Введение 3
Глава 1. Задержка психического развития (ЗПР)
1.1 Определение понятия ЗПР, классификация, диагностические особенности состояния. 5
1.2 Причины ЗПР и общие особенности детей с ЗПР. 11
Глава 2. Компенсаторные механизмы у детей с ЗПР
2.1 Особенности мозговой деятельности у детей с ЗПР, механизмы компенсации
14
2.2
Коррекция нарушений при ЗПР (речи, письма, чтения)
20
Заключение 24
Список литературы 25
Читать дальше
Задержка психического развития – это особое состояние психической и мозговой деятельности ребёнка, которое может быть обусловлено различными факторами перинатального периода, а также социальными причинами.
За последние годы увеличилась доля детей с данной патологией, что требует знание закономерностей проявления ЗПР на разных этапах развития ребёнка и является базой для построения медико-психологической коррекции нарушений, возникающих при этом состоянии. Поскольку при ЗПР способность ребёнка к обучению остаётся на высоком уровне, очень важно устранить причины, её вызывающие и провести грамотную психокоррекцию.
Анализируя существующие классификации ЗПР, можно отметить, что в большей мере в них находит отражение клинический и психологический подходы, единой педагогической классификации выделить не представляется возможным, так, данная группа нарушений на самом деле очень неоднородна по индивидуальным проявлениям и степени выраженности дефекта.
Как показывают результаты работы по коррекционному воспитанию на протяжении 2-х лет в садах и дошкольных группах детей ЗПР до 80 % из них полностью готовы осваивать общую образовательную программу наравне с остальными. Остальные дети осваивают программы специального образования для детей с ЗПР.
Остаётся открытым вопрос ранней диагностики ЗПР, так как бывает сложно у детей дошкольного возраста верно дифференцировать ЗПР и умственную отсталость, поэтому некоторые специалисты рекомендуют устанавливать диагноз задержки психического развития не раньше 5 – летнего возраста ребёнка, однако раннее начало психокоррекции способно полностью нивелировать проявления ЗПР.
Читать дальше
1. Власова, Н.В. Коррекционная и специальная педагогика: учебное пособие для среднего профессионального образования/ Н.В. Власова. - Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 132 с. – Текст непосредственный. ISBN 978-5-534-14711-7
2. Ворошнина, Л.В. Коррекционная педагогика. Творческое и речевое развитие гиперактивных детей в ДОУ: учебное пособие для вузов/ Л.В. Ворошнина. – 2 изд. - Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 291 с. – Текст непосредственный. ISBN 978-5-534-05921-2
3. Ефимова, Н.С. Социальная психология: учебник для среднего профессионального образования/ Ефимова Н.С., Литвинова А.В. - Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 442 с. – Текст непосредственный. ISBN 978-5-534-11350-1
4. Исаев, Д.Н., Колосова Т.А. Психология детей с нарушением интеллекта: учебное пособие для вузов/ Исаев Д.Н., Колосова Т.А.; под общей редакцией Исаева Д.Н. – 2 изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 151с. Текст непосредственный. ISBN 978-5-534-11243-6
5. Исаев, Д.Н., Колосова Т.А. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии. Дети с нарушением интеллекта: учебное пособие для среднего профессионального образования/ Исаев Д.Н., Колосова Т.А.; под общей редакцией Исаева Д.Н. – 2 изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт 2022. – 151 с. Текст непосредственный. ISBN 978-5-534-12299-2.
6. Микляева, Н.В. Воспитание и обучение детей с задержкой психического развития: учебник и практикум для вузов/ Н.В. Микляева. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 236 с. – Текст непосредственный. ISBN 978-5-534-11350-1
7. Микляева, Н.В. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии: воспитание и обучение детей с задержкой психического развития: учебное пособие для среднего профессионального образования/ Н.В. Микляева. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 236 с. – Текст непосредственный. ISBN 978-5-534-11488-1.
8. Педагогика дополнительного образования. Работа с детьми с особыми образовательными потребностями: учебное пособие для вузов / Л.В. Байбородова [и др.]; под редакцией Л.В. Байбородовой. – 2 изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 241 с. – ISBN 978-5-534-06162-8 – Текст: непосредственный
9. Фесенко, Ю.А. Детская и подростковая психиатрия: пограничные психические расстройства: учебное пособие для вузов/ Фесенко Ю.А. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 224 с. – ISBN 978-5-534-11128-6 – Текст: непосредственный
10. Газета «Вести образования» [Электронный ресурс], 5 октября 2021. — Режим доступа: https://vogazeta.ru/articles/2021/10/5/shkolniki/18192-okolo_60_rossiyskih_detey_prihodyat_v_pervyy_klass_s_narusheniyami_ustnoy_rechi (дата обращения: 05.04.2022)
Читать дальше