?>
Введе-ние……………………………………………………………………………..4 I. Теоретические основы использования сюжетно – ролевой игры для развития диалогической ре-чи…………………………………………....7 1.1. Понятийный аппарат исследова-ния………………………………….7 1.2. Значение, виды сюжетно-ролевых игр в процессе развития диало-гической речи детей дошкольного возрас-та……………………........8 II. Организация сюжетно – ролевых игр в процессе развития диалоги-ческой ре-чи………………………………………………………………………....14 2.1. Приёмы проведения сюжетно-ролевых игр в процессе развития диалогической ре-чи……………………………………………….….14 2.2. Методическое руководство сюжетно-ролевыми играми в разных возрастных группах дошкольного учрежде-ния………………….…16 III. Проект деятельности педагога по развитию диалогической речи до-школьников посредством сюжетной иг-ры……………………….….…..23 Заключе-ние……………………………………………………………………….....28 Список используемой литературы и источни-ков…………………………….…..32 Приложение 1…………………………………………………………………….....36

Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие диалогической речи

курсовая работа
Педагогика
35 страниц
67% уникальность
2022 год
51 просмотров
Лемиш Е.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введе-ние……………………………………………………………………………..4 I. Теоретические основы использования сюжетно – ролевой игры для развития диалогической ре-чи…………………………………………....7 1.1. Понятийный аппарат исследова-ния………………………………….7 1.2. Значение, виды сюжетно-ролевых игр в процессе развития диало-гической речи детей дошкольного возрас-та……………………........8 II. Организация сюжетно – ролевых игр в процессе развития диалоги-ческой ре-чи………………………………………………………………………....14 2.1. Приёмы проведения сюжетно-ролевых игр в процессе развития диалогической ре-чи……………………………………………….….14 2.2. Методическое руководство сюжетно-ролевыми играми в разных возрастных группах дошкольного учрежде-ния………………….…16 III. Проект деятельности педагога по развитию диалогической речи до-школьников посредством сюжетной иг-ры……………………….….…..23 Заключе-ние……………………………………………………………………….....28 Список используемой литературы и источни-ков…………………………….…..32 Приложение 1…………………………………………………………………….....36
Читать дальше
Актуальность исследования, заключается в том, что формирование ре-чевой компетенции в разных видах деятельности детей дошкольного возрас-та обусловлено современными тенденциями в развитии системы дошкольно-го образования Российской Федерации, что отражено в основных норматив-ных документах: Федеральном законе «Об образовании в Российской Феде-рации» от 01 сентября 2013 г. № 273 - ФЗ, Типовом положении о дошколь-ном образовательном учреждении (утверждено Приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2011 года № 2562), Федеральном государственном образовательном стандарте дошколь-ного образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155).


Если нужны рефераты на заказ в Красноярске , заполняй форму на Work5.


. Речевое развитие дошкольников определяется как основная базисная характеристика личности ребенка. Процессу развития речи детей в дошколь-ном детстве уделяется огромное значение во всей образовательной работе дошкольного учреждения. Речевое развитие детей – одна из главных задач дошкольного образо-вания. Речь как важнейшее новообразование дошкольников открывает им доступ к культурно-историческому опыту народа. Благодаря речи происхо-дит развитие познавательной сферы ребенка и формируется его внутренний мир, с позиций которого он воспринимает все, что его окружает. Одним из ведущих средств развития речи у детей дошкольного возраста является иг-ра. Ее содержание и формы определяют содержание и уровень развития ре-чи детей. С помощью игры можно оказывать влияние на все стороны речи ребенка: исправлять ошибки, давать образец правильной речи, развивать навыки диалогической и монологической речи. В индивидуальном разговоре легче сосредоточить внимание ребенка на отдельных ошибках в его речи. Педагог может изучить все стороны детской речи, выявить ее недостатки, определить, в чем следует поупражнять ребенка, узнать его интересы, стрем-ления, намерения. Между речью и игрой существует двусторонняя связь: с одной сторо-ны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой стороны, сама игра развивается под влиянием развития речи. Только тогда игра оказывает развивающее влияние, когда господствует личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком. Главным в общении являются понимание, призна¬ние, принятие личности ре-бенка. Диалогические умения дошкольников - это умения детей взаимодей-ствовать между собой, вступать в разговор, поддерживать и завершать его в соответствии с правилами речевого этикета, уместно используя устоявшиеся языковые выражения; выражаться логично, связно; правильно структурно и интонационно оформлять речь. Важность задачи развития диалогической речи в речевом образовании дошкольников признается и ведущими отече-ственными и зарубежными специалистами в области методики обучения род-ному языку (Алексеева М.М., Богуш А.М., Бородич А.М, Ветлугина Н.А., Гавриш Н.В., Струнина Е.М., Тихеева Е.И., Ушакова О.С., Флёрина Е.А., Яшина В.И. и др.). Педагогические исследования в области содержания и ме-тодов речевой работы с дошкольниками уделяют внимание в основном изу-чению монологической формы речи. Развитию диалогической речи посвя-щались немногие работы методического характера: Арушановой А.Г., Бо-гуш А.М., Бородич А.М., Горбуновой Н.В., Зарубиной Н.Д., Любашиной В.В., Радиной Е.И., Соловьевой О.С., Сохина Ф.А., Тихеевой Е.И., Флери-ной Е.А., Яшиной В.И. Как показывают исследования психологов, педагогов и физиологов, биологическим, духовным и социальным потребностям разви-вающейся личности ребенка отвечают игры, поскольку они являются более естественной формой детской жизнедеятельности. Сюжетно-ролевая игра (ролевая, творческая) — согласно взглядам ве-дущих отечественных психологов (А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина и др.), ведущая деятельность дошкольного возраста. Она в развернутом виде пред-ставляет собой деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроиз-водят деятельность взрослых и отношения между ними. Особенно важными для развития диалогической речи имеет, прежде всего, творческая сюжетно-ролевая игра, в которой дети совместно созда¬ют предметно-игровую среду, приду¬мывают тему и развивают сюжет, разыгрывают ролевые диалоги и по ходу их вступают в разнообразные реальные взаимоотношения. Проблема развития диалогической речи дошкольников не может поте-рять своей актуальности на современном этапе развития дошкольного обра-зования. Данный аспект и определил тему курсовой работы: «Влияние сю-жетно-ролевой игры на развитие диалогической речи». Цель исследования – определить влияние сюжетно-ролевых игр на процесс развития диалогической речи. Объект исследования – процесс развития диалогической речи детей дошкольного возраста. Предмет исследования – особенности организации сюжетно-ролевых игр с детьми дошкольного возраста. В соответствии с целью были определены следующие задачи исследо-вания: 1. На основе изучения психолого-педагогической и методической ли-тературы уточнить понятия: «диалог», «диалогическая речь», «диалогиче-ские умения», определить задачи развития диалогической речи детей до-школьного возраста. 2. Охарактеризовать виды сюжетно-ролевых игр детей и определить их значение в развитии диалога. 3. Проанализировать сюжетно-ролевые игры детей дошкольного воз-раста, используемые в процессе решения воспитательных и образовательных задач в дошкольном учреждении. 4. Проанализировать нормативные документы по проблемам исследо-вания.

Читать дальше
Целью исследования данной работы стало определение влияния сю-жетно-ролевых игр на процесс развития диалогической речи и обучения родному языку детей дошкольного возраста. В результате мы уточнили следующие понятия: «диалог», «диалогиче-ская речь», «диалогические умения». Основными характеристиками понятия « диалог» является: 1. Диалог представляет собой форму существования языка, связан-ную с её социальной природой и коммуникативной функцией; беседу не-скольких людей с целью спросить о чём-то и побуждать к ответу, подтолк-нуть к каким-либо действиям. Диалог, как вид общения, предполагает знание языка, умение им пользоваться при построении связной речи, высказываться и налаживать речевое взаимодействие с партнером. Основными характеристиками понятия « диалогическая речь» является: Диалогическая речь определяется как форма речи, при которой проис-ходит непосредственный обмен высказываниями между двумя и несколькими людьми. Развитие диалогической речи направлено на формирование умений, необходимых для общения. Выделяются следующие группы диалогических умений детей дошколь-ного возраста: собственно речевое умение; навыки речевого этикета; умение общаться в паре, группе, коллективе; умение общаться для планирования общих действий, достижения результатов и их обсуждение; неречевые уме-ния. Задачи формирования умений в области разговорной речи широки и многосторонни. Они охватывают не только языковую сферу (форма ответа, вопроса), но и речевые качества личности (общительность, вежливость, так-тичность, выдержанность), а также ряд навыков поведения. Общими задача-ми развития диалогической речи являются следующие: - обучать детей формированию диалогической речи как средству ком-муникации используя схемы, модели, картинные планы; - учить задавать вопросы и отвечать на них в краткой и полной форме; - развивать фантазию, речевую активность, эмоциональное состояние детей; - обучать анализировать и оценивать поведение других детей; - удовлетворять потребность детей в общении; расширять общий кру-гозор детей. 2. В данной работе мы рассмотрели как игра, в частности сюжетно-ролевая, влияет на развитие диалогической речи детей дошкольного возрас-та. Сюжетно-ролевая игра – это образная игра по определенному замыслу детей, которая раскрывается через соответствующие события (сюжет) и разыгрывание ролей. Выделяют следующие виды игр направленных на обу-чение детей дошкольного возраста диалогу: сюжетно-ролевые (игры-драматизации), строительно-конструктивные, дидактические. Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, их называют творчески-ми или сюжетно-ролевыми. В творческой ролевой игре происходит диффе-ренциация функций и форм речи. В ней совершенствуется диалогическая речь детей дошкольного возраста. Ролевая игра способствует становлению и развитию регулирующей и планирующей функций речи. Дидактические иг-ры, или игры с правилами, оказывают большое положительное влияние на развитие диалогического общения детей. В этих играх познавательные зада-чи задаются на материале языка (многозначные слова, грамматические формы, диф¬ференцирование звуков и др.). Игры – драматизации занимают определенное место в развитии речи детей дошкольного возраста. Театраль-но-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, формиру-ет диалогическую речь, активизирует словарь. Таким обра-зом, целенаправленное использование разных видов сюжетно-ролевых игр в воспитательном процессе помогает повысить эффективность процесса фор-мирования диалогических умений у дошкольников. 3. Из всего вышесказанного ясно, какую роль занимает игра в совре-менном воспитательном процессе и насколько важно стремиться активизиро-вать игровую деятельность дошкольников. Отсюда постоянная важность и актуальность рассмотрения теории применения игры в воспитании и разви-тии ребёнка. Сюжетно-ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений. В этом плане ролевая иг-ра обеспечивает выполнение образовательных задач в дошкольном учре-ждении. 4. Анализ нормативных документов по проблеме исследования свиде-тельствует о значительном внимании к развитию речи детей в игровой дея-тельности со стороны педагогов. В программах предлагается широко ис-пользовать творческие и сюжетно-ролевые игры, которые дают знания детям об окружающем, что в свою очередь приводит к обогащению словаря детей, развитию диалогической речи, обогащению знаний детей о различных про-фессиях, о взаимоотношениях людей между собой, развитию творческих способностей. В условиях возможности выбора разных программ ключевое значение приобретают знание педагогом возрастных возможностей детей и закономерностей речевого развития, задач речевого воспитания, а также умение воспитателя анализировать и оценивать программы с точки зрения их влияния на полноценное развитие речи детей. Особое внимание следует обращать на то, как обеспечивается развитие всех сторон речи, соответству-ют ли требования к речи детей возрастным нормативам, достигаются ли об-щие цели и задачи развития речи, обучения родному языку и воспитания личности. В результате изучения и анализа психолого-педагогической литерату-ры нами раскрыты понятия: «диалог», «диалогическая речь», «развитие диалогической речи»; выявлены сущность, принципы, этапы и критерии раз-вития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста. Нами описаны особенности диалогической речи (психологические, лингвистиче-ские), рассмотрены цель, задачи по формированию у детей речевых и соци-ально-этических умений, позволяющих овладению диалогической речью. Нами раскрыто понятие «средства развития», в исследовании мы рас-сматриваем средства развития как приемы, способы действия для достижения поставленных целей и задач развития личности ребенка. Нами перечислены основные средства развития диалогической речи: разговор воспитателя с детьми, чтение литературных произведений, словес-ные поручения, речевые ситуации, направленные на формирование навыков составления диалогов; различные игры — дидактические, подвижные, игры-драматизации, сюжетно-ролевые и их характеристика. Особое внимание мы уделили сюжетным играм, так как считаем, что они обладают большими возможностями в развитии диалогической речи старших дошкольников. В нашем исследовании мы придерживаемся опреде-ления, которое дано Е. О. Смирновой, сюжетная игра — это деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специ-ально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. Нами выделены типы игры (режиссерская игра, ролевая игра, событийная игра); структурные компоненты сюжетной игры (роль, игровые действия, правила, сюжет игры, содержание игры, игрушки и предметы-заместители, простран-ство и время игры, позицию ребенка в игре, взаимодействие с партнерами), а также описана технология организации и проведения сюжетных игр в дет-ском саду. В нашем исследовании представлена структура сюжетной игры, осо-бенности, мотивы, этапы, типы, уровни и возможности сюжетной игры как средства развития диалогической речи старших дошкольников. В работе мы провели методики на выявление уровня сформированно-сти диалогической речи старших дошкольников. Описали результаты этих методик, которые показали нам, что уровень сформированности диалогиче-ской речи у наших испытуемых находится на среднем и низком уровне.
Читать дальше
Список используемой литературы и источников. 1. Приказ Минобрнауки России от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ре-сурс] // Собрание законодательства РФ. — 2012. — 31 декабря. — № 53 (ч.1). — Режим доступа: https://минобрнауки.рф. 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении фе-дерального государственного образовательного стандарта дошкольного об-разования». — «РГ» — Федеральный выпуск № 6241. — 25 ноября 2013 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rg.ru. 3. Письмо Минобрнауки России от 28.02.2014 № 08-249 «Коммента-рии к ФГОС дошкольного образования» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru. Литература. 4. Андрианов, М. А. Философия для детей в сказках и рассказах. Мето-дическое пособие [Текст] / М. А. Адрианов. — М. : Современное слово, 2003. — 280 c. 5. Алексеева, М. М., Яшина, В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Методическое пособие [Текст] / М. М. Алексеева. — М. : Академия, 2000. — 400 c. 6. Алексеева, М. М., Ушакова, О. С. Взаимосвязь задач речевого раз-вития детей на занятиях. Методическое пособие [Текст] / М. М. Алексеева, О. С. Ушакова. — М. : ВЛАДОС, 2013. — 288 c. 7. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей: Методическое по-собие [Текст] / А. Г. Арушанова. — М. : Мозаика–Синтез, 2016. — 272 c. 8. Безгина, О. Ю. Речевой этикет старших дошкольников. Методиче-ское пособие [Текст] / О. Ю. Безгина. — М.: Мозаика–Синтез, 2015. — 40 с. 9. Бизикова, О. А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. Методическое пособие [Текст] / О. А. Бизикова. — М. : Мозаика, 2013. —136 с. 10. Бородич, А. М. Методика развития речи детей. Методическое посо-бие [Текст] / А. М. Бородич. — М. : Просвещение, 1981. — 256 c. 11. Бурлачук, Л. Ф. Психодиагностика: учеб.для вузов [Текст] / Л. Ф. Бурлачук. — СПб. : Питер, 2016. — 351 c. 12. Ваницына, Н. В. Инновационные технологии в образовательном процессе ДОУ в соответствии ФГОС [Текст] / Н. В. Ваницына // Дошкольник р.ф. — 2018. – № 10. — С. 34–35. 13. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. — СПб. : Питер, 1997. — 96 c. 14. Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду. Методическое пособие [Текст] / В. В. Гербова. — М.: Мозаика-Синтез, 2014. — 142 c. 15. Громова, О. Е. Методика формирования начального детского лек-сикона. Методическое пособие [Текст] / О. Е. Громова. — М.: Сфера, 2003. — 176 c. 16. Бизикова,О.А. Теории и технологии развития речи детей дошколь-ного возраста в определениях, таблицах и схемах: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. –Нижневартовск.: Изд-во Нижневарт.гуманит.ун-та,2012. – 93с. 17. Арушанова, А.Г. Истоки диалога/А. Арушанова, Е.Рычагова , Н.Дурова // Дошкольное воспитание.–2002.–№10.– С.82–90 с. 18. Арушанова, А.Г.Организация диалогического общения дошколь-ников со сверстниками / А. Г.Арушанова // Дошкольное воспитание. – 2001. – №5. – С. 51-61. 19. Леонтьев, А. А. Психология общения: учебно-методическое посо-бие /А. А. Леонтьев.–Москва:Смысл,2007,–351с. 20. Эльконин, Д. Б. Психология игры. / Д. Б. Эльконин – Москва : Пе-дагогика, 1978, – 304 с. 21. Соловьева, О. И . Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду: учебно – методическое пособие/ О.И. Соловьева. – Москва : Просвещение,1966.–175с. 22. Лисина,М.И. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослым: учебно-методическое пособие/М.И. Лисина . –Москва, 1985, –245с. 23. Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей: книга для воспитате-лей дошкольных учреждений / А. П. Усова; Москва : Просвещение, – 1980. –164 с. 24. Смирнова, Е.С. Развиваем речь в игре / Е.С.Смирнова // До-школьное образование (Прил. к газ. «Первое сентября»). – 2012. – № 2. – С. 17. 25. Менджерицкая,Д. В. Воспитателю о детской игре : пособие для вос-питателя детского сада / Д. В. Менджеринская; Москва : Просвещение,2002.–28с. 26. Михайленко, Н. Формирование сюжетной игры у детей шестого года жизни / Н. Михайленко, Н. Короткова // Дошкольное воспитание. –1989.–№8.–С.63–66. 27. Грабовская, Л. В . Пространственно-предметная игровая среда как основа развития индивидуальности ребёнка / Л. В. Грабовская // Детский сад. -–2004.–№4.–С. 9. 28. Гогоберидзе, А. Г. Детство: Примерная основная общеобразова-тельная программа дошкольного образования [Текст] / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова. — СПб.: Детство-Пресс, 2014, — 280 с. Источники из интернета: 29. Бочанова, Н. А. Игровая деятельность в подготовительной группе на тему «От игры к знаниям» [Электронный ресурс] / Н. А. Бочанова // Во-просы дошкольной педагогики. — 2017. — № 4. — С. 61–62.— Режим до-ступа: https://moluch.ru. 30. Великанова, И. Н. Евграфова, Т. А. Методика формирования рече-вого этикета у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / И. Н. Великанова. — Режим доступа: http://festival.1september.ru. 31. Зимукова, Т. И., Буянова, А. Ю., Пименова, З. Н., Купцова, А. В., Михайлова, О. В. Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста при формировании речевого этикета [Электронный ресурс] / Т. И. Зимукова // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 2. — С. 24–29. — Режим доступа: https://moluch.ru/. 32. Карпенко, О. П., Панкратова, Е. Ю., Титова, В. П., Мясникова, К. В. Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «Путешествие в сказочный лес» [Электронный ресурс] / О. П. Карпенко // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №3. — С. 26–27. — Режим доступа: https://moluch.ru. 33. Кузьмич, А. Д. Роль игры в развитии диалогической речи детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / А. Д. Кузьмич. — Режим до-ступа: https://moluch.ru. 34. Пинхасова, Е. А. Условия развития положительных взаимоотноше-ний дошкольников в сюжетно-ролевой игре [Электронный ресурс] / Е. А. Пинхасова // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 2. — С. 97–101. — Режим доступа: https://moluch.ru. 35. Рыбаченко, А. Б., Харсекина, Е. В. Занятие по развитию речи «Пу-тешествие в лесную школу» в подготовительной речевой группе в соответ-ствии с ФГОС [Электронный ресурс] / А. Б. Рыбаченко // Вопросы дошколь-ной педагогики. — 2016. — № 3. — С. 107–109. — Режим доступа: https://moluch.ru.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Кассационные суды общей юрисдикции
Количество страниц:
30
Оригинальность:
72%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Юриспруденция
курсовая работа
Молодежный сленг в английском языке
Количество страниц:
30
Оригинальность:
76%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Филология
курсовая работа
Особенности нарратива в актовой речи
Количество страниц:
30
Оригинальность:
69%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Лингвистика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image