Введение 3
1. Понятие и развитие идей о правовом государстве 5
2. Принципы правового государства 11
3. Соотношение гражданского общества и правового государства 18
Заключение 22
Список литературы 24
Читать дальше
Концепция правового государства (Rechtsstaat) впервые была сформулирована в Германии в XIX веке. Это понятие было введено в широкий научный оборот Робертом фон Молем.
Можно отметить два основополагающих подхода к определению правовое государство. В пределах рамок незначительно-показательного доступа с базой сопоставимыми критериями для признания государства правовым являются стабильная устойчивость, предсказуемость и другие качественные свойства законов, подчиненность деятельности государственных органов праву и т.д. В рамках материального подхода указывается на потребность использования не только лишь формальных, так и содержательных критериев. Подчеркивается важность механизмов, обеспечивающих справедливость функционирования системы, соответствие содержания правил, изложенных в правилах, содержанию, которое они получают в реальной правоохранительной практике.В этом аспекте важны не столько формальные свойства права, сколько соответствие права существующим социальной и политической структурам общества.
Основу правового государства в Российской Федерации формируют более десяти статей Конституции РФ. Непосредственно в ст. 1 одной из основных его целей заявлено установление правового государства. Однако сама по себе такая декларация является только первым шагом, следующим же должно стать реальное воплощение этого принципа в жизнь, а не простая его имитация.
Никак не может расцениваться как правовое государство, государство в коем жители никак не обладают одинаковыми способностями на удовлетворение собственных запросов, еду, одежду, передвижение, общественный и домашний сервис. По этой причине государство, в коем обозначилось безграничное несоответствие среди наиболее обеспеченным меньшинством и нищим множеством, никак не способно быть правовым, однако обязано ждать неизбежных общественных потрясений.
Российская федерация своим приоритетным направлением в организации правового государства и совершенствовании его политического аппарата делает упор на преодоление возникших конфликтов между группами и слоями в обществе, а также осуществляет общесоциальные функции, направленные на обеспечение свободы и самоопределения многонационального народа.
Российская Федерация закрепляет в себе все признаки правового государства, которые отражают суверенитет, верховенство законов, приоритет прав и свобод человека и гражданина, незыблемость конституционного строя, на основании главного закона страны – Конституции Российской Федерации. Однако если говорить о реальной ситуации, то «правовое государство» – это идеал, к которому стремится каждое государство, но сегодня, общественность не может до конца осознать всю необходимость и важность формирования правового государства. Бесспорно, во многом оказывает влияние такой фактор, как правосознание и правовое воспитание человека. Эти составляющие в целом показывают уровень правовой организованности и подготовленности нашей страны, которая стремится к построению демократического правового государства.
Таким образом, развитие в современной России правового государства находится на начальной стадии, которое требует решения глобальных проблем для перехода на новый уровень, таких как внесение поправок в законодательство РФ, усиление контроля за деятельностью СМИ, для того чтобы исключить попадания в общество недостоверных и ложных сведений, а также повышать у населения страны активную гражданскую позицию.
Читать дальше
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)) // Российская газета. – 4 июля 2020. – № 144.
Специальная литература
2. Айнутдинов Р.Ф. Проблемы и перспективы развития правового государства в России: политологический аспект // Вестн. Адыгейск. гос. ун-та. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. – 2015. – № 1. – С. 210-213.
3. Антонов М.В. Об основных элементах чистого учения Г. Кельзена о праве и государстве // Тр. ин-та государства и права РАН. – 2018. – № 4. – С. 171-174.
4. Базедов Ю. Европейское гражданское общество и его право: к вопросу определения частного права в сообществе // Вестник гражданского права. – 2015. – № 1. – С. 10-15.
5. Зорькин В.Д. Право в условиях глобальных перемен. – М.: Норма, 2016. – 483 с.
6. Зорькин В.Д. Цивилизация права и развитие России. – М.: Норма, 2015. – 218 с.
7. Иванский В.П. Происхождение государства и права в учении Т. Гоббса в русле постнеклассической науки // Науч. ведомости Белгород. гос. ун-та. Серия: Философия. Социология. Право. – 2017. – Т. 34. – № 20. – С. 78-83.
8. Малюшин А.А. Конституционно-судебное правотворчество в правовом государстве. – М.: Юрист, 2016. – 219 с.
9. Марченко М.Н. Правовое государство и гражданское общество (теоретико-правовое исследование). – М., 2015. – 782 с.
10. Орлова О.В. Гражданское общество и личность: политико-правовые аспекты. – М., 2015. – 221 с.
11. Переплеснина Е.М. Судебная власть и правосудие в конституционно-правовой системе современной России // Российская юстиция. – 2016. – № 5. – С. 40-45.
12. Раянов Ф.М. Теория правового государства. Проблемы модернизации. – Уфа: Гилем, 2019. – 562 с.
13. Теория государства и права / Под ред. А.И. Денисова. – М., 2018. – 493 с.
14. Теория государства и права. / Отв. ред. В.М. Корельский, В.Д. Перевалов. – М., 2021. – 562 с.
15. Хаконов А.А. Правовое государство и гражданское общество: некоторые аспекты взаимодействия // Вестник военного университета. – 2017. – № 3. – С. 80-93.
16. Хаконов А.А. Развитие гражданского общества в России (проблемы и противоречия) // Власть. – 2017. – № 10. – С. 2-10.
17. Четвернин В.А. Демократическое государство: введение в теорию. – М.: Юрист, 2017. – 339 с.
18. Шарифьянов И. Политико-правовые учения Аристотеля // Студенческая наука и XXI век. – 2018. – № 7. – С. 410-412.
Судебная практика
19. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13 декабря 2001 г. // Конституционный Суд Российской Федерации. Постановления. Определения. 2001. – М., 2002. – 360 с.
Читать дальше