С позиции экономической теории финансовые результаты представляют собой результат использования всего авансированного капитала за определенный период времени. При этом прибыль выступает как прибавочный продукт от такого использования капитала, а убыток – это стоимостная оценка материализованных рисков, связанных с предпринимательской деятельностью.
Прибыль, представляет собой чистый доход, который был создан в сфере материального производства. Рентабельность представляет собой относительный показатель доходности, который отражает величину прибыли, приходящейся на рубль затрат, ресурсов, выручки и т.д.
Анализ финансовых результатов организации – это исследование полученной ей прибыли или убытка как в абсолютной величине, таки и коэффициентов относительно других финансовых показателей организации.
Методология анализа финансовых результатов организации, не вызывает существенных трудностей, но, стоит отметить, что чем глубже осуществляется анализ, чем больше используется данных и факторов, тем этот анализ будет качественнее и эффективнее, а как следствие, позволит в дальнейшем принять более верные управленческие решения. Поэтому при исследовании особенностей формирования и оценке финансовых результатов предприятий, необходимо анализировать и показатели рентабельности за ряд предшествующих лет.
Для проведения анализа финансовых результатов проводят:
оценку динамики и структуры финансовых результатов;
выявление факторов, оказавших влияние на прибыль предприятия;
расчёт показателей рентабельности, которые отражают эффективность деятельности предприятия.
Показатели рентабельности разнообразны: рентабельность активов, рентабельность собственного капитала, общая рентабельность, основной деятельности, продаж и т.д. Отчет о финансовых результатах выступает одним из документов, на основании которого можно проанализировать деятельность предприятия. Отчет о финансовых результатах – это форма отчета, в которой приведены сведения о величине балансовой прибыли или понесенного убытка.
Компания ООО «Спортмастер» на сегодняшний день является одной их ведущих компаний мировых спортивных магазинов. Рассматриваемая торговая сеть реализует около двухсот видов различных брендов продукции и даже разработала линейку спортивных товаров. Охваты реализуемой деятельности компании ушли далеко за пределы России. К странам партнерам относится Китай, Украина, Казахстан и многие другие.
В компании реализуется линейно-функциональная структура управления, которая на сегодняшний день отвечает масштабам и специфике деятельности торгового предприятия.
За 2019-2021 гг. отмечается повышение эффективности деятельности предприятия, что отражается в росте прибыли, выручки, общей рентабельности. В частности общая рентабельность ООО «Спортмастер» за три года поднялась с 7,52 % до 10,60 %.
Управление деятельностью ООО «Спортмастер» включает проведение работы по следующим направлениям: работа с поставщиками, ценообразование, закупочная деятельность, сбытовая деятельность, стимулирование сбыта, работа с конкурентами.
Калькуляции цены на продукцию в торговой организации ООО «Спортмастер» происходит следующим образом:
затраты на приобретение продукции, лицензий, расходы на оплату труда и социальное страхование суммируются, а так же сюда прибавляются управленческие и общехозяйственные расходы;
затем прибавляется норма прибыли, которая установлена в ООО «Спортмастер», таким образом, получается розничная цена.
При проведении анализа структуры финансовых результатов ООО «Спортмастер» было выявлено, что расходы в структуре выручки растут. Это касается себестоимости, коммерческих расходов, процентов к уплате и прочих расходов.
Факторный анализ прибыли до налогообложения показал, что ключевым фактором, благоприятно влияющим на ее повышение, является увеличение прибыли от продаж и сокращение прочих расходов. Рост прибыли от продаж, в свою очередь, находится в прямой зависимости от себестоимости. В результате того, что в 2020 году себестоимость снижалась менее существенно, чем выручка, у компании прибыль от продаж сократилась почти на 20 %.
В ходе проведения расчета показателей рентабельности ООО «Спортмастер» было выявлено, что в результате повышения чистой прибыли рентабельность собственного капитала, активов и общая рентабельность растут. Однако в результате роста себестоимости рентабельность продаж и основной деятельности снижается.
Для проведения анализа финансовых результатов ООО «Спортмастер» применяются следующие методы факторного анализа: детерминированный и стохастический; статический и динамический; ретроспективный и перспективный.
Главным недостатком показателей, которые используются в практике управления ООО «Спортмастер», является их выражение в денежной форме, что не дает возможности раскрыть ряд важных аспектов работы компании. Создание на предприятии измерительной системы с возможностями вычисления и мониторинга показателей качественного характера позволило бы повысить качества принимаемых управленческих решений.
Поэтому было порекомендовано внедрение системы сбалансированных показателей. Система сбалансированных показателей – это управленческая и стратегически-измерительная система, которая переводит миссию и стратегию развития в сбалансированный комплекс интегрированных рабочих показателей эффективности.
Были определены стратегические цели развития ООО «Спортмастер», составлена стратегическая карта и сами показатели системы.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены.