В первой главе мы рассматривали, что собой представляет маркетинговый аудит. Маркетинговый аудит, выступая инструментом осуществления независимого контроля, не заменяя другие виды аудита, адресован, прежде всего, коммерческим предприятиям и организациям, интересующимся насколько правильно и эффективно, используются их маркетинговые стратегии на тех или иных рыночных сегментах. В маркетинговом аудите рассматриваются все основные направления маркетинга компании, а не только «проблемные места». Если проводится исследование только торгового персонала, ценообразования или других направлений маркетинговой деятельности, такой аудит называется функциональным. Хотя функциональный маркетинговый аудит - дело полезное, руководство компании может неправильно интерпретировать полученные результаты.
Во второй главе мы провели маркетинговый анализ и сравнили с конкурентами. Компании, занятые в сфере обслуживания, должны разрабатывать такую программу, которая поддерживает конкурентоспособность предприятия. Таким образом, цель аудита в туризме - выражение мнения аудитора о соответствии учетно-аналитической работы требованиям нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность этой организации. Цель обусловливает задачи аудита:
- критическая оценка структуры управления туристской организации;
- проверка правильности формирования учетной информации о затратах, расходах и доходах;
- изучение особенностей учета валютных операций;
- всестороннее исследование состояния и перспектив развития бухгалтерского учета;
- проверка организации и методики налогового учета;
- составление аудиторского заключения;
- разработка рекомендаций по совершенствованию учетно-аналитической работы.
В третей главе разработка маркетингового аудита в санатории «Бирюза». Маркетинговый аудит является инструментом, который развивает маркетинг компании, поскольку не только оценивает текущее состояние дел, но и показывает, в каком направлении можно двигаться дальше.
Маркетинговый аудит можно проводить в компаниях с любым уровнем постановки маркетинга. По результатам аудита и на основе полученных данных корректируется общая стратегия маркетинга, обеспечиваются прибыльность и долгосрочная выживаемость санатория, т.е. цель всего этого - просчитать важные события которые могут сильно сказаться на положении санатория на рынке, перечислить максимально возможное число опасностей и возможностей и их влияние на деятельность санатория.
В ходе аудиторской проверки объективная истина должна быть подтверждена соответствующими доказательствами. Доказательства по своей сути являются неоспоримой информацией, которая констатирует определенный факт жизни. Таким образом, доказательство является либо подтверждением, либо опровержением происхождения того или иного события или действия. К источникам аудиторских доказательств туристических агентств можно отнести следующие: первичные документы проверяемой организации; регистры бухгалтерского учета и бухгалтерская (финансовая отчетность); результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности, а также инвентаризации имущества организации; устные объяснения администрации и персонала организации, клиентов, поставщиков и других лиц. По характеру связи между доказательствами и объектами аудита аудиторские доказательства разделяют на прямые и косвенные. Прямыми доказательствами являются те, которые аудитор может получить из первичных документов, регистров аналитического и синтетического учета, финансовой отчетности проверяемой организации и которые не нуждаются в дополнительном подтверждении их достоверности и достаточности.
К косвенным доказательствам относятся те, которые не обеспечивают непосредственного подтверждения полноты и точности рассматриваемой информации.
Также аудиторские доказательства туристических агентств подразделяют на внутренние, внешние, смешанные и полученные непосредственно аудитором в зависимости от источника получения информации:
− внутренние доказательства — это та информация, которую аудитор получает от клиента;
− внешние — если доказательства получены от третьих лиц; к смешанным доказательствам (в литературе встречаются также как комбинированные) относятся доказательства, полученные от клиента и подтвержденные внешними источниками; полученные непосредственно аудитором доказательства - это результаты анализа внешних или внутренних доказательств.
Согласно МСА, доказательства, полученные в ходе проведения аудиторской проверки, должны соответствовать принципам своевременности и обоснованности.
Обоснованность можно охарактеризовать тем, что собранные доказательства должны быть документально подтверждены первичными финансовыми документами, учетными регистрами, формами финансовой отчетности и иными документами, которые содержат сведения о конкретных исполнителях и подкреплены их подписями.
Своевременность - это характеристика ценности аудиторских доказательств относительно времени их сбора и периода, который они охватывают. Если аудиторские доказательства соответствуют моменту проведения операций или иных фактов, то они являются более достоверными.
Внешние подтверждения могут быть получены из иных источников информации, поэтому нет требования, чтобы такая информация была скреплена печатью и содержалась на оригиналах представленной документации. К ним могут относиться, например, сведения, полученные по факсу, электронной почте.
Доказательства, полученные в ходе аудиторской проверки, собираются по итогу проведения целого комплекса тестов контроля.
В конкретных случаях доказательства можно получить только с помощью проведения процедур, по существу. Санаторию «Бирюза» для увеличения своей доли на существующем рынке следует:
- провести рекламную компанию для уведомления клиентов о появлении новых предоставляемых лечебных услуг и взаимодействия с туристическими фирмами. Для этого нужно увеличить расходы на рекламу (реклама в газетах, радио, на телевидении, рекламные щиты, интернет);
- заинтересовать потенциальных потребителей при помощи гибкой ценовой тактики (скидки и невысокие цены);
- улучшить качество предоставляемых услуг.
В случае успешного выполнения вышеперечисленных стратегий, предполагается, что большее количество людей познакомятся с новыми услугами предприятия, заинтересуются и найдут выгоду для себя.