Введение 3 1. Субъекты РФ и закрепление их правового статуса в федеративном Российском государстве 6 1.1 Основные характеристики РФ, как федеративного государства 6 1.2 Понятие конституционного правового статуса субъектов РФ и факторы, оказывающие влияние на его закрепление 10 2. Современные проблемы конституционно-правового статуса субъектов РФ 15 2.1 Анализ основ конституционно-правового статуса субъектов РФ 15 2.2 Проблема разграничения полномочий и предметов ведения между РФ и ее субъектами 20 Заключение 26 Библиографический список 28

Конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации

курсовая работа
Право
27 страниц
79% уникальность
2022 год
16 просмотров
анна к.
Эксперт по предмету «Конституционное право»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 1. Субъекты РФ и закрепление их правового статуса в федеративном Российском государстве 6 1.1 Основные характеристики РФ, как федеративного государства 6 1.2 Понятие конституционного правового статуса субъектов РФ и факторы, оказывающие влияние на его закрепление 10 2. Современные проблемы конституционно-правового статуса субъектов РФ 15 2.1 Анализ основ конституционно-правового статуса субъектов РФ 15 2.2 Проблема разграничения полномочий и предметов ведения между РФ и ее субъектами 20 Заключение 26 Библиографический список 28
Читать дальше
Актуальность данной темы объясняется ее значимостью, поскольку особое внимание в конституционном праве, юристы и ученые всегда уделяют государственному устройству – национально-территориальное организация государства, отражающая взаимоотношения центральных и территориальных органов. Форма государственного устройства в определенной стране зависит от целого ряда социальных, исторических, национальных, географических и иных условий. Именно эти условия определяют специфику конкретной формы государственного устройства, которая никогда не может быть результатом случайного стечения обстоятельств, но всегда детерминирована. Государственное устройство является фактором, определяющим меру централизации и децентрализации власти в государстве.


Найти вкр на заказ просто с Work5.


В территориально небольших государствах этот вопрос решается сравнительно легко, но в крупных государствах он становится достаточно серьезной проблемой и приобретает политическую окраску. Сегодня в РФ внутренняя политика реализуется на двух основных уровнях. Ее осуществляют органы государственной власти и местного самоуправления, действующего на территории субъектов РФ. При этом, одной из отличительных характеристик российского государства, являющегося федеративным, стала ассиметрия ее субъектов. Под асимметрией конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства следует понимать наличие в составе федерации субъектов, имеющих различный конституционно-правовой статус. На сегодняшний день, несмотря на то, что статус субъекта закреплен в главах 3–8 Конституции РФ, изменения возможны только с одобрения органов законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов Федерации. Субъекты Федерации сами принимают конституции и уставы, законы, устанавливают свое наименование. Необходимо подчеркнуть, что, несмотря на закрепленный в Конституции принцип равноправия всех субъектов, их правовой статус не во всем одинаков, существуют различия, в частности, между республиками и другими субъектами. Основной же задачей договоров о разграничении предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации заключается в обеспечении соблюдения в условиях реально сложившегося в Российской Федерации территориального устройства, размещения населения, дифференциации экономического развития и географических различий субъектов Российской Федерации принципов федерализма, равенства прав граждан, сохранения государственного единства. Эти аспекты объясняют теоретическое значение данной темы. Практическое значение темы объясняется тем, что основные положения, которые были выявлены при ее рассмотрении, могут быть использованы при дальнейшем изучении всего курса конституционного права. Целью данной работы является анализ конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации. Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько основных задач: 1) рассмотреть субъекты РФ и закрепление их правового статуса в федеративном Российском государстве; 2) изучить основные характеристики РФ, как федеративного государства; 3) проанализировать понятие конституционного правового статуса субъектов РФ и факторы, оказывающие влияние на его закрепление; 4) выявить современные проблемы конституционно-правового статуса субъектов РФ; 5) провести анализ основ конституционно-правового статуса субъектов РФ; 6) охарактеризовать проблему разграничения полномочий и предметов ведения между РФ и ее субъектами. Методологическую основу исследования составили: 1) логические приемы и операции (анализ, синтез, дедукция, индукция); 2) различные (общие, частные и специальные) методы познания, в частности: - диалектический; - системно-структурный; - метод правового регулирования; - сравнительно-правовой; - функциональный; - формально-юридический. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в следствии реализации конституционного статуса субъектов РФ. Предметом работы выступают проблемы конституционного статуса субъектов РФ. Теоретическую основу данной работы составили труды таких ученых, как В.Г. Стрекозов, Е.В. Тетера, М.С. Трушкин, М.Б. Смоленский, А.А. Югов и др. Нормативную основу исследования составили Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 № 6-ФКЗ, Федеральный закон от 04.01.1999 № 4-ФЗ, а также материалы судебной практики. Настоящая курсовая работа имеет традиционную структуру и состоит из введения, двух основных глав, включающих в себя четыре параграфа, заключения и библиографического списка.

Читать дальше
Таким образом, подводя итог данной работы, стоит сделать несколько основных выводов. Принцип государственной целостности - это один из основных принципов федеративного устройства России. Россия является не просто суммой составных частей, а единым, целым государством, которое сложилось в результате длительного исторического развития. Субъекты Федерации выступают в качестве его частей, которые стремятся к единству в государственной, политической, социально-экономической и иных областях. Государственная целостность обеспечивается деятельностью всего государственного механизма, а также отсутствием у субъектов одностороннего права выхода (сецессии) из состава Федерации. Единство системы государственной власти определяет характер осуществления власти в федеративном государстве. Наряду с распространением власти Российской Федерации на всей ее территории, на территорию каждого из субъектов Федерации распространяется власть этого субъекта. Основными факторами, которые влияют на определение конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации, являются принципы российского федерализма и правовые нормы, касающиеся российского федерализма, закрепленные в Конституции РФ, отнесение Российской Федерации к конституционным многонациональным федерациям централизованного типа, асимметричной моделью российского федерализма с ее корректировкой текущим законодательством в сторону симметричности. Разграничение предметов ведения по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов работа осуществляется совместно, причем приоритет в случае возникновения разногласий принадлежит Российской Федерации. На данный момент в отечественном законодательстве отсутствует четкое определение разграничения полномочий федерации и ее субъектов, что является пробелом в законодательстве, требующее решения. Абстрактное формулирование статей Конституции Российской Федерации дает возможность толкования в свою пользу, что является существенной проблемой в вопросе применения норм Конституции. В настоящее время правовое регулирование полномочий органов государственной власти субъектов РФ различается, то есть возникает разные возможности у граждан, у органов государственной власти субъектов Российской Федерации, что негативно влияет на равноправие субъектов. Поэтому нужно стремиться к максимально идентичной правовой системы, чтобы субъекты Российской Федерации не сталкивались с пробелом в регулировании определенных сфер общественной жизни. Для разрешения данной проблемы требуется разработка законодательных норм, которые бы позволили более четко разграничить вопросы совместного ведения федерации и ее субъектов, чтобы избежать противоречий. Необходимо четко зафиксировать перечень полномочий, который будет находиться исключительно в ведении субъектов Российской Федерации. Также было бы целесообразным отказаться от так называемого «остаточного» принципа распределения полномочий, относящихся исключительно к ведению субъектов Российской Федерации.
Читать дальше
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года) (ред. от 01.07.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - № 4. - Ст. 445. 2. Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» (ред. от 31.10.2005) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 52 (часть I). - Ст. 4916. 3. Федеральный закон от 04.01.1999 № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 2. - Ст. 231. 4. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ред. от 21.12.2021) // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 42. - Ст. 5005. 5. Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. - 2000. - № 5. 6. Определение Конституционного Суда РФ от 27.06.2000 N 92-О. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc (дата обращения: 20.04.2022). 7. Василенко И. А. Политология: учебник / И.А. Василенко. – М., 2018. – 446 с. 8. Иванова М.И. Формы государства / М.И. Иванова. - М., 2017. – 223 с. 9. Карапетян Л.Н. Государство и местное самоуправление // Вестник права. – 2019. - №47. – С. 58. 10. Карпов А.В. Конституционное право России / А.В. Карпов. - М., 2019. – 522 с. 11. Кокотов А.Н. Конституционное право России. Курс лекции / А.Н. Кокотов. – М., 2018. – 612 с. 12. Комарова В.В. Конституционное право России: учебник / В.В. Комарова. – М., 2019. – 496 с. 13. Кононенко Д.В. Конституционное (уставное) право субъектов Российской Федерации: учебник / Д.В. Кононенко. – М., 2018. – 417 с. 14. Ланцова Д.С. Особенности федерации // Право. – 2019. - №32. – С. 32. 15. Литвинов В.А. К вопросу о симметрии и ассиметрии в федеративном государстве // Вестник Омского Университета. – 2019. - №47. – С. 69. 16. Паламарчук А.В Исторический аспект российского федерализма // Государство и право. – 2020. - №11. – С. 24. 17. Смоленский М.Б. Конституционное право России в схемах и таблицах / М.Б. Смоленский. – М., 2018. – 489 с. 18. Стрекозов В.Г. Конституционное право РФ: учебник / В.Г. Стрекозов. - М., 2019. – 627 с. 19. Тетера Е.В. Россия - правовое государство / Е.В. Тетера. - М., 2018. – 310 с. 20. Трушкин М.С. Государственная власть и ее легитимность в условиях глобализации современного общества / М.С. Трушкин. - М., 2018. – 116 с. 21. Тухватуллина Т.А. Разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в современных условиях: конституционно-правовое исследование // Вестник права. – 2020. - №17. – С. 74. 22. Филатов И.В. Федеративное устройство России // Вестник Московского государственного университета. - 2020. - №61. - С. 33. 23. Югов А.А. Система государственного устройства России // Молодой ученый. - 2018. - № 8. - С. 720.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Виды, причины, последствия инфляции. Особенности проявления инфляции в современной российской экономике
Количество страниц:
30
Оригинальность:
89%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Макроэкономика
курсовая работа
Партийная система современной Российской Федерации
Количество страниц:
30
Оригинальность:
88%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Политология
курсовая работа
Формирование прибыли и ее использование в организации
Количество страниц:
30
Оригинальность:
60%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Финансы
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image