Введение……………………………………………………………………... 3 Глава I. Теоретические аспекты формирования рискового поведения у подростков…………………………………………………………………… 5 1.1. Сущность рискового поведения в психологии……………………...... 5 1.2. Риск, типы рискового поведения……………………………………… 11 1.3. Психологические особенности детей подросткового возраста……… 15 Глава II. Особенности рискового поведения у подростков………………. 21 2.1. Причины формирования рискового поведения у подростков……….. 21 2.2. Особенности диагностики и профилактики рискового поведения у подростков………………………………………………………………….... 24 2.3. Профилактика рискового поведения у подростков………………....... 25 Заключение…………………………………………………………………... 31 Список использованной литературы……………………………………..... 35 Приложение …………………………………………………………………. 38

Рискованное поведение подростков: причины и профилактика

курсовая работа
Психология
35 страниц
82% уникальность
2022 год
18 просмотров
Ковалева Е.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение……………………………………………………………………... 3 Глава I. Теоретические аспекты формирования рискового поведения у подростков…………………………………………………………………… 5 1.1. Сущность рискового поведения в психологии……………………...... 5 1.2. Риск, типы рискового поведения……………………………………… 11 1.3. Психологические особенности детей подросткового возраста……… 15 Глава II. Особенности рискового поведения у подростков………………. 21 2.1. Причины формирования рискового поведения у подростков……….. 21 2.2. Особенности диагностики и профилактики рискового поведения у подростков………………………………………………………………….... 24 2.3. Профилактика рискового поведения у подростков………………....... 25 Заключение…………………………………………………………………... 31 Список использованной литературы……………………………………..... 35 Приложение …………………………………………………………………. 38
Читать дальше
Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что в жизни каждого человека случаются опасные и рисковые моменты, которые желательно предотвратить, или хотя бы минимизировать риски получения травм. Подростковый возраст является самым сложным и многогранным в формировании личности и особенностей поведения в будущем. Поэтому очень важно уделить особое внимание на данном этапе взросления. Своевременно проводить профилактические меры для предотвращения развития форм девиантного поведения у подростков. При формировании отклонений в поведении подростков значимую роль играет семья. Первые предпосылки развития отклонений и формирования рискового поведения зарождается именно в этой среде. Изучением этой проблемы занимались как отечественные исследователи (А.Е. Личко, П.


Контрольная работа по обществу на заказ поможет вам не тратить свое время. Контрольные на заказ - это недорогая услуга, с которой мы справляемся на ура.


.И. Сидоров, Б.С. Братусь, И.О. Кон, А.А. Реан и др.), так и зарубежные (Э.А. Ханциан, М.Т.Эриксон и др.). Психологической основой рискового поведения, одной из форм девиантного, является скрытая аутоагрессия, деструктивного характера которой проявляется в нанесении вреда собственному соматическому и психическому здоровью. Постоянство перечисленных явлений и их нежелательная динамика среди современных подростков представляет серьезную проблему для современного общества. Объектом данной исследовательской работы является риск и рисковое поведение. Предмет данного исследования - рисковое поведение подростков. Цель данной исследовательской работы: провести анализ особенностей возникновения рискового поведения у подростков и составить перечень профилактических мер по предотвращению развития рискового поведения. Задачи исследования:  изучить сущность понятия рисковое поведение в психологии;  изучить типы рискового поведения;  изучить психологические особенности детей подросткового возраста;  проанализировать причины возникновения рискового поведения у подростков;  проанализировать особенности диагностики и профилактики рискового поведения подростков. Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, обобщение и систематизация научных данных.  

Читать дальше
Подводя итог данной роботы, можно сделать следующее выводы, хронологически подростковый возраст определяется от 10-11 до 14-15 лет. Основной особенностью этого возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Психологический кризис протекает на фоне анатомо-физиологических изменений организма. Повышенное выделения гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивные физическое развитие организма и физиологические изменения. Физическое развитие у мальчиков и девочек протекает со значительными изменениями. Если у мальчиков пик «скачка роста» приходится на 13 лет и продолжается до 17, то у девочек «скачок роста» начинается и заканчивается на два года раньше. В период интенсивного роста дети часто ощущают себя неуклюжими и неловкими. Быстрое развитие вызывает сложности в функционировании сердца, легких и кровоснабжении головного мозга. Следовательно, изменение артериального давления влечет за собой повышенную утомляемость, перепады настроения; гормональная буря - неуравновешенность. В социальном плане начинается перестройка с зависимого детства в самостоятельную и ответственную взрослость. Ведущей деятельностью в подростковый период является общение со сверстниками. Главная тенденция - переориентация общения с родителей и учителей на сверстников. Общение - специфический вид межличностных отношений, он формирует у подростка навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права. Общение - специфический вид эмоционального контакта. Дает чувство солидарности, эмоционального благополучия, самоуважения. Психологи считают, что общение включает две противоречивые потребности. Потребность в принадлежности к группе и в обособленности (появляется свой внутренний мир, подросток испытывает потребность остаться наедине с собой). Подросток, считает себя уникальной личностью, но при этом старается ничем не отличаться от сверстников. Типичной чертой подростковых групп является конформность - склонность человека к усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей, подражательность. Психологи называют это социальной мимикрией, когда есть желание слиться с группой и ничем не выделяться, удовлетворяя потребность в безопасности. Так же в этот период начиет формироваться мужской и женский склад ума. Активно развиваются творческие способности. Изменения в интеллектуальной сфере приводят к расширению способности самостоятельно справляться со школьной программой. В тоже время многие подростки испытывают трудности в учебе. Для многих учеба отходит на второй план. Основное новообразование - «чувство взрослости» - отношение подростка к себе как к взрослому. Это выражается в желании, чтобы все - и взрослые, и сверстники - относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, а порой учебы. Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются детьми в это время. Появляется моральный «кодекс», предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками: развитие самосознания (формирование «Я-концепции») система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я»; критичность мышления; склонность к рефлексии; формирование самоанализа; трудности роста, половое созревание, сексуальные переживания, интерес к противоположному полу; повышенная возбудимость; частая смена настроений, неуравновешенность; развитие волевых качеств; потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющий личностный смысл. Таким образом, о подростковом возрасте говорят как о периоде повышенной эмоциональности. Это проявляется в возбудимости, частой смене настроения, неуравновешенности. Характер многих подростков становится акцентуированный - крайний вариант нормы. У подростков от типа акцентуации характера зависит многое - особенности транзиторных нарушений поведения («пубертатных кризов»), острых аффективных реакций и неврозов (как в их к картине, так и в отношении вызывающих их причин). В данном возрасте склонность к рискованному поведению определяется взаимосвязанными личностными и семейными факторами, которые, помимо этого, также могут способствовать нарушениям переработки связанной с риском информации (недооценке риска и его последствий, игнорированию информации о здоровье). Стили семейного воспитания и характер отношений подростка с родителями определяются не только предпочтениями последних, но и тем, каковы личностные особенности подростка. Подростки с сильно выраженной тенденцией к сепарации от взрослых могут игнорировать их рекомендации и исходящую от них информацию о здоровье. В зависимости от личностных характеристик, подростки могут по-разному понимать смысл воспитательных воздействий и требования родителей [1; 2; 3; 6; 8; 12]. Наибольшая склонность к рискованному поведению отмечается у подростков, чьи личностные характеристики включают в себя высокий уровень экстраверсии в сочетании с низким уровнем добросовестности и доброжелательности. Эти подростки отличаются от своих сверстников импульсивностью, потребностью в поиске новых впечатлений, склонностью пренебрегать социальными нормами и мнением окружающих людей, беспечностью, неумением планировать свое поведение [3; 5; 9; 10; 14; 19]. Воспринимаемая враждебность и низкий позитивный интерес родителей связаны с большей склонностью подростков к рискованному поведению (частотой драк, интенсивностью употребления алкоголя и курения, рискованным сексуальным поведением). Чрезмерная строгость по отношению к подростку, игнорирование его мнения, невнимание к его проблемам, постоянное недовольство его поступками, отсутствие психологической поддержки, доверительности и эмоциональной теплоты в отношениях способствуют нарушению трансляции поведенческих норм внутри семьи, препятствуют развитию у подростка навыков контроля своего поведения. Такие личностные особенности подростка, как низкий уровень добросовестности и доброжелательности, вызывают затруднения в общении с членами семьи и в результате способствуют восприятию родителей как враждебных и отстраненных. Стремление склонных к рискованному поведению подростков проводить свободное время и праздники вне семьи, с одной стороны, свидетельствует о нарушениях внутрисемейной коммуникации, а с другой - способствует такому поведению в результате отсутствия должного родительского контроля и усиления негативного влияния сверстников. В семьях, где для родителей характерны употребление алкоголя и нарушение правил дорожного движения, аналогичное поведение наблюдается и у подростков [4; 5; 9; 11; 13; 15; 16; 18].
Читать дальше
1. Авдулова Т.П. Агрессивный подросток: [книга для родителей] / Т.П. Авдулова; [ред С.А. Шаренкова]. – Москва: Академия, 2008. – 127 с. - (Психолог родителям). 2. Аддиктивное поведение подростков. – Москва: КрасикоПринт, 2008. – 128 c. 3. Ахметшина И.А. Педагогика и психология девиантного поведения: учебное пособие. Москва: Экон-Информ, (2018) 4. Баженов В.П. Психологические механизмы коррекции девиантного поведения школьников: учебное пособие /В.П. Баженов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 320 с. 5. Баранова С.В. Вредные привычки: избавление от зависимостей: [практическое пособие] / С.В. Баранова. – Ростовна-Дону: Феникс, 2007. – 187 с. 6. Башкатов И.П. Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодежи: учебно-методическое пособие / И.П. Башкатов; Рос. акад. образования, Московский психологосоциальный ин-т. – Москва, Воронеж: МПСИ: МОДЭК, 2002. – 416 с. - (Библиотека психолога). 7. Вахромов Е.Е. Побег подростков из дома: психологическая коррекция аномального поведения / Е. Вахромов. – Москва: Чистые пруды, 2006. – 30 с. 8. Гриценко А.В. Психологические особенности агрессивного поведения подростков. Сборник научных трудов // Гуманитарные науки, 27 - 41, (2003) 9. Девиация как социально-педагогическая проблема. Причины, проблемы и предупреждение отклоняющегося поведения: учебное пособие / М-во образования и науки Рос. Федерации, ГОУ ВПО ЯГПУ; [сост.: Л.Ф. Тихомирова, Н.М. Бурыкина]. – Ярославль: ЯГПУ, 2010. – 99 с. 10. Егоров А.Ю. Клиника и психология девиантного поведения: [расстройства поведения, аддиктивное поведение, агрессия, суицид, отклонения в сексуальном поведении] / А.Ю. Егоров, С.А. Игумнов. – Санкт-Петербург: Речь, 2010. – 396 с. 11. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения). Учебное пособие для студентов высш.учеб.заведений. Москва: Издательский центр "Академия", (2003) 12. Лажинцева Е.М. Интернет как новая среда для проявления девиантного поведения подростка / Е.М. Лажинцева, А.А. Бочавер // Вопросы психологии. – 2015. – № 4. – С. 49 –58. 13. Ковальчук М.А. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация / М.А. Ковальчук, И.Ю. Тарханова. – Москва: Владос-Пресс, КДУ, 2013. – 286 c. 14. Корнилова Т.В. Подростки групп риска: [практическое пособие] / Т.В. Корнилова, Е.Л. Григоренко, С.Д. Смирнов. – Санкт-Петербург: Питер, 2005. – 336 с. 15. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Москва : Российское педагогическое общество, (1996) 16. Петрова А.Б. Психологическая коррекция и профилактика агрессивных форм поведения несовершеннолетних с девиантным поведением. Практическое руководство: учебное пособие / А.Б. Петрова. – 2-е изд. – Москва: Флинта, 2011. – 152 с. 17. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Словарь. 2-е издание исправ. и доп., Москва: Издательство политической литературы, (1990) 18. Рудакова И.А. Девиантное поведение / И.А. Рудакова, О.С. Ситникова, Н.Ю. Фальчевкая. – Москва: Феникс, 2016. – 160 c. 19. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк – Москва: МПСИ: Флинта, 2003. – 93 с. 20. Титова Н.С.. Девиантное поведение молодежи. Учебный курс. Москва, Россия, (1 октября 2014 г.) 21. Титова Н.С. Социально-педагогическая диагностика семей и детей группы риска. Учебный курс. Москва, Россия (2 октябрь 2014 г.) 22. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков /Л.Б. Шнейдер. – Москва: Академический Проект: Трикста, 2005. – 334 с. – (Психологические технологии). 23. Эриксон Э. Г. Детство и общество [Текст]: пер. с англ. - СПб.: Ленато, АСТ, Фонд «Университетская книга», 1996. - 592 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Особенности обязательств из договора строительного подряда
Количество страниц:
30
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Гражданское право
курсовая работа
Исследование роли стратегии бережливого производства в повышении эффективности деятельности современных организаций
Количество страниц:
25
Оригинальность:
74%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Стратегический менеджмент
курсовая работа
Процессуальный порядок прекращения производства по уголовному делу с назначением судебного штрафа в суде  
Количество страниц:
27
Оригинальность:
52%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Уголовный процесс
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image