Введение……………………………………………………………………….3
1 Мышление и его индивидуальные особенности……………..............4
1.1 Понятие мышления, его виды, операции и формы мышления……………………………………………………………….4
1.2 Критическое мышление и история появления, его аспекты…………………………………………………………………...8
Выводы по главе 1……………………………………………….…………..16
2 Критическое мышление в социально - гуманитарных дисциплинах, в учебной деятельности………..…………………..………………………….17
2.1 Содержание, цели и задачи технологии «Развитие критического мышления»…………………………………………….17
2.2 Организация работы по формированию критического мышления с помощью технологии РКМ ...................................……..23
Выводы по главе 2…………………………………………………………...26
Заключение…………………………………………………………..……….27
Список используемых источников…………... ...……………………….…29
Читать дальше
Критическое мышление - важный навык, который помогает анализировать информацию, делать выводы, формировать собственное мнение по любому вопросу и действовать в соответствии с ним.
Критическое мышление помогает успешно справляться с учебными и рабочими задачами, принимать решения и ориентироваться в потоке информации.
Чтобы развить критическое мышление, нужно стремится расширить свой кругозор и больше узнавать о разных предметах и явлениях, учиться задавать вопросы, анализировать текст, придумывать разные варианты развития событий. Тренировать логику, внимание и воображение с помощью игр, головоломок и специальных упражнений.
Критическое мышление - очень важный компонент в учебе. Без него невозможно познание объективного мира. Это мышление учит рассуждать. Именно на гуманитарных предметах происходит развитие критического мышления, поэтому преподавание данных дисциплин должно строится на вопросах усовершенствования познания мира вокруг.
К сожалению, развитию критическому мышлению очень мало времени уделяют в школе. Зачастую, казалось бы, элементарные знания и умения (анализ, рассуждение и пр.) вызывают затруднения в школьном возрасте. Если не развивать данные навыки, это может привезти к необратимым последствиям уже во взрослом возрасте. Люди, сами по себе ленивы, проще принять на веру то, что на первый взгляд кажется истиной. В современном мире, с развитием цифровых технологий, легко ввести в заблуждение, подать неверную информацию и развивать критическое мышление - это одна из самых важных задач, которую необходимо реализовать и осваивать со школьной скамьи. Именно с этим знанием он пойдет во взрослую жизнь и возможно именно это убережет его от необдуманных поступков в будущем.
Развивать критическое мышление можно и нужно в школе с помощью различных техник и упражнений, которые входят в комплекс технологии РКМЧП. С помощью данных упражнений, будут развиваться новые нейронные связи, которые благотворно сказываются на закрепление уже пройденного и освоение нового учебного материала.
Критическое мышление - это «мышление оценочное, рефлексивное», для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логичное мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах. Учение, ориентированное на выработку навыков критического мышления, предусматривает не просто активный поиск учащимися информации для усвоения, а нечто большее: соотнесение того, что они усвоили с собственным опытом, а также сравнение усвоенного с другими исследованиями в данной области знания. Обучая школьников думать подобным образом, учителя тем самым поощряют их к самостоятельному решению проблем, к поиску необходимых сведений.
Читать дальше
1. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие. Москва: Мирос, 2002. - 176 с.
2. Домченко, Е. А. Технология развития критического мышления в учебно-воспитательном процессе / Е. А. Домченко // Молодой ученый. – 2015. – № 23(103). – С. 946-948.
3. Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы / С. И. Заир - Бек // Директор школы. -2005. - № 4. - С. 66 - 72.
4. Калашникова, Н. А. Критическое мышление и логическая культура личности в информационном обществе / Н. А. Калашникова // Культурные ценности и традиции современного общества : сборник материалов I Международной научно-практической конференции, Новосибирск, 16 ноября – 15 2017 года. – Новосибирск: Общество с ограниченной ответственностью "Центр развития научного сотрудничества", 2017. С. 74-78.
5. Кларк, Д. Критические диалоги: совместное мышление в неспокойные времена. Bristol: Policy Press.-2019, 6 с.
6. Кохан, У. О. Пауло Фрейре и "Философия для детей": критический диалог // Социум и власть. - 2018. - № 6(74). - С. 55-67.
7. Кьярини, А., Найденыш, П., Рич, Н. Понимание бережливого предприятия: стратегии, методологии и принципы для более гибкой организации. Cham: Springer.-2015, 132 с.
8. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. Москва: Академия, 2003. - 272 с.
9. Рейнольдс, Мартин (2011). Критическое мышление и системное мышление: на пути к критической грамотности системного мышления на практике. В: Хорват, Хрий и Форте: Nova Science Publishers, стр. 37–68.
10. Стэнлик, Н. А.; Строузер, М. Дж. Задавать хорошие вопросы: тематические исследования в области этики и критического мышления. Indianapolis: Hackett Publishing. p. 6.
11. Трубинова, Е. А. Технология развития критического мышления в учебно-воспитательном процессе / Е. А. Трубинова // Молодой ученый. - 2015. -№ 23 (103). - С. 946-948.
12. Уолтерс, К. (1994). Переосмысление разума. Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. С. 181–98.
13. Чатфилд, Т. Критическое мышление: Анализируй, сомневайся, формируй свое мнение. - Альпина Паблишер, 2019. - 328 с.
14. Эдвард, М. Г. "Определение критического мышления". Международный центр оценки мышления высшего порядка (ICAT, США)/Critical Thinking Community. p. 48 - 56.
15. Эдвард, М. Г. (1941). Эксперимент по развитию критического мышления. Нью-Йорк: Бюро публикаций, Педагогический колледж, Колумбийский университет. p. 25.
Читать дальше