граждан нашей страны и всей планеты: книги его переведены на десятки языков мира, они совершили путешествие по всем континентам. И он был не просто добрым волшебником, а, я бы сказал, добрейшим. Да ещё и весёлым!» . Перу Н.Н. Носова принадлежат такие произведения, как «Витя Малеев в школе и дома», «Фантазеры», «Живая шляпа», «Тук-тук-тук», «Клякса» и др. Герои этих романов и рассказов – озорные и непосредственные мальчишки и девчонки, которые попадают в разные ситуации, учатся дружить, понимать друг друга, узнают мир вокруг. Также Н.Н. Носов известен как человек, создавший удивительного персонажа – коротышку по имени Незнайка. За книги о Незнайке Н. Носов был награжден Сталинской премией и премией имени Н.К. Крупской. Удивительно, но Н.Н. Носов случайно оказался в литературе, об этом писала критик Н.Б. Буртовая: «У Николая родился сын и, когда тот подрос, он начал рассказывать ему разные смешные истории, придумывая их на ходу… В какой-то момент Николай понял, что их нужно записать – из всего этого могло получиться что-то интересное: «Постепенно я понял, что сочинять для детей – наилучшее занятие. Оно требует не только литературных знаний, но и знания психологии детей, а главное – любви к ним… Я понял, когда у меня рос сын, что к детям нужно относиться с самым большим и теплым уважением» . Именно такой подход подарил произведениям Н.Н. Носова долгую литературную жизни в нескольких поколениях детей. Авторская серия книг о Незнайке состоит из следующих книг: «Приключения Незнайки и его друзей» (1954 г.), «Винтик, Шпунтик и пылесос» (1956 г.), «Незнайка в Солнечном городе» (1958 г.), «Незнайка на Луне» (1965 г.). Созданные в них образы и события были настолько яркими, что спустя несколько десятилетий после выхода последней книги появился автор, который решил продолжить рассказ о приключениях коротышек, им стал писатель Борис Карлов. Борис Карлов (настоящее имя Шебашов Владислав Юрьевич) родился в Ленинграде в 1958 году. По его собственному признанию, «начал писать в возрасте 30 лет, чудесным образом, вдруг. … роман — «Очертя голову, в 1982-й» — стал дипломантом сетевого конкурса Литер.ru. Псевдоним «Борис Карлов» заимствовал из ужастиков 30-х гг…Лет пять сотрудничал с детской газетой «Пять углов» … В 1996-м решился писать продолжение «Незнайки», сны о котором (продолжении) преследовали всю сознательную жизнь» . Произведение Б. Карлова стало тем, что в литературоведении называется вторичным текстом. Термин «вторичный текст» стал известен после публикации докторской диссертации М.В. Вербицкой, которая относит к вторичному тексту – «произведение стилистически вторичное, воспроизводящее важнейшие особенности стиля протослова, которые и придают этому последнему художественное многообразие» . Появление вторичных тексов – явление, которое вызывает большой интерес исследователей. Процент оригинальности и опора на первоисточник вторичного текста, организация композиции, языковые конструкции – все это становится объектом исследования. В современной культуре понятие интертекстуальности распространяется практически на все художественные тексты, тем более на любые «продолжения». Разработаны теории интертекстуальности (Ю. Кристева, У. Эко, И. П. Ильин, Н. А. Кузьмина, Н. А. Фатеева и другие), диалогичности (М. М. Бахтин, М. Н. Кожина), проводятся различные исследования в данной сфере. Эта незавершенность изученности темы дает возможности перспективы для анализа, что говорит об актуальности настоящей работы. Цель работы – рассмотреть роман Б. Карлова «Новые приключения Незнайки: Остров Голубой Звезды» в аспекте текста-продолжения. Задачи исследования: дать определения главным формальным компонентам для анализа текста; определить жанр литературной сказки и рассмотреть его в развитии; показать интертекстуальные связи на примере текстов классической литературы; рассмотреть особенности системы персонажей романа Б. Карлова в соотнесении с системой персонаже Н.Н. Носова; рассмотреть и проанализировать ряд композиционных элементов текста Б. Карлова, сопоставить их с композиционными особенностями романов Н.Н. Носова. Объектом исследования является произведение Бориса Карлова «Новые приключения Незнайки: Остров Голубой Звезды» как текст-продолжение историй о Незнайке, написанных Н.Н. Носовым. Предмет исследования: композиционные элементы текста: система персонажей, характеры героев, устойчивые мотивы, интертекстуальные связи. Методы, используемые в настоящей работе: метод сравнительного анализа, литературного анализа. Работа состоит из Введения, двух глав основной части, Заключения и Списка литературы.

Читать дальше
В заключении я хотела бы подвести итоги наблюдений. Детская литература – исторически сформированная литература для детей, предназначенная для их воспитания и развития. Из народной сказки возникла литературная сказка, которая насчитывает не одно столетие. Известные народные сказочные сюжеты обрабатываются художественным сознанием, получают ряд дополнений и вторую жизнь. Литературная сказка сохранила в себе описание чудесного, наличие волшебных предметов или помощников, а также дидактическую функцию. Ее задачи не только развлечь, насмешить или напугать, но главное – воспитать, рассказать, как нужно и не нужно поступать. Иногда сказки бывают настолько любимы читателями, что они годами ждут продолжения. Так случилось с произведениями Н.Н. Носова, который подарил миру своего Незнайку и его друзей. Созданные образы были настолько яркими, что спустя несколько десятилетий после выхода Борис Карлов (настоящее имя Шебашов Владислав Юрьевич) решился писать продолжение. Произведение Б. Карлова «Новые приключения Незнайки: Остров Голубой Звезды» можно назвать вторичным текстом или текстом-продолжением: в нем есть отсылки к предыдущему тексту, заимствование персонажей, сохранение хронотопа. Сам писатель Б. Карлов не скрывает, что его книга – продолжение книг Носова, а герои – те самые коротышки из Цветочного города. Поэтому представлял интерес анализ композиции романа Б. Карлова в ее связи с текстом-источником, литературной традицией и собственной авторской идеей. Связь с романами Н.Н. Носова обнаруживается в системе персонажей, которые перешли в книгу Б. Карлова, сохранением черт характера, который испытывается в новых обстоятельствах. Особенностью композиционного выстраивания системы персонажей стало ее развитие в разных направлениях: количественном (героев встало больше, появились персонажи-двойники), организационном (противостояние больших групп персонажей). Внутри отдельно взятого персонажа тоже произошли изменения: коротышки начали необыкновенно быстро взрослеть. Таким образом, можно предположить, что система персонажей как композиционный элемент текста продолжает традицию романов Н.Н. Носова и одновременно начинает собственную новую жизнь в своем постоянном внутреннем и внешнем развитии. Можно выделить еще несколько характерных особенностей композиционной структуры романа Б. Карлова. В нем успешно использованы жанровые приметы утопического и научно-фантастического романов, что было характерно для всех историй про Незнайку. Безусловно отсылками к тексту-первоисточнику можно считать идеалистические картины жизни в Цветочном городе, которые противопоставлены неблагоприятной обстановке в других местах, мирное существование коротышек, отсутствие каких-либо военных настроений. С жанрами научной фантастики тексты Носова и Карлова объединяет стремление к подробному описанию разных технических изобретений. И сам образ коротышки-испытателя один из главных и положительных во всех изданных книгах (Знайка). Среди внутренних композиционных элементов, на мой взгляд одним из важнейших является устойчивый мотив движения, который реализуется на разных уровнях текста и также продолжает заданную Носовым традицию, которую Карлов успешно продолжает. Во всех книгах о Незнайке в описании Цветочного города присутствует Огурцовая река, с ней во многом связан мотив движения. Само путешествие на уровне композиции выполняет несколько задач: во-первых, вносит разнообразие в повествование, так как до этого коротышки путешествовали на воздушном шаре, автомобиле, ракете; во-вторых, движение реки в литературе имеет прочную ассоциацию с движение жизни, а все коротышки заметно «взрослеют», о чем говорилось в предыдущем параграфе; в-третьих, техническое развитие мира коротышек позволяет им фотографировать реку из Космоса, узнавая при этом, что река впадает в океан или море, а как станет известно, на берегах живут другие коротышки, их становится очень много, то есть Цветочный город – часть огромной планеты коротышек, а это свидетельствует о развитии системы персонажей и открывает бесконечные перспективы для продолжения текста. Интересно, как обыгрывает Б. Карлов жанр путешествия в своем произведении, используя ряд отличительных черт, таких, как ведение путевых заметок (здесь: магнитофонная запись бортового журнала). Структура романа Б. Карлова такова, что она одновременно связывает его с литературной традицией и в то же время активно развивает собственную линию. Распространение коротышек по всему Земному шару, а затем их полет в Космос – прекрасные возможности для продолжения текста и для развития персонажей. Но известно, что наследники Н.Н. Носова официально запретили использовать имя Незнайки, поэтому новые продолжения стали невозможны, хотя они представляли собой интересный эксперимент, вполне соответствующий художественной логике оригинальных текстов.
Читать дальше
1. Алексин А. Волшебник и друг детей // Н. Носов. Собрание сочинений в 4 тт. – М.: Детская литература, 1979. – Т. 1. – С.5. 2. Бабушкина А.П. История русской детской литературы. / Бабушкина А.П. – М.: Гос. учеб.-педагог. изд-во, 1948. – С. 9. 3. Вербицкая М. В. Теория вторичных текстов (на материале современного английского языка) / Вербицкая М. В – М.: МГУ, 2000. – 220 с. 4. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. / Есин А.Б. - М.: Флинта: Наука, 2005. – 244 с. 5. Карлов Б. Новые приключения Незнайки: Остров Голубой Звезды. / Карлов Б. – М.: Азбука, 1999 – 211 с. 6. Кудина А.Ю. Текст-продолжение как разновидность вторичного текста: автореф… дис. кан. фил.наук / Кудина А.Ю. – Тверь, 2021. – 26 с. 7. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Николюкин А.Н. – М.: Интелвак, 2001. – 1600 с. 8. Литературный энциклопедический словарь / Под общей ред. В. М. Кожевникова и П. А. Николаева. – М.: Сов. энциклопедия, 1987. – 752 с. 9. Носов Н. Незнайка на Луне. / Носов Н. – СПб.: Библиополис, 1995. – С. 267. 10. Носов Н.Н. Собрание сочинений в 4 тт. / Носов Н.Н. – М.: Детская литература, 1979. – т. 1. – 583 с. 11. Овчинникова, Любовь Владимировна. Русская литературная сказка XX века: история, классификация, поэтика / Л. В. Овчинникова. – М.: Флинта : Наука, 2003. – 311. 12. Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / Тамарченко Н.Д. – М.: Издательство Кулагиной, 2008. – 358 с. 13. Руднев В. П. Словарь культуры XX века: Ключевые понятия и тексты / Руднев В. П. – М., 1997. – 384 с. 14. Сурат И. Русская литературная сказка: история и поэтика. // Вопросы литературы – 1984. – №8.-C. 263-267 15. Философский энциклопедический словарь / Л. Ф. Ильичёв. – М: Советская энциклопедия, 1983. – 840 с. 16. Хализев В. Е. Теория литературы / В. Е. Хализев. – М.: Высшая школа, 1999. – 398 с. ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ 1. Буртовая Н. «Взглянуть на мир глазами ребенка» [Электронный ресурс] / Режим доступа: Николай Носов. Критика. «Взглянуть на мир глазами ребенка». О творчестве Н.Н. Носова (md-eksperiment.org) (дата обращения: 10.02.2022). 2. Борис Карлов (Шебашов Владислав Юрьевич) [Электронный ресурс] / Режим доступа: Борис Карлов (detlit-rus.ru) (дата обращения: 10.02.2022).
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
РЫНОК ТРУДА В РОССИИ, ПОТЕНЦИАЛ И ОСОБЕННОСТИ
Количество страниц:
23
Оригинальность:
67%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Экономика
курсовая работа
Уголовно правовое значение состояния опьянения лица в момент совершения преступления (по материалам практики судов общей юрисдикции)
Количество страниц:
30
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Юриспруденция
курсовая работа
Нормативный правовой акт как источник права
Количество страниц:
30
Оригинальность:
51%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Теория государства и права
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image