Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ СИНТАКСИСА. СИСТЕМА СИНТАКСИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ……………………………………………………………………….6
1.1 Роль системы терминов………………………………………………………..6
1.2 Направления, в которых изучаются термины……………………………….6
1.3 Аспекты изучения синтаксических терминов (логический аспект, структурный аспект, коммуникативный аспект, структурно-семантический аспект) ………………………………………………………………………10
1.4 Проблема системы терминов………………………………………………...13
Вывод по первой главе…………………………………………………………..14
ГЛАВА 2. ТЕРМИНОЛОГИЯ КАК НАУКА. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ……………………………………………………………...15
2.1 Особенности формирования термина………………………………………15
2.2 Задачи терминоведения в современной лингвистике……………………..16
2.3 Особенности синтаксической терминологии, зафиксированной в российских грамматиках………………………………………………………..18
Вывод по второй главе…………………………………………………………19
ГЛАВА 3. СИСТЕМА СИНТАКСИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ В ОБРАЗОВАНИИ
3.1. Система синтаксических терминов школьных учебников………………..20
3.2. Система синтаксических терминов вузовских учебников………………..21
Вывод по третьей главе………………………………………………………….22
Заключение……………………………………………………………………….23
Список литературы………………………………………………………………26
Читать дальше
После анализа научной литературы по проблеме исследования и уточнения его понятийного и терминологического аппарата мы выделили следующие тенденции. Термин «терминоведение» для обозначения понятия «наука, изучающая термины» использовался не сразу.
Терминоведение имеет связь с лингвистическими, логико-философскими, математическими и предметными науками. Как самостоятельная научная дисциплина терминоведение возникло в результате синтеза автономно развивающихся отдельных научных направлений.
Так как именно терминология определяет свойства и поведение терминов, ее рассматривают как основной объект терминоведения.
Рассмотрев наиболее распространенные трактовки понятия «терминология», в качестве рабочего мы приняли следующее: терминология – общая совокупность слов и словосочетаний, выражающих специальнопрофессиональные понятия и употребляемых в разных областях науки, техники, в разных сферах функционирования русского языка (в том числе в таких социально значимых, как политика, управление, здравоохранение, средства массовой информации, экономика, сельское хозяйство, торговля, техника, производственная инфраструктура, искусство, спорт и т. д.).
По результатам анализа научной литературы мы узнали, что одной из главных проблем осмысления и изучения термина является его определение.
Изучив научную литературу, мы выяснили, что большинство простых терминов образованы семантическими способами: расширение, сужение значения общеупотребительного слова, метафоризация, метонимия.
Заимствование иноязычных лексем и терминоэлементов также входит в состав семантических способов терминообразования. Наиболее распространенным способом морфологического терминообразования является суффиксация. Синтаксический способ образования является наиболее продуктивным средством пополнения терминолексики.
Этот способ заключается в преобразовании обычных свободных словосочетаний в сложные «эквиваленты слов». Морфолого-синтаксическое терминообразование – группа способов образования однословных терминов из словосочетаний, предполагающая синтаксические и морфологические преобразования лексических форм.
Знание родного языка передается человечеством из поколения в поколение. Главный вопрос, на который ищет ответ генеративная грамматика, звучит так: из чего состоит знание родного языка, почему оно так быстро усваивается детьми и почему этому усвоению не мешают различия в строении различных языков.
Нормированность терминологии говорит об объеме нормализованной терминологии; определяет, какая доля терминов уже стандартизована на национальном, международном и отраслевом уровне при упорядочении терминологии.
Таким образом, терминология превращается в терминосистему в результате упорядочения, т.е. упорядоченную систему терминов с зафиксированными отношениями, полностью соответствующую системе понятий данной области.
Читать дальше
1. Валгина, Н. С. Активные процессы в синтаксисе / Н. С. Валгина // Активные процессы в современном русском языке / Н. С. Валгина. – М.: Логос, 2003. – С. 182–238.
2. Золотова, Г. А. Типы предикатов и типы предложений в русском языке / Г. А. Золотова // Коммуникативные аспекты русского синтаксиса / Г. А. Золотова. – М.: Эдиториал УРСС, 2001. – С. 168–187.
3. Ширяев, Е. Н. Сложноподчиненное предложение: итоги и перспективы исследования / Е. Н. Ширяев // Сложное предложение: традиционные вопросы теории и описания и новые аспекты его изучения: Материалы науч. конф. Выпуск 1. – М.: Русский учебный центр, 2000. – С. 33–36.
4. Бабайцева, В.В. Система односоставных предложений в современном русском языке / В.В. Бабайцева. – М.: Дрофа, 2004. – 500 c.
5. Пешковский, А.М. Русский синтаксис в научном освещении: учеб. пособие / А.М. Пешковский. – 8-е изд. – М.: Эдиториал УРСС, 2001. – 432 с.
6. Скобликова, Е.С. Согласование и управление в русском языке / Е.С. Скобликова. – 2-е изд. – М.: УРСС, 2005. – 240 с.
7. Шахматов, А.А. Синтаксис русского языка / А.А. Шахматов. – 3-е изд. – М.: Эдиториал УРСС, 2001. – 624 с.
8. Толковый словарь современного русского языка: Языковые изменения конца ХХ столетия / ред. Г.Н. Скляревская. – М.: АСТ, 2005. – 894 с.
9. Дьячкова, Н. А. Полипропозитивные структуры в сфере простого предложения (конструкции с включенным предикатом в присубъектной позиции): автореф. дис. … д-ра. филол. наук: 10.02.01 / Н. А. Дьячкова ; Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького. – Екатеринбург, 2002. – 43 с.
10. Карданова, М. А. Русский язык. Синтаксис: учебное пособие / М. А. Карданова. – 2-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. – 456 с.
11. Лекант, П. А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке: учебное пособие / П. А. Лекант. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа, 2004. – 247 с.
12. Лосева, Л. М. Как строится текст: пособие для учителей / Л. М. Лосева. – М.: Просвещение, 1980. – 94 с.
13. Максимова, А. Л. Современный русский литературный язык. Практикум: учебное пособие для вузов / А. Л. Максимова. – М.: ЮРАЙТ, 2010 – 513 с.
14. Розенталь, Д. Э. Справочник по русскому языку. Пунктуация / Д. Э. Розенталь. – М.: Оникс 21 век, Мир и Образование, 2002. – 350 с.
15. Селеменева, О. А. Лабораторные работы по синтаксису словосочетания и простого предложения: учебное пособие / О. А. Селеменева. – Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2010. – 154 с.
16. Солганик, Г. Я. Синтаксическая стилистика: (Сложное синтаксическое целое): учебное пособие / Г. Я. Солганик. – М.: Высшая школа, 1991. – 182 с.
17. Современный русский литературный язык: учебник / под ред. РАО В. Г. Костомарова, проф. В. И. Максимова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Юрайт, 2010. – 916 с.
18. Тестелец, Я. Г. Введение в общий синтаксис: учебник / Я. Г. Тестелец. – М.: Изд-во РГГУ, 2001. – 798 с.
19. Винокур Г. О. О некоторых явлениях словообразования в русской технической терминологии (1939) // Татаринов В. А. История отечественного терминоведения. Классики терминоведения: очерк и хрестоматия. М., 1994. С. 218-284.
20. Телятникова И. В. Семантика, деривация и функционирование номинаций терминосферы «Психология развития»: автореф. дисс. к. филол. н. Ставрополь, 2007.
Читать дальше