Работа посвящена рассмотрению особенностей формирования благоприятного социально-психологического климата на примере организации ООО «Маркиз» Винная Карта.
Социально-психологический климат представляет собой комплексную психологическую характеристику, которая отражает взаимоотношения членов коллектива и показывает степень удовлетворенности сотрудником своей трудовой деятельности. Если коллективу присущ благоприятный социально-психологический климат, то сотрудники не только ответственно выполняют свои должностные обязанности, но и переживают за общее дело под влияние духа коллективизма.
При этом отсутствует желание перекладывать свои обязанности на других членов коллектива. Также сотрудникам свойственна тенденция помогать своим коллегам при возникновении непредвиденной ситуации или при необходимости.
С другой стороны, социально-психологический климат является показателем эмоционально-психологического состояния сотрудников организации. Если рассматривать социально-психологический климат с этой стороны, то можно сказать о том, что он представляет собой эмоциональный настрой сотрудников, их стиль общения, рабочую и социальную атмосферу, оказывающую влияние на рабочую деятельность. При этом социально-психологический климат показывает то, как сотрудники относятся не только к рабочей деятельности, но и друг другу, а также окружающим их событиям.
Отсюда, социально-психологический климат представляет собой фактор, имеющий 2 характера влияния: он либо способствует продуктивности работы коллектива, либо наоборот снижает ее. При этом он направлен на развитие каждого сотрудника в отдельности.
Благоприятный социально-психологический климат требует учета большого количества факторов, которые оказывают отрицательное последствие при не учете их роли при работе с персоналом.
Положительный характер социально-психологического климата основывается на нескольких факторов, к которым относятся следующие: глобальная макросреда; физический микроклимат; удовлетворенность работой; характер выполняемой деятельности; организация совместной деятельности; психологическая совместимость; характер коммуникаций; стиль руководства.
Следует заметить, что руководитель оказывает влияние на все факторы, формирующие социально-психологический климат в коллективе организации. Именно руководитель выбирает кадры, методы наказания и поощрения, особенности продвижения по службе и саму управленческую структуру.
На основе полученных результатов можно сделать вывод о том, что сотрудникам ООО «Маркиз» соответствует низкий уровень по шкале лжи, что соответствует предоставлению правдивых результатов и отсутствию критичности. Однако, наблюдается отрицательная тенденция по шкале тревожности. Видно, что сотрудники набрали баллы, лежащие 15-24 и 25-39, тем самым сотрудники обладают достаточно высоким уровнем тревожности, причем данный уровень склонен только повышаться со временем.
Высокий уровень тревожности говорит о напряжении, нервозном состоянии сотрудников, что может быть связано с неблагоприятном психологическим климатом в организации. Наличие высокого уровня тревожности говорит о беспокойстве, постоянном стрессе, что вполне свойственно продавцам-кассирам, так как они постоянно должны находиться в состоянии обдумывания и приятия поступков, за которые несут большую ответственность.
Если говорить о наличии высокого уровня тревожности у управляющих организации, то такой уровень также вполне соответствует их деятельности, так как на них лежит полная ответственность за поставку продукции, ее обороту и реализации, контролю кадров, которые иногда могут выполнять свои обязанности не надлежащим образом.
Однако, высокий уровень тревожности сотрудников не может быть свойственен организации с благоприятным психологическим климатом. Принимая во внимание результаты первого опросника, можно сделать вывод о том, что психологический климат является удовлетворительным, но не благоприятным.
Шкала, направленная на оценку сплоченности коллектива, показывает меньший удовлетворяющий уровень, так как средний показатель сотрудников находится в районе 2-3баллов, когда максимальное значение составляет 6 баллов. На основе такого анализа можно с уверенностью утверждать, что коллектив не является настолько сплоченным, каким он должен быть при наличии в организации благоприятного психологического климата. Сотрудники мало владеют информацией друг о друге и не стремятся выполнять чужие обязанности, что говорит не только об отсутствии сплоченности, но и отсутствии духа коллективизма.
Несмотря на то, что сотрудники не владеют информацией друг о друге, не стремятся оказывать помощь, выполнять обязанности, они вполне удовлетворены друг другом. Такой вывод можно сделать из того, что согласно шкале восприятия трудового коллектива. Значения, находящиеся в пределах 4-5 говорят о хорошем восприятии коллег, что свойственно как продавцам-кассирам, так и управляющим.
Однако именно тот факт, что психологический климат является удовлетворительным, а сплоченность коллектива плохой ставит необходимым к рассмотрению вопрос о индивидуальных особенностях членов коллектива.
После проведения исследования выявлены необходимые меры работы с персоналом.
На основе всего выше сказанного, можно с уверенностью сказать о том, что цель исследования достигнута.