Подводя итог данной роботы, можно сделать следующее выводы, хронологически подростковый возраст определяется от 10-11 до 14-15 лет.
Основной особенностью этого возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Психологический кризис протекает на фоне анатомо-физиологических изменений организма. Повышенное выделения гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивные физическое развитие организма и физиологические изменения. Физическое развитие у мальчиков и девочек протекает со значительными изменениями. Если у мальчиков пик «скачка роста» приходится на 13 лет и продолжается до 17, то у девочек «скачок роста» начинается и заканчивается на два года раньше. В период интенсивного роста дети часто ощущают себя неуклюжими и неловкими. Быстрое развитие вызывает сложности в функционировании сердца, легких и кровоснабжении головного мозга. Следовательно, изменение артериального давления влечет за собой повышенную утомляемость, перепады настроения; гормональная буря - неуравновешенность.
В социальном плане начинается перестройка с зависимого детства в самостоятельную и ответственную взрослость. Ведущей деятельностью в подростковый период является общение со сверстниками. Главная тенденция - переориентация общения с родителей и учителей на сверстников.
Общение - специфический вид межличностных отношений, он формирует у подростка навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права.
Общение - специфический вид эмоционального контакта. Дает чувство солидарности, эмоционального благополучия, самоуважения.
Психологи считают, что общение включает две противоречивые потребности. Потребность в принадлежности к группе и в обособленности (появляется свой внутренний мир, подросток испытывает потребность остаться наедине с собой). Подросток, считает себя уникальной личностью, но при этом старается ничем не отличаться от сверстников. Типичной чертой подростковых групп является конформность - склонность человека к усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей, подражательность. Психологи называют это социальной мимикрией, когда есть желание слиться с группой и ничем не выделяться, удовлетворяя потребность в безопасности. Так же в этот период начиет формироваться мужской и женский склад ума. Активно развиваются творческие способности. Изменения в интеллектуальной сфере приводят к расширению способности самостоятельно справляться со школьной программой. В тоже время многие подростки испытывают трудности в учебе. Для многих учеба отходит на второй план.
Основное новообразование - «чувство взрослости» - отношение подростка к себе как к взрослому. Это выражается в желании, чтобы все - и взрослые, и сверстники - относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, а порой учебы. Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются детьми в это время. Появляется моральный «кодекс», предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками: развитие самосознания (формирование «Я-концепции») система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я»; критичность мышления; склонность к рефлексии; формирование самоанализа; трудности роста, половое созревание, сексуальные переживания, интерес к противоположному полу; повышенная возбудимость; частая смена настроений, неуравновешенность; развитие волевых качеств; потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющий личностный смысл.
Таким образом, о подростковом возрасте говорят как о периоде повышенной эмоциональности. Это проявляется в возбудимости, частой смене настроения, неуравновешенности. Характер многих подростков становится акцентуированный - крайний вариант нормы. У подростков от типа акцентуации характера зависит многое - особенности транзиторных нарушений поведения («пубертатных кризов»), острых аффективных реакций и неврозов (как в их к картине, так и в отношении вызывающих их причин).
В данном возрасте склонность к рискованному поведению определяется взаимосвязанными личностными и семейными факторами, которые, помимо этого, также могут способствовать нарушениям переработки связанной с риском информации (недооценке риска и его последствий, игнорированию информации о здоровье). Стили семейного воспитания и характер отношений подростка с родителями определяются не только предпочтениями последних, но и тем, каковы личностные особенности подростка. Подростки с сильно выраженной тенденцией к сепарации от взрослых могут игнорировать их рекомендации и исходящую от них информацию о здоровье. В зависимости от личностных характеристик, подростки могут по-разному понимать смысл воспитательных воздействий и требования родителей [1; 2; 3; 6; 8; 12].
Наибольшая склонность к рискованному поведению отмечается у подростков, чьи личностные характеристики включают в себя высокий уровень экстраверсии в сочетании с низким уровнем добросовестности и доброжелательности. Эти подростки отличаются от своих сверстников импульсивностью, потребностью в поиске новых впечатлений, склонностью пренебрегать социальными нормами и мнением окружающих людей, беспечностью, неумением планировать свое поведение [3; 5; 9; 10; 14; 19].
Воспринимаемая враждебность и низкий позитивный интерес родителей связаны с большей склонностью подростков к рискованному поведению (частотой драк, интенсивностью употребления алкоголя и курения, рискованным сексуальным поведением). Чрезмерная строгость по отношению к подростку, игнорирование его мнения, невнимание к его проблемам, постоянное недовольство его поступками, отсутствие психологической поддержки, доверительности и эмоциональной теплоты в отношениях способствуют нарушению трансляции поведенческих норм внутри семьи, препятствуют развитию у подростка навыков контроля своего поведения. Такие личностные особенности подростка, как низкий уровень добросовестности и доброжелательности, вызывают затруднения в общении с членами семьи и в результате способствуют восприятию родителей как враждебных и отстраненных. Стремление склонных к рискованному поведению подростков проводить свободное время и праздники вне семьи, с одной стороны, свидетельствует о нарушениях внутрисемейной коммуникации, а с другой - способствует такому поведению в результате отсутствия должного родительского контроля и усиления негативного влияния сверстников. В семьях, где для родителей характерны употребление алкоголя и нарушение правил дорожного движения, аналогичное поведение наблюдается и у подростков [4; 5; 9; 11; 13; 15; 16; 18].