ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Общая характеристика системы социального обеспечения, направленная на повышения уровня жизни 5
1.1. Понятие социального обеспечения и её принципов 5
1.2. Структура механизма принципов социального обеспечения 9
1.3. Пределы социального обеспечения и субъекты, имеющие право на него 20
Глава 2. Достойный уровень жизни как цель социального государства 44
2.1. Понятие достойного уровня жизни 44
2.2. Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина вследствие медицинской ошибки 46
2.3. Уровень жизни в России и зарубежных странах 49
Глава 3. Проблематика реализации социального обеспечения направленного на повышения качества жизни 51
3.1. Несоотвествие прожиточного минимума реальным потребностям населения 51
3.2. Индексация социальных выплат 54
3.3. Тенденции развития права на достойный уровень жизни в современной России 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
Список использованной литературы и источников 61
Читать дальше
Подведя итог курсовой работы необходимо сделать следующие выводы.
Во-первых, определив понятие права на достойный уровень жизни, мы доказали, что оно весьма востребовано в современном мире. Право на достойный уровень жизни выступает и как важнейшая конституционная цель развития государства и как один из основных признаков социального государства. Понятие «достойная жизнь» воспринимается зачастую больше как морально-нравственная категория, а не нормативно-правовая, и каждый при определении ее содержания вкладывает в него свое субъективное восприятие составляющих ее элементов, исходя из своего социального происхождения, социального положения, интеллектуального развития и жизненных установок.
Во-вторых, исследовав механизм реализации права на достойный уровень жизни, мы выяснили, что каждый имеет право на жизнь, достойную его как человека, как члена общества, как гражданина государства. Человеку свойственно стремление к справедливой и достойной жизни. Конкретное содержание жизни каждого человека зависит от различных факторов и обстоятельств, которые принято разделять на личные и публичные возможности, т.е. зависящие и не зависящие от воли человека. Если человек физически здоров и крепок, дееспособен в юридическом и фактическом смысле, то он самостоятельно наполняет свою жизнь соответствующим содержанием, отвечающим его представлениям о достойной жизни.
В-третьих, определив перспективы развития права на достойный уровень жизни, мы узнали, что право человека на достойную жизнь определяется как право личности на попечение государства о том, чтобы каждый человек имел такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья его самого и его семьи. Всеобщая декларация прав человека в ст. 25 закрепляет определенные параметры жизненного уровня, которые наполняются содержанием в различных декларациях и конвенциях. Из обязанности государства обеспечить достойный уровень жизни вытекают многие права, отдельно непредусмотренные российским законодательством, но признанные мировым сообществом. Это право на достаточное питание или свободу от голода; аренду жилища; право быть свободным от нищеты и социальной изоляции. В реальной жизни 40 % населения России находится за чертой бедности, а 10 % вообще в нищете. В Москве, например, разрыв между крайними децильными группами населения - 40 раз. Низкие доходы граждан привели к тому, что за последние 7 лет естественная убыль населения составила 7 млн. человек. По прогнозу до2025 года продолжится снижение численности населения страны, ухудшится его половозрастная структура. Снижаются качественные параметры физического и психического здоровья населения, интеллектуально-профессионального потенциала людей и даже морально-нравственных характеристик. Число беременных женщин, болеющих анемией, увеличилось в 3,2 раза. Больные матери рожают больных детей, бедные семьи воспроизводят бедных. Из смысла статей закона о прожиточном минимуме можно вывести право на минимум жизненных условий, который гарантирует государство. В соответствии с этим государство обязано обеспечить каждому гражданину минимальный стандарт достойной жизни. Минимальный размер оплаты труда, который гарантирует Российское государство, не позволяет быть свободным от нищеты. Установленный минимум заработной платы в 4330 рублей не способен выполнить роль социальной гарантии, поскольку размер прожиточного минимума трудоспособного населения РФ составляет 5024 рубля.
Специфика регулирования минимальной заработной платы в России определяется жесткой привязкой ее размера к прожиточному минимуму, который во всех регионах разный.
Было бы целесообразно создать специальные органы в региональных органах власти, занимающиеся вопросами заработной платы и уровня жизни, укомплектовав их специалистами соответствующего профиля и включив в их состав представителей профсоюзов и работодателей. За рубежом подобные органы (комитеты по заработной плате) функционируют очень эффективно.
Читать дальше
Нормативно - правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398.
2. Всеобщая декларация прав человека. Нью-Йорк, ООН, 1948г.
3. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950г.) (с изменениями от 21 сентября 1970г., 20 декабря 1 971г., 1 января 1990г., 6 ноября 1990г., 11 мая 1994 Г.//СЗ РФ. 2001. №2. Ст. 163.
4. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966г.// Ведомости ВС СССР. 1976. № 17(1831). Ст. 291.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 18.03.2019) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (в ред. от 29.07.2018) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
7. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 225-ФЗ (в ред. от 18.03.2019) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. Ст. 16.
8. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (с изменениями и дополнениями).
9. Об утверждении методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации : постанов. Правительства РФ [от 28 января 2013 № 54 (ред. 19.08.2014)] - [Электронный ресурс] - Доступ из справ.-правовой системы ГАРАНТ.
Учебная и справочная литература
1. Белов В.А. Гражданское право. М.: Издательство «ЮринфоР», 2013г.
2. Гришаев С.П. Гражданское право. М.: Издательство «Юрист», 2013г.
3. Гончаров А.А., Попов Ю.Г. Гражданское право. М.: Издательство «Кронус», 2015г.
4. Даньшина Ю.А. Обязательства вследствие причинения вреда жизни и здоровью работника. М.: Юрид. лит., 2013г.
5. Завидов Б.Д. Общие и частные положения о возмещении вреда в гражданском и уголовном праве. М.: Юрид. лит., 2014 г.
6. Калпин А.Г. Учебник гражданского права. Часть 2. М.: Издательство «Юрист», 2012г.
Статьи в научных журналах и сборниках
Ахантьева Наталья Владимировна, Леушкина Виктория Алексеевна Соотношение прожиточного минимума и потребительской корзины // E-Scio. 2019. №5 (32).
1. С. В. Старцева, М. С. Михайлова, М. П. Рязанцева Система и понятие социального обеспечения // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. №12-2.
2. Урусова А.Б. Основные принципы социальной защиты населения // Московский экономический журнал. 2020. №1.
Шаронина Людмила Валерьевна, Бондаренко Дарина Александровна Уровень жизни населения в России и за рубежом (сравнительная характеристика) // Вестник ТИУиЭ. 2018. №2 (28).
Яцученко Татьяна Владимировна Пределы правового регулирования отношений по социальной защите инвалидов нормами права социального обеспечения // Вестник НГУЭУ. 2009. №2. -otnosheniy-po-sotsialnoy-zaschite-invalidov-normami-prava-sotsialnogo-obespecheniya (дата обращения: 20.04.2022).
Читать дальше