ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДЕТСКОЙ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ 7 1.1. Психолого-педагогические и теоретические исследования 7 1.2. Мультипликация как информационная технология в обучении дошкольного возраста 20 ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ В РАЗВИТИИ МУЛЬТФИЛЬМОВ 24 2.1. Особенности проявления социально-эмоционального интеллекта у дошкольников 24 2.2. Мультипликация в социально-эмоционального интеллекта у дошкольников 30 2.3. Динамика социально-эмоционального интеллекта у дошкольников 34 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42

Развитие социально-эмоционального интеллекта у дошкольников средствами детской мультипликации

курсовая работа
Педагогика
45 страниц
48% уникальность
2022 год
18 просмотров
Москалев Д.
Эксперт по предмету «Дошкольная педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДЕТСКОЙ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ 7 1.1. Психолого-педагогические и теоретические исследования 7 1.2. Мультипликация как информационная технология в обучении дошкольного возраста 20 ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ В РАЗВИТИИ МУЛЬТФИЛЬМОВ 24 2.1. Особенности проявления социально-эмоционального интеллекта у дошкольников 24 2.2. Мультипликация в социально-эмоционального интеллекта у дошкольников 30 2.3. Динамика социально-эмоционального интеллекта у дошкольников 34 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
Читать дальше
Актуальность выбранной темы объясняется повышенными требованиями со стороны общества к людям, которые обладают развитиям социально-эмоциональным интеллектом. Социуму важно, чтобы его члены могли быть эмоционально устойчивыми и обладали возможность выстраивать свою жизненную траекторию в соответствии со своим эмоциональным состоянием. Под социально-эмоциональным интеллектом понимается способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания другим людей и свои, а также умение ими управлять. Одной из ключевых проблем современного человека является распознание эмоций других людей и своих, неспособность управлять своими эмоциями.


Решение задач по физике на заказ сохранит вам уйму времени, которое вы можете потратить на более интересные вещи. Доверьте решение задач Work5!


Следовательно, обществу необходимы люди, которые будут успешно анализировать и воспринимать свои эмоции и эмоции окружающих людей, что возможно только при успешном развитии социально-эмоционального интеллекта. Все характеристики социально-эмоционального интеллекта связаны с уровнем его развития. Развитие социально-эмоционального интеллекта происходит во время всей жизни человека. Но изначально фундамент закладывается в дошкольном возрасте. Именно поэтому, особое внимание развитию социально-эмоционального интеллекта стоит уделять именно в дошкольном возрасте. Развитие социально-эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте происходит с поддержкой не только родителей, но дошкольного образовательного учреждения. Так как большую часть времени дети проводят именно там, то программа развития должна включать основы формирования и развития социально-эмоционального интеллекта. В последнее время происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Ставшие основными нормативные правовые документы федерального уровня: федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ» и приказ Министерство образования и науки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» - внесли значительные коррективы в систему дошкольного образования и требуют изменений, как в нормативной правовой базе ДО, так и в деятельности педагогических работников. Согласно этим корректировкам появилось особое место именно у развития социально-эмоционального интеллекта. Помимо требований ФГОС ДО относительно развития интеллекта дошкольника, также больше внимание этому развитию уделяется в стандартах дошкольного образования, которые подтверждены в рамках приказа Министерства образования от 17.10.2013 № 1155 г. Москвы «Об утверждении федерального государственного образования стандарта дошкольного образования». В рамках этого стандарта выстроена работа по развитию интеллекта дошкольника в рамках дошкольного образовательного учреждения и сотрудничества родителей в этом направлении с воспитателями. Исследованиями в области социально-эмоционального интеллекта занимаются многие ученые. В отечественной психологии исследования проводят в этом вопросе С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев. Л.С. Выготский больше говорит о комплексном развитии интеллекта, но особое значение выделяет дошкольным образовательным учреждениям при таком развитии. Д.В. Люсин ввел понятие двухкомпонентной теории эмоционального интеллекта, которая раскрывает формирование с новой точки зрения. И.Н. Андреева изучает особенности развития социально-эмоционального интеллекта у детей с различными патологиями в развитии. Развитие социально-эмоционального интеллекта ведется различными техниками, методами, способами. В этой работе будет рассмотрен один их методов для развития интеллекта – применение мультипликации в обучении детей. Мультипликация является одной из форм экранного искусства. Она включает в себя различные направления, которые успешно синтезирует, к ним можно отнести живопись, графику, музыку, литературу, театр и танец. Мультипликация очень сильно воздействует на сознание ребенка. Тот смысл, который заложен в основе мультфильма, может сформировать и воспитать в ребенке интеллектуальные возможности, повысить уровень восприятия различных эмоций и ценностей. Когда ребенок просматривает мультфильм самостоятельно, он осознает только часть информации, которая идет как посыл. При осознанном просмотре, когда воспитатель или родитель, останавливает в процессе, задавая вопросы, беседуя после просмотра, позволяет ребенку больше увидеть и воспринять из сюжета мультфильма. Особенно интересно, когда ребенок сам строит сюжет и снимает мультфильм. Стоит отметить, что не только положительные посыл есть у мультфильмов, но и много опасного он несет в себе. Стоит оценивать последствия просмотра в дошкольном возрасте того или иного мультфильма. Тема мультипликации в развитии интеллекта изучена не очень глубокого, только некоторые ученые рассматривают это направление именно в рамках дошкольного образовательного учреждения. Такие авторы как Д.В, Андрющенко, Н.Е. Маркова, И.Я. Медведева очень много своих исследовательских работ посветили именно развитию интеллекта в рамках дошкольного образовательного учреждения при использовании мультипликации. Многие авторы говорят о важности и значимости просто просмотра мультфильмов, выбора самого сюжета. Но только небольшое количество говорит, как это использовать на занятиях с детьми в рамках детских садов. И.Я. Медведева в своих исследованиях показывает, что наиболее эффективно происходит восприятие мультипликаций, которые были созданы детьми самостоятельно. Цель - разработать и апробировать систему работы по использованию мультфильмов в развитии социально-эмоционального интеллекта у дошкольников Объект - выступает эмоциональный интеллект как психологический феномен. Предмет - развитие эмоционального интеллекта у старших дошкольников средствами детской мультипликации. Задачи: 1. Изучить психолого-педагогическое развитие социально-эмоционального интеллекта у дошкольников средствами детской мультипликации 2. Выявить уровень социально-эмоционального интеллекта у дошкольников МБДОУ № 275 г. Ростов-на-Дону. 3.Разработать систему работы по развитию социально-эмоционального интеллекта у дошкольников МБДОУ № 275 г. Ростов-на-Дону. Гипотеза – использование мультипликации в рамках развития социально-эмоционального интеллекта старших дошкольников способствует более успешному формированию новых навыков. При написании работы использовали следующие методы: - изучение теоретического материала; - анализ и систематизация теоретического материала; - эмпирическое исследование; - методы количественной и качественной обработки экспериментальных данных. Экспериментальная база исследования: МБДОУ № 275 г. Ростов-на-Дону.

Читать дальше
Социально-эмоциональный интеллект всегда занимал одно из ключевых мест в исследованиях отечественных и зарубежных психологов. Это объясняется включение большого блока по развитию социально-эмоционального интеллекта в образовательных стандартах дошкольного образования. Развитие интеллекта дошкольников проходит не только в рамках дошкольного учреждения, но и рамках семьи. Следовательно, тесное взаимодействие между воспитателями и родителями в формировании фундамента интеллекта, который позволит в дальнейшем развиваться и изменяться уже школьнику велика. Развитие социально-эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте очень важна, так как в этом возраста происходит становление психических функций человека, его личностных образований. К старшему дошкольному возрасту у ребенка уже больше сформировано восприятие эмоциональных состояний. Ребенок может уже четко определять эмоциональные состояния как свои, так и окружающих людей. Дети уже могут, воспринимая эмоции сверстников, сочувствовать им, сопереживать или радоваться за них. Они четко воспринимают свои эмоции, могут их объяснить. Как показало исследование, в экспериментальной группе старшего дошкольного возраста, не все дети четко воспринимаю свои эмоции и эмоции других людей. Большая часть группы находится на момент первого этапа эксперимента, на среднем уровне, им трудно раскрывать эмоциональные состояния, они готовы это делать только с помощью вопросов воспитателя. И небольшая часть группы имеет низкий уровень эмоционального развития. В рамках исследования в группе была проведена работа по развитию социально-эмоционального интеллекта с использованием мультипликации. Экспериментальное исследование эмоционального интеллекта старших дошкольников проведено на базе МБДОУ № 275 г. Ростов-на-Дону. Выборка представлена старшими дошкольниками в количестве 11 человек. В качестве диагностического инструментария нами использованы следующие методики: «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке» (авторы - Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина), беседа «Осознание детьми собственных эмоций» (авторы - Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина, И. О. Карелина). Исследование проводилось в три этапа: - исследование до проведения занятий по развитию с использованием мультипликации; - сами занятия; - исследование после проведения занятий. При использовании мультипликации есть разные варианты работы детьми. Это могут только просмотры мультфильмов с осознанностью, т.е. под четким сопровождением взрослого, который задает вопросы и проводит беседу после просмотра. Или создание мультфильмов детьми самостоятельно, придумывание сюжета, подготовка, съемка, монтаж. В рамках исследования эти два направления были соеденены. В группе была поставлена задача создать мультфильм, что было первым этапом и осознанный просмотр, что стало вторым этапом. Симбиоз этих двух направлений принес хороший и быстрый результат по развитию социально-эмоционального интеллекта, как показали результаты повторного эксперимента, что стало третьим этапом исследования. В третьем этапе была видна положительная динамика. Хотя стоит отметить, что резких переходов из уровня нижнего порога в высокий не произошло, да это и невозможно. Но, если смотреть на баллы, то видны положительные динамики, увеличение баллов было у всех участников исследования, что говорит о результативности проведенной работы. По результатам повторного исследования получены результаты, которые показали эффективность использования мультипликации при развитии социально-эмоционального интеллекта в рамках дошкольного образовательного учреждения. Таким образом, подтвердилась гипотеза о том, что использование мультипликации в рамках развития социально-эмоционального интеллекта старших дошкольников способствует более успешному формированию новых навыков. Следовательно, задачи исследования решены, цель исследования достигнута.
Читать дальше
1. Айгунова О.А. Диагностика и развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. - 2016. - № 4 (38). - С. 25-34. 2. Алексеенко Е. Мультфильмы-воспитатели: [о воспитательной роли мультфильмов]. – Москва: Соколова // Мой кроха и я. - 2012. - № 4. - С. 128-130. 3. Алимбаева Р.Т. Теоретические аспекты эмоционального интеллекта // Инновационная наука. – 2017. - № 3. - С. 242-243. 4. Алферова М.А. Эмоциональный интеллект и психологические теории эмоций // Universum : психология и образование. - 2017. - № 12. - С. 19-25. 5. Андреева И.Н. Азбука эмоционального интеллекта. - Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2012. - 288 с. 6. Аникина А.П. Развитие эмоционального интеллекта у старших дошкольников // Наука и школа. - 2020. - № 3. - С. 197-204. 7. Анохин П.К. Эмоции / под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер // Психология эмоций. - Санкт-Петербург: Питер, 2007. 486 с. 8. Афонькина Ю.А. Диагностика эмоционального интеллекта у дошкольников // Детский сад: теория и практика. - 2014. - № 4. - С. 6-17. 9. Белкина В.Н. Проблема эмоциональной регуляции социального поведения ребенка // Дошкольник и младший школьник: проблемы воспитания и образования: материалы конференции «Чтения Ушинского» педагогического факультета ЯГПУ. – Ярославль, 2003. – С.116-122. 10. Блинова А.А., Щетинина В.В. Психолого-педагогические условия формирования у детей 6-7 лет эмоционального интеллекта. - Тольятти, 2019. - 95с. 11. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. –М.: Просвещение, 2009. –464 с. 12. Бреслав Г.В. Психология эмоций: учебное пособие. Москва: Академия, 2017. - 544 с. 13. Бурухина А.Ф. Мультфильм в воспитательно-образовательной работе с детьми // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2012. - № 10. - С. 60-71. 14. Вербина Г.Г. Психология эмоций: учебное пособие. - Чебоксары, 2008. - 308 с. 15. Верхотурова Н.Ю. К проблеме генезиса эмоциональной регуляции поведения в детском возрасте //Сибирский педагогический журнал.–2011. – № 8. –С. 264-273. 16. Гиниятуллина Э.Д. Развитие эмоционального интеллекта дошкольника // Universum : психология и образование. - 2019. - № 2. - С. 1-3. 17. Готтман Д. Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей. - Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2019 - 272 с. 18. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект - Москва : АСТ : Астрель, 2011. - 478 с. 19. Гусева А.Ю. Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ // Лучшая научно-исследовательская работа 2016: сборник статей III Международного научно-практического конкурса. - Пенза, 2016. - С. 105-111. 20. Казакова Р.Г. Мультипликация как вид кинематографического искусства и ее влияние на развитие детей // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2012. - № 12. - С. 26-40. 21. Карпова С.И. Модель развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в коллективной изобразительной деятельности // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2018. - № 4. - С. 99-107. 22. Комарова А.И. Культурно-психологические особенности взаимосвязи ценностей и эмоционального интеллекта : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 / Комарова Алина Игоревна. - Саратов, 2011. - 25 с. 23. Конспекты интегрированных занятий на основе просмотров детских мультипликационных фильмов // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2012. - № 12. - С. 96-101. 24. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль: Академия развития, 1990. – 156 с. 25. Лаптева Ю.А. Психолого-педагогическое сопровождение эмоционального развития ребёнка на разных этапах дошкольного детства: автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07. Кемерово, 2017. - 23 с. 26. Лаптева Ю.А. Развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2016. - № 3. - С. 51-55. 27. Ларина А.Т. Эмоциональный интеллект / А. Т. Ларина // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2016. - № 3. - С. 275-278. 28. Ленкина В.О. Способы развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. - 2017. - № 13 (147). - С. 569-571. 29. Матвиенко Н.А. Методы и технологии формирования эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 1 (28). — С. 1-4. 30. Наймушина Л.М. История становления понятия «эмоциональный интеллект» в психологической науке // Педагогика: история, перспективы. - 2020. - № 4. - С. 63-70. 31. Нгуен М.А. Развитие эмоционального интеллекта // Ребёнок в детском саду, 2007. – № 5.–248 с. 32. Николаева В.В. Особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста // Актуальные проблемы современности: наука и общество. - 2019. - № 1. - С. 40-45. 33. Одарченко Ю.Н. Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — № 48 (182). — С. 200-202. 34. Пантелеева Т.В. Краткий очерк истории развития проблематики эмоционального интеллекта в отечественной психологии // Актуальные вопросы современной психологии : материалы III Междунар. Науч. Конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 19-25. 35. Робертс Р.Д. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике // Психология. Журнал высшей школы экономики. - 2004. - Т. 1. - № 4. - С. 3-26. 36. Романова Е.Н. Дифференциация понятий «эмоциональный интеллект» и «эмоциональная компетенция» // Международный научно-исследовательский журнал. - 2021. - № 1. - С. 150-152. 37. Савенков А.И. Развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности у детей. - Москва: Национальный книжный центр, 2015. - 128 с. 38. Семенака С.И. Использование проблемных ситуаций в развитии эмоционального интеллекта дошкольников // Детский сад: теория и практика. –2014. – № 4. –С. 86-95. 39. Смольникова К. Мультик своими руками // Саткинский работник. – 2011. – № 5. – С 24-31 40. Современные представления об эмоциональном интеллекте / Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. - Москва: Изд-во Института психологии РАН, 2004. - С. 29-36. 41. Тавстуха О.Г. Педагогическое сопровождение формирования эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста // Вестник Марийского государственного университета. - 2018. - № 2. - С. 78-83. 42. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». - СПб: Детство-Пресс, 2011. - 80 с. 43. Токарева О.А. Теоретико-методологические проблемы исследования эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2018. - № 3. - С. 129-139. 44. Фаустова И.В. Особенности эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста // Казанский педагогический журнал. - 2019. - № 4. - С. 66-70. 45. Хижняк О.В. Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников // Молодой ученый. — 2019. — № 5 (243). — С. 205-207. 46. Худик В.А. Роль эмоций в социализации личности старшего дошкольника // Детский сад: теория и практика. –2014 – № 4. –С. 96-103. 47. Шнайдер М.И. Основные направления исследования эмоционального интеллекта // Гуманизация образования. - 2016. - № 4. - С. 58-64. 48. Bar-On R. (2006). The Bar-On model of emotional-social intelligence (ESI). Psicothema, 18 , supl., 13-25. 49. Beldoch M. Sensitivity to Expression of Emotional Meaning in Three Modes of Communication. In Social Encounters: Readings in Social Interaction, Michael Argyle, ed., Aldine Publishing Company, 1973, pp. 121-131. 50. Mayer J.D., Salovey, P., Caruso, D. R., & Sitarenios, G. Emotional Intelligence As a Standard Intelligence. – Emotion, 2001
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Отрицательные внешние эффекты и их регулирование
Количество страниц:
35
Оригинальность:
73%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Макроэкономика
курсовая работа
СЕСТРИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ГЛОМЕРУЛОНЕФРИТЕ
Количество страниц:
25
Оригинальность:
88%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Сестринское дело
курсовая работа
Анализ и обоснование выбора логистической концепции организации производства мебели
Количество страниц:
35
Оригинальность:
87%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Логистика, управление запасами
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image