Введение 3
1. Пантомима – вид сценического искусства 5
1.1. Понятие пантомимы 5
1.2. Истоки современной пантомимы 5
1.3. Создание современной пантомимы 6
1.4. Развитие пантомимы в творчестве российских театральных деятелей 8
2. Характеристика пластической выразительности в пантомиме 15
2.1. Пластика. Пластическое действие 15
2.3. Образ в пантомиме 23
2.4. Движения, используемые в пантомиме 25
2.5. Роль жеста в создании пластического действия 27
2.6. Мимика – важное средство создания образа 32
2.7. Статика (поза) в пластическом движении 33
3. Разновидности пантомимы 35
3.1. Театральная пантомима 35
3.2. Кинематографическая пантомима 35
3.3. Акробатическая пантомима 35
3.4. Эстрадная пантомима 36
3.5. Виды пантомимы на основе жестов 36
Заключение 38
Список литературы 39
Читать дальше
Пантомима как особый вид искусства имеет свой язык. Это язык движений. Материалом пантомимы является актер в его пластическом выражении, то есть актер, выявляющий свой замысел и связанные с ним чувства и мысли при помощи телесных, пластических выражений, подобно тому, как скульптор воплощает свой замысел в глине или мраморе. Материал актера-мима - он сам, его тело и душа. У актера-мима «жизнь человеческого духа» отражается через его поведение, мимику, жесты.
Артист-мим работает в основном с воображаемыми предметами, в воображаемом пространстве, создавая его в фантазии зрителей через движения своего тела. В пантомимическом номере обстоятельства и место действия создаются исключительно посредством пластики артиста.
Сюжет в пантомимическом номере строится так, чтобы у зрителя не возникало вопроса, почему артист молчит.
Понятие «пантомимическая маска» имеет двоякое толкование: маска как один из нескольких персонажей номера и постоянная маска артиста, от имени которой исполняется его основной репертуар.
Самое, пожалуй, важное, что донесли до нас театральные деятели, размышлявшие над особенностями пантомимы, занимающиеся выразительностью пластики: актёр – не подражатель, он не занимается формотворчеством. Свои действия он осознаёт, переживает, осмысливает в духовном опыте.
Читать дальше
1. Авенариус Г. Чарльз Спенсер Чаплин. Очерк раннего периода творчества. М.: Изд-во Академии наук, 1959. 268 с.
2. Мейерхольд В.Э. Лекции 1918-1919. М.: ОГИ, 2001. 290 с.
3. Горин А. Текст брошюры «Кто, что, когда в Камерном театре». М., 1924. С. 9.
4. Таиров А.Я. Записки режиссера. Статьи, беседы, речи, письма. М.: ВТО, 1970. 481 с.
5. Станиславский К.С. Работа актера над собой // Собр. соч.: в 9 т. Т. 2. М.: Искусство, 1989.
6. Сироткина И.Е. Шестое чувство авангарда: танец, движение, кинестезия в жизни поэтов и художников. – СПб,: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2014. 208 с.
7. Громов Ю.И. Воспитание пластической культуры актёра средствами танца. М.: Профиздат, 1971.
8. Кох И.Э. Основы сценического движении. Л., 1970, 50 с.
9. Школа Бориса Зона. Уроки актёрского мастерства и режиссуры/ сост. В.Львов. – СПб.: Мастерская Сеанс, 2011.
10. Станиславский К.С. Собр. Соч., т 2, М.: «Искусство», 1954.
11. Рутберг И. Г. Пантомима. Движение и образ.— М.: Советская Россия, 1981.
12. Богданов И.А. Постановка эстрадного номера. Учебное пособие. СПб,: Издательство «Чистый лист», 2004. 318 с.
13. Вахтангов E.Э. Записки — письма — статьи. Сост. и коммент. Н. М. Вахтангова, Л. Д. Вендровская, засл. деятель искусств Б. Е. Захава. М.: Изд-во «Искусство», 1939.
14. Арто Антонен. Театр и его двойник/Пер. с фр. С. Исаева. - М., "Мартис", 1993.
15. Волконский С. Выразительный человек. Сценическое воспитание жеста по Дельсарту. СПб, изд. «Аполлона», 1913.
16. Чехов М.А. Уроки для профессионального актера: На основе записей уроков, собранных и составленных Д. Х. Дюпре / Под ред. Д. Х. Дюпре; Перев. с англ. М. И. Кривошеев. — М.: Российский университет театрального искусства — ГИТИС, 2011. 165 с.
Читать дальше