Введение…………………………………………………………………………..3 Глава 1. Основные аспекты изучения тревожности в подростковом возрасте
1.1. Психологическая характеристика тревожности…………………………5
1.2. Особенности проявления тревожности у подростков…………………...14
Глава 2. Экспериментальное исследование тревожности у подростков……27
2.1. Методы диагностики тревожности у детей подросткового возраста…27
2.2. Анализ и практические рекомендации по коррекции тревожности у детей подросткового возраста
Выводы……..…………………………………………………………………....38 Заключение……..……………………………………………………………….39 Список литературы…………………………………………………………….. 41
Приложения………………………………………………………………….... 44
Читать дальше
Итак, тревожность имеет возрастную специфику. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей вне зависимости от наличия реальной угрозы или тревожности, как устойчивого образования. Эти возрастные пики тревожности являются следствием наиболее значимых, социогенных потребностей.
Так, в подростковом возрасте, который является, по мнению многих авторов, переходным, кризисным, сенситивным, наиболее значимыми являются отношения со сверстниками, нарушение сексуального развития, кризисы идентичности, авторитетов, синдром деперсонализации, конфликты самооценки, нарцистические кризисы и суицидальные попытки, ассоциальность и делинквентность.
Тревожность - как личностное образование может выполнять в поведении и развитии личности подростка мотивирующую функцию, подменяя собой действия по другим мотивам и потребностям. Влияние тревожности на развитие личности, поведение и деятельность может носить как негативный, так и позитивный характер, хотя в последнем случае оно имеет житейские ограничения, обусловленные выраженной адаптивной природой этого образования.
Детям с преобладанием низкой тревожности следует уделить особое внимание к мотивам деятельности и повысить чувство ответственности, а тем, у кого преобладает высокая тревожность, следует снизить субъективную значимость ситуаций и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формировании чувства уверенности в успехе. Повышенная тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетенции.
Отрицательное последствие тревожности отражается в том, что, не влияя в целом на интеллектуальное развитие, высокая степень тревожности может отрицательно сказаться на формировании дивергентного (творческого) мышления, для которого свойственны такие личностные черты, как отсутствие страха перед новым, неизвестным. Личности, относимые к категории высоко-тревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценки и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно выраженным состоянием тревожности.
Читать дальше
1. Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. - СПб.: Питер, 2008. - 272 с.
2. Батыгина Г. З. Депрессивные расстройства как причина школьной дезадаптации в подростковом возрасте. Автореф. дисс. к. м. н. - М.:, 1996. - 28с.
3. Беззубова Е.Б. Типология школьной дезадаптации. В кн.: "Школьная дезадаптация: Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 25-27 октября 1995 г". Москва, 1995. 33-34 с.
4. Безруких М. М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика. Проблемы психологической адаптации. - М.: Просвещение, 1996, 176 с.
5. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе. Проблемы формирования личности: Избр. Психологические труды. Под. ред Д. И. Фельдштейна, Воронеж, 1995, 352 с.
6. Безменов П. В. Роль психопатологических расстройств в комплексе причин школьной неуспеваемости учеников младших классов. Российский психиатрический журнал, 2001, №4. 8-13 с.
7. Безруких М. М. Проблемные дети. М.:, 2000, 312 с.
8. Буторина Н. Е., Буторин Г. Г. Депривационный дизонтогенез и школьная дезадаптация. Российский психиатрический журнал, 1999. №3. 17-22 с.
9. Вайзман Н. П. Реабилитационная педагогика. - М.: Аграф, 1996. 160с.
10. Вахнянская И. Л. Учебная деятельности сквози зеркало двух парадигм. Мир психологии. 1996, №1.
11. Вострокнутов Н. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации. Школьная дезадаптация. Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков.М. 1995, 8-11 с.
12. Вроно М.Ш. Сущность и проявления школьной дезадаптации при психических заболеваниях у детей. В кн.: "Актуальные вопросы неврологии и психиатрии детского возраста (тезисы докладов) 5-8 июня 1984". - Ташкент, 1984. 159-160 с.
13. Выготский Л. С. Психология подростка. /Собрание сочинений: в 6 т. Т4. 14. Гиппенрейтер Ю. Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так? - М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008. 251с.
15. Гозлозман Ж. М., Потанина А. Ю. Нарушения общения и школьная. М.: Московский психолого-социальный институт; Флинта, 2002. - 336 с.
16. Данилова Л.Ю. Клиническая типология школьной дезадаптации. В кн.: "Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 25-27 октября 1995 г". - Москва, 1995. 40-41 с.
17. Диагностика школьной дезадаптации. Научно-методическое пособие для учителя начальных классов и школьных психологов. Под ред. С. А. Беличевой, И. А. Коробейникова, Г. Ф. Кумариной - М.: Редакционно-издательский центр Консорциума "Социальное здоровье России", 1993. 127 с.
18. Драгунова Т.В. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков М.: Просвещение, 1967. 360 с.
19. Додонов Б.И. О системе личность. 1985, №5 36-45 с.
20. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка: СПб. - 1997. 287 с.
21. Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей. - М.: Педагогика, 1986. - 112 с.
22. Изард К. Эмоции человека. - М., изд-во МГУ, 1980. 464 с.
23. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2000. 512 с.
24. Иовчук Н. М. Психопатологические механизмы школьной дезадаптации. В кн.: "Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 25-27 октября 1995 г". - М.:, 1995. 23-25 с.
25. Казанская В. Подросток: социальная адаптация: Книга для психологов, педагогов и родителей. СПб.: Питер, 2011. 288 с.
26. Ковалев В.В. Социально-психиатрический аспект проблемы школьной дезадаптации и некоторые пути профилактики. В кн.: "Актуальные вопросы неврологии и психиатрии детского возраста (тезисы докладов) 5-8 июня 1984". - Ташкент, 1984. 172-176 с.
27. Корнев А.А. Школьная дезадаптация и дислексия В кн.: "Школьная дезадаптация: Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 25-27 октября 1995 г". - Москва, 1995. 46-47 с.
28. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. 992 с. (Серия "Мастера психологии").
29. Кумарина Г.Ф. Состояния риска в развитии ребенка: актуальные проблемы педагогической диагностики, профилактики и коррекции. - Томск, 2003. 41с.
30. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст (+ СD) 2 - е изд. - СПб.: Питер, 2007. 192 с.
Читать дальше