Введение 3
Задачи исследования 4
1 Традиция обучения и воспитания слепоглухих в России 5
1.1 Хронология развития обучения и воспитания слепоглухих в России 5
1.2 Методы обучения Российских дефектологов 7
Вывода по первой главе 11
2 История обучения и воспитания слепоглухих за рубежом 12
2.1 Опыт обучения и воспитания слепоглухих за рубежом 12
2.2 Обучение слепоглухих детей в Западной Европе в XX в. 18
2.3 Сравнение обучения Лауры Бриджэн и Елены Келлер 22
Выводы по второй главе 25
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Читать дальше
Лаура Бриджмен, выпускница школы Перкинс в Бостоне (США), была первым слепоглухим немым, чье успешное обучение разрушило господствовавшее мнение, что слепоглухих нельзя учить. Лаура Бриджман научилась читать, писать, выражать простые мысли, научилась заниматься рукоделием и таким образом зарабатывать на жизнь.
Гораздо более известной, чем ее предшественница Лора Бриджмен, была Хелен Келлер. Будучи слепоглухим с двухлетнего возраста, она не только овладела устной речью и грамотой, но и стала писательницей и общественным деятелем.
В разные годы 19 в. в Европе школы и монастыри образуют группы, занимающиеся воспитанием и обучением глухонемых. Такие группы были созданы во Франции, Англии, Германии, Швейцарии и Швеции. В этот период В. Ерузал, С. Холл, М. Ламсон, С.Г. Хоу, В. Штерн и другие ученые. В начале 20 века. работы В. Уэйда, К.С. Лендеринка, Г. Римана и других авторов, которые изложили педагогический опыт отдельных слепоглухих, а также методы работы с группой слепоглухих.
Обучение и изучение слепоглухих в России имеет более чем столетнюю историю, в ходе которой сложилась отечественная научная школа тифло- сурдопедагогики И.А. Соколянского и А.И. Мещерякова. И.А. Соколянский создал целостную педагогическую систему обучения слепоглухих, в которой были зафиксированы основные этапы обучения слепоглухого ребенка и представлены методические приемы, обеспечивающие достижение этапных результатов [15].
А.И. Мещеряков осмыслил миро- вой опыт обучения слепоглухих и педагогическую систему И.А. Соколянского с позиций культурно-исторической психологии Л.С. Выготского и его представлений о природе нарушений в развитии высших психических функций и средствах компенсации [11]
Культурно-историческая теория Л.С. Выготского, на которой базируется отечественная школа тифлосурдопедагогики, дает целостное систем- ное представление о развитии высших психических функций, сознания, по- ведения, специфических человеческих способностей.
Сам Л.С. Выготский называл созданную им систему психологических взглядов на развитие человека «вершинной психологией» (психологией сознания), которая противостоит «поверхностной» (теории поведения) и «глубинной» (психоанализ).
Читать дальше
1. Апраушев, А.В. Тифлосурдопедагогика: Воспитание, обучение, трудовая и социальная реабилитация слепоглухонемых. Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / А.В. Апраушоев. - М.: Просвещение, 1983. - 208 с.
2. Колесникова К. Российская газета - Федеральный выпуск № 290(6562) «Мир на кончиках пальцев» 2014. - 34 с.
3. Мещеряков, А.И. Слепоглухонемые дети: развитие психики в процессе формирования поведения / А.И. Мещеряков. - М.: Педагогика, 1974. - 326 с.
4. Петин В. «В России насчитали более 2 тысяч слепоглухонемых» 2015. – 374 c.
5. Сироткин, С.А. Слепоглухота: Классификация и проблемы: Учеб. пособие / С.А. Сироткин, Э.К. Шакенова. - М.: ВОС, 1989. - 86 с.
6. Скороходова, О. И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир / О. И. Скороходова. М.: Педагогика, 1990. - 416 с
7. Слепоглухота // Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. - М.: Academa, 2003. - 391-405 c.
8. Соколянский, И. А. Обучение слепоглухонемых детей / И. А. Соколовский // Дефектология. 1989. № 2. - 75–84 c.
9. Соколянский, И.А. Обучение и воспитание слепоглухонемых // Под ред. И.А.Соколянского, А.И.Мещерякова. - М.: Изд во АПН РСФСР, 1962. - 199 с.
10. Этика взаимоотношений и общения со слепоглухими: методическое пособие — М., 2006.— 86 с.
11. Ярмоленко, А.В. Очерки психологии слепоглухонемых / А.В. Ярмоленко. - Л.: Изд-во Ленинград. гос. ун-та, 1961. - 161 с.
12. Обухова Л.В. Детская психология:теории, факты, проблемы М., 1998, 345 c.
13. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии.1996 № 5 - 38–50 c.
14. Смирнова Е.О. Психология ребенка: От рождения до семи лет: Учеб. для пед. вузов и училищ М., 1997, 37–43 c.
15. Соколянский И.А. Обучение слепоглухонемых детей // Дефектология. 1989 № 2, 37–43 c.
16. Соколянский И.А. Усвоение слепоглухим ребенком грамматического строя словесной речи // Докл. АПН РСФСР. 1959, С. 121–124.
17. Marie M. Clay. By Different Parth to Common Outcomes. –York, Maine: Publishers, 2018, 285.
18. Lisa Hammett Price, Anne van Kleeck. Durling Book Sharing Between Parents and Preschool Children.// Quarterly. – 2009 –Vol.44, No. 2 – pp. 171-194.
Читать дальше