Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Государство: современные научные подходы к пониманию феномена……………………………………………………………………….… 5
1.1. Географический подход……………………………………………….….… 5
1.2. Социологический подход……………………………………………………8
1.3. Политико-правовой подход…………..………………………………....… 11
Глава 2. Понятие и признаки государства……………………..……………… 16
2.1. Наличие органов публичной власти и наличие права………………..….. 16
2.2. Наличие собственной территории, населения, налоговой и денежной системы……………………………………………...……………………..……. 19
2.3. Государственный суверенитет…………………………………………….. 23
Заключение……………………………………………………………………… 27
Список использованных источников……………………………………..…… 30
Читать дальше
Проведённое исследование позволило сделать следующие выводы.
1. Современные подходы к пониманию государства характеризуются значительной разносторонностью. С точки зрения географического подхода государства рассматривается как единство территории, на которую распространяется его власть. В рамках социального подхода феномен государства рассматривается сквозь призму общества: государство представляет собой единство определённой группы людей, объединившихся в управленческих целях. С позиции политико-правового подхода государство определяется как совокупность государственно-властных органов, управляющих обществом на основании закона.
2. В теории выделяют огромное количество различных признаков государства. К наиболее значимым традиционно относится наличие собственной территории и населения, государственный суверенитет, наличие структуры государственных органов и наличие права как основы жизнедеятельности государства в целом.
3. Территория государства определяется его государственными границами. Данный признак является определяющим для любого государства, поскольку государство обладает всей полнотой публичной власти лишь в пределах своей территории. Территория государства оказывает влияние на выбор формы государственного устройства, на модель политико-правового режима.
4. Наличие развитой системы органов управления характерно для цивилизованных государств. Решение управленческих вопросов требует высокого уровня профессионализма и глубины погружения в решаемые задачи. Именно поэтому развитые государство обладают значительным, узко специализированным аппаратом управления, работающим на началах иерархичности и подчинения нижестоящих органов вышестоящим. Вместе с тем следует избегать излишней бюрократизации государственного аппарата.
5. Право представляет собой определяющий признак каждого государства, пронизывающий все сферы его жизнедеятельности. Право существует в форме законодательства, для которого характерна системность и иерархичность нормативных правовых актов.
6. Государственный суверенитет определяет независимость и национальную самобытность каждого государства. Сохранение национального суверенитета ставится под вопрос в контексте тенденций глобализации мирового сообщества. Однако для Российской Федерации понятие народного и национального суверенитета сохраняет значимость, что обусловлено менталитетом нашего народа и историческими традициями России.
7. Сформированная и эффективная налоговая система обусловливает финансовую независимость государства. Именно за счёт налогов государство может реализовывать свои социальные функции по оказанию помощи нетрудоспособным и иным социально незащищённым гражданам.
8. В теории государства и права выделяют ряд второстепенных признаков государства. Ими обладают не все государства, что отнюдь не умаляет их значимость. В частности, важными признаками государства следует считать наличие собственных вооружённых сил, наличие собственных денежных единиц, а также наличие государственной символики: герб, гимн и флаг.
9. В Конституции Российской Федерации наша страна провозгласила себя социальным и правовым государством. Однако анализ современных реалий позволяет говорить о том, что Россия находится лишь в начале пути к становлению как правового, так и социального государства. Думается, что успешное движение в данном направлении обусловлено прежде всего необходимостью глубокого теоретического осмысления данных концепций в целях определения дальнейших путей, способов и конкретных механизмов их воплощения. Продолжение модернизации России требует прочной правовой основы. При этом каждому из нас следует помнить, что невозможно навести порядок в стране исключительно только с помощью юридических установлений.
Таким образом, государство – это сложное, динамично развивающееся, комплексное явление, изучение которого требует системности, применения различных концепций и методологий. Именно такой анализ должен лежать в основе пути от формально провозглашённых в Конституции РФ демократических ценностей к выстраиванию адекватного политико-правового режима, основанного на моральных и нравственных устоях нации и выступающего гарантией прав и свобод гражданина, а также независимости России и её национального суверенитета.
Читать дальше
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 // "Российская газета" от 25 декабря 1993 г. N 237
2. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"(ред. от 30.12.2021г.) // "Российская газета" от 8 октября 2003 г. N 202
Литературные источники
3. Винограденко В.А. Государство как понятие, социальное явление и порядок / Новый юридический вестник. 2021. № 8 (32). С. 1-. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/206/6560/ (дата обращения: 15.03.2022).
4. Геворкян А.И. Современное государство: подходы к определению сущностных характеристик // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2019. № 2 (82). С. 20–26
5. Долгополов П.С. Понятие, признаки и форма государства // СПС КонсультантПлюс. 2022.
6. Клишас А.А. Юридический код государства / А. А. Клишас. - Москва : Международ-ные отношения, 2019. - 760 с.
7. Красинский В.В. Защита государственного суверенитета: монография. М.: Норма, 2017 - 790 с.
8. Николаев В.К, Николаев К.А. К вопросу о содержании термина государство / Власть. 2020. Т. 28. № 3. С. 196 – 202.
9. Николаенко М.В. Налоги – экономическая основа государства / Вестник Омского университета. Серия «Право». 2020. Т. 17, № 2. С. 38–47.
10. Пенжалиев З.Г. Вооружённые силы как имманентный признак российской государственности / Правовая политика и правовая жизнь. 2021. № 3. С. 262 - 267
11. Плетников В.С., Плетникова М.С. Особенности интерпретации понятия «государство» в современной России / Вестник Уральского юридического института МВД России. 2019. № 1. С. 77 - 84
12. Плигин В.Н. Легитимность государства: подходы к пониманию / Российская юстиция. 2020. N 11. С. 42 - 46.
13. Филин А.Ю. Понятие государства в политико-правовых исследованиях: отечественная и западная традиции // Актуальные проблемы российского права. 2021. N 1. С. 23 - 30.
Читать дальше