В рамках данной работы изучили криминалистическое исследование огнестрельного оружия.
Цель и задачи исследования достигнуты. Объект и предмет исследования рассмотрены в полном объеме.
Итак, применение огнестрельного оружия является не просто правом сотрудников полиции, но и выступает мерой административного принуждения, обеспечивая охрану и защиту жизни и здоровья населения и государства в целом.
Суть указанной меры административного пресечения заключается в том, что она применяется в случаях, когда требуется немедленная реакция государства на общественно опасные действия, предусмотренные законом.
В период социальной и экономической нестабильности государства возрастает и преступность, поэтому увеличивается в защите и охране от различного рода посягательств.
Осуществляя функции по защите и охране гражданина и общества, сотрудники полиции должны на высоком профессиональном уровне применять все дозволенные тактические приемы и средства. Это возможно, на наш взгляд, при соблюдении трех условий:
- знание теоретической базы, в частности, законодательства, определяющего права и обязанности сотрудников полиции;
- наличие практического опыта;
- уровень физической, огневой, а также психологической подготовки сотрудника.
В ходе исследования темы нами были выделены некоторые проблемы обеспечения гарантии личной безопасности, в частности, высокий уровень риска в случаях, когда сотруднику органов внутренних дел запрещено применять огнестрельное оружие или, когда, применив его, сотрудник будет обвиняться в превышении необходимой обороны. Как выяснилось, в США полиция практически никак не ограничена в праве применять огнестрельное оружие в процессе выполнения своих служебных задач, что в свою очередь влечет большой процент убийств преступников сотрудниками полиции.
На наш взгляд, следует вносить в законодательство России такие изменения, которые бы расширяли границы применения огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел, но в то же время не допускали бы такого «беспредела» как в США.
Это может быть достигнуто путем введения в закон правовых норм, содержащих конкретные критерии (а не только принципы) законности применения и применения огнестрельного оружия, а именно:
- правовые основы,
- порядок,
- условия и пределы применения исследуемой меры пресечения.
Вместе с тем, с учетом особенностей применения расследуемой меры пресечения в Законе «О полиции» следует зафиксировать положение о закреплении в этом административном акте норм, определяющих законность применения и применения огнестрельного оружия, и являются правовым основанием для применения данной меры пресечения.
Сотрудники полиции не несут ответственности за любой ущерб, возникший в результате применения и применения огнестрельного оружия, если они действовали в соответствии с положениями ст. 12,15-16 Положения Закона «О полиции».
Конкретизированная редакция нормы разрешит полицейскому не дожидаться наступления тяжких последствий, воспринимать действия правонарушителя как угрозу нападения и применять огнестрельное оружие.
Аналогичная норма уже действует для сотрудников органов государственной охраны (например, пункт 1 статьи 27 Федерального закона от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ "О государственной охране").
Исходя из правовой практики, текущий пробел препятствует справедливому и логичному разрешению вопросов, которые связаны с регулированием общественных отношений. Эта проблема нежелательна, но ее можно исправить, сделав правовые правки. С каждым годом социальные отношения между людьми усложняются и иногда порождают самые уникальные случаи, которые требуют точной и регламентированной реакции.
Законодательство любого государства - это всегда непростая система общественных отношений, которая обязана быть урегулирована.
К сожалению, такого сложно достигнуть, и ни одно законодательство в мире не способно учесть все разнообразие общественных отношений. Российское законодательство представляет собой пример одной из сотен данных систем: сложного, многоотраслевого образования.
Нельзя сказать, что где-либо существует законодательство без недостатков, но решить или хотя бы сузить отрасль ее негативного влияния можно лишь своевременным реагированием законодателя на изменения в охватываемых законом отношениях, на появление новых отношений и гибель старых. Своевременность представляет собой значительным фактором в решении данной проблемы.
Ссылочный характер нормы части 2 статьи 16 Закона «О полиции» о гарантиях личной безопасности вооруженного сотрудника милиции на практике затрудняет реализацию специальной гарантии.
В дополнение к вышесказанному, представляется возможным сформулировать другие предложения, вытекающие из исследования диссертации:
1. Установить по ряду обстоятельств, исключающих преступление, (глава 8 УК РФ), например «деяние должностного лица, совершенное в соответствии с законом».
С этой целью статья 42 Уголовного кодекса Российской Федерации гласит:
«Ни действие должностного лица, предусмотренное законом, ни действие обязательного решения или приказа, если приказ или приказ не предусматривают совершение явно преступных действий».
2. Внести в Уголовный кодекс Российской Федерации новый состав нарушения правил дорожного движения, предусматривающий усиление уголовной ответственности за последствия, перечисленные в ст. 264 указанного Закона, если они произошли в результате сокрытия водителя транспортного средства от преследующего его сотрудника полиции.
На наш взгляд, это снизило бы как количество дорожно-транспортных происшествий, так и количество случаев применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции на этой основе.
Исторически сложившиеся система не сможет эффективно сосуществовать без постоянного процесса модернизации и развития, вместе с тем данная деятельность должна осуществляться в неразрывной связи с ретроспективными положительными аспектами, сформировавшими современный облик полиции.
Важно учесть, что в настоящий период осуществляется значительное количество мер, которые направлены на повышение эффективности деятельности сотрудников органов внутренних дел.
При создании современной полиции, чтобы повысить престижность правоохранительной службы, важно также закрепить адекватные правовые и социальные гарантии, осуществить четкое организационное, правовое и финансовое совершенствование механизма реализации рассматриваемых гарантий.