ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МНЕМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6 1.1. Теоретический анализ современной психологии в области изучения мнемических способностей человека 6 1.2. Мнемические способности младшего школьника: структура, содержание, факторы и условия генезиса 11 1.3. Теоретический обзор технологий развития мнемических способностей в научной и методической психолого-педагогической литературе 16 Вывод по первой главе 22 Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МНЕМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 23 2.1. Организация и методы исследования 23 2.2. Мнемические способности современных младших школьников с речевыми нарушениями 27 2.3. Психолого-педагогические рекомендации 34 Вывод по второй главе 36 Заключение 38 Список литературы 40

: Особенности мнемических процессов младших школьников с речевыми нарушениями

курсовая работа
Педагогика
40 страниц
75% уникальность
2022 год
31 просмотров
Харченкова Е.
Эксперт по предмету «Логопедия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МНЕМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6 1.1. Теоретический анализ современной психологии в области изучения мнемических способностей человека 6 1.2. Мнемические способности младшего школьника: структура, содержание, факторы и условия генезиса 11 1.3. Теоретический обзор технологий развития мнемических способностей в научной и методической психолого-педагогической литературе 16 Вывод по первой главе 22 Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МНЕМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 23 2.1. Организация и методы исследования 23 2.2. Мнемические способности современных младших школьников с речевыми нарушениями 27 2.3. Психолого-педагогические рекомендации 34 Вывод по второй главе 36 Заключение 38 Список литературы 40
Читать дальше
Актуальность. В современной психологической науке все чаще поднимаются вопросы, связанные с изменениями, которые происходят в системе образования при обработке информации обучающимися. Появляются исследования в области когнитивной психологии и нейродидактики об изменениях функционирования познавательных процессов у современных детей и подростков (С.Н. Костромина, У. Госвами). Особый интерес в аспекте изучения обработки информации связан с функционированием мнемических способностей.


Если вы не знаете, где заказать контрольную , заходите на сайт Work5 и получите расчет стоимости, заполнив форму.


Память, в структуре обработки информации человеком, играет одну из основных ролей, а именно, сличение воспринимаемого объекта с эталонами памяти. Благодаря памяти, обеспечивается возможность использования приобретенного опыта, а также осуществляются другие формы психической деятельности. С работой памяти связано усвоение человеком знаний о самом себе и окружающем мире, с овладением нормами поведения, приобретением навыков, умений, привычек. При помощи памяти осуществляется накопление индивидуального и общественного опыта, обеспечивается целостность человеческой личности [Зефиров, 2015]. Вместе с тем, необходимо отметить, что исследования памяти имеет длительную историю изучения в психологической науке. Начиная от Г.Эббингауза, который предложил прием изучения «чистой» памяти, посредством заучивания бессмысленных слогов (или «псевдослов»), позволяющий отделить память от деятельности мышления. Основным результатом данного исследования являлось установление среднего объема памяти индивида. Теоретическая база представлена, как и зарубежными (Ф. Бартлетт, Д. Бродбент, П. Жане, У. Найсер, Г. Рибо, Дж. Сперлинг, Д. Уотсон, З. Фрейд, Г. Эббингауз), так и отечественными психологами (П.П. Блонский, С.П. Бочарова, Л.С. Выготский, П.И. Зинченко, Т.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.А. Смирнов, Л.В. Черемошкина). Современные ученые, такие как Б.Б. Величковский, Д. Вегнер, Ж.М. Глозман, Д. Лью, Б. Спэрроуиз предпринимают попытки создать содержательное и емкое определение памяти как особого когнитивного процесса. Научная новизна и практическая значимость обусловлена тем, что одна из основных проблем в области психологии памяти является ее диагностика. Современная мнемометрия владеет значительным количеством методов и методик изучения памяти, разработанных в русле различных психологических школ. В настоящее время существуют теории памяти, изучающие эту сложную систему психической деятельности на психологическом, физиологическом и нейронном, а также на биохимическом уровнях. Учет возрастных и индивидуальных особенностей памяти есть одно из главных условий эффективности обучения детей. Изменение содержания образовательной программы начальной школы, в плане требований к обработке больших массивов фактических данных порождает высокие требования к памяти ребенка младшего школьника. Проблема исследования заключается с одной стороны, в противоречии между высокими требованиями к объёму, точности и прочности запоминания у младших школьников с речевыми нарушениями, обусловленные изменениями образовательной программы начальной школы и слабой степенью представленности специальных технологий обучения школьников мнемотехникам, с другой стороны наличием широкого перечня мнемотехник и специальных упражнений по развитию памяти у младших школьников с речевыми нарушениями. Цель исследования: разработка и апробация мнемотренинга по развитию мнемических способностей младших школьников с речевыми нарушениями. Объект исследования: мнемические способности младших школьников с речевыми нарушениями. Предмет исследования: развитие мнемических способностей у младших школьников с речевыми нарушениями посредством мнемотренинга. Гипотеза: успешность процесса развития мнемических способностей младших школьников обеспечивается специальной психолого-педагогической программой (мнемотренингом), базирующейся на принципах системного, субъектно-деятельностного и личностного подходов, а также принципе учета возрастных особенностей и социальной ситуации развития; основанной на механизмах осознания, подражания, научения,; предполагающей учет результатов актуального уровня развития мнемических способностей младшего школьника, при условии создания ситуации успеха. Методы научного исследования; анализ, синтез, эксперимент, обобщение. Задачи исследования: 1) Провести теоретический анализ современной психологии в области изучения мнемических способностей человека. 2) На теоретическом уровне выявить и описать особенности структуры, содержания, а также факторов и условий генезиса мнемических способностей в младшем школьном возрасте. 3) Определить уровень сформированности мнемических способностей у современных младших школьников с речевыми нарушениями. 4) Разработать и апробировать мнемотренинг по развитию способностей к запоминанию в младшем школьном возрасте. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

Читать дальше
Был проведен теоретический анализ современной психологии в области изучения мнемических способностей человека, а также на теоретическом уровне выявили и описали особенности структуры, содержания, факторов и условий генезиса мнемических способностей в младшем школьном возрасте. На теоретическом уровне мы выявили и описали особенности структуры, содержания, а также факторов и условий генезиса мнемических способностей в младшем школьном возрасте. Изучением памяти занимались такие ученые, как С.В. Владимирова, В.Г. Воробьева, Е.С. Дегтярев, Р.В. Демьянчук, К.А. Молчанов, С.В. Мурафа, Л.А. Огородникова, А.А. Сергиенко, Е.А. Чернявская, Н.П. Чурсина. Эффективность различных мнемических приемов при запоминании материала была изучена многими отечественными психологами (П.И. Зинченко, З.М. Истомина, К.П. Мальцева, Г.В. Репкина, В.И. Самохвалова, Г.К. Середа, А.А. Смирнов и другие). В отличие от памяти дошкольников, память младшего школьника претерпевает существенные изменения, обусловленные качественными преобразованиями мышления. Суть этих изменений состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной. Исследования по изучению процессов памяти представили новый материал о ряде психических функций, которые отвечают за те или иные зоны полушарий мозга. Было показано, что нарушения логических процессов связаны с функционированием левого полушария, в то время как образная память обусловлена работой правого полушария головного мозга. В ходе опытно-экспериментальной работы мы определили уровень сформированности мнемических способностей у современных младших школьников с речевыми нарушениями. На констатирующем этапе психолого-педагогического эксперимента мы выявили, что у 13% детей низкий уровень развития памяти, у 70% средний уровень развития памяти, и лишь у 17,5% - высокий уровень развития памяти. Основная задача последнего этапа, это опытно-экспериментальной деятельности – определение эффективности мнемотренинга с помощью методов математической статистики. Из полученными нами данных, мы можем сделать вывод, что мнемотренинг обладает высокой эффективностью.
Читать дальше
1. Артамонова, Е.Г. Развитие мнемических способностей младших школьников на основе операции структурирования [Текст]: Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 Москва, 2019, 175 с. РГБ ОД, 61:05-19/743 2. Аткинсон, Р. Человеческая память и процесс обучения [Текст]. / Пер. с англ. Р. Аткинсон. – М.: Аспект пресс, 2016. - 528с. 3. Байбородова, Л.В., Широкова, Е.В. Педагогическое сопровождение внеурочной деятельности младших школьников [Текст]. / Ярославский педагогический вестник. 2018. №3. С. 36-42 4. Белова, С.В. Опыт работы по выявлению, дифференциальной диагностике и сопровождению одаренных и способных детей на ранних этапах начального школьного обучения [Текст]. / Концепт. 2019. №1. С.90-95 5. Бура, Л.Н., Чепурной, Г. А. Мнемотехника в образовании: технологии эффективного усвоения информации [Текст]. / Номер: 47-2, 2020г., Страницы: 262-268 6. Выготский, Л.С. Культурное развитие специальных функций: память [Текст]. / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. – М.: Книга по требованию, 2020. - 224с. 7. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций [Текст]. / Ю.Б. Гиппенрейтер – М.: Книга по требованию, 2020, –352с. 8. Голубева, Э.А. Индивидуальные особенности памяти человека (психологические исследования) [Текст] / - М. : Педагогика, 2020. - 152 с. 9. Даньшова, Т.А. Формирование универсальных учебных действий, как фактор успешной социализации младших школьников [Текст] / Вестник СМУС74. 2020. №5. С.71-74 10. Житникова, Л.М. Учите детей запоминать [Текст]. / - М. : Просвещение, 2014. - 189 с. 11. Зефиров, Т.Л., Зиятдинова, Н.И., Купцова, А.М. Физиологические основы памяти. Развитие памяти у детей и подростков / Казань, КФУ, 2015. - 40 с. 12. Зинченко, П.И. Непроизвольное запоминание и деятельность. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти [Текст]: / Под. Ю.Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. М., 2014. С. 207-216. 13. Казеичева, И. Н. Память становится мыслящей: развитие памяти дошкольников и младших школьников [Текст]. / Новая наука : психологопедагогический подход : междунар. науч.-период. издание по итогам Междунар. науч.-практ. конф. (Уфа, 17 апр. 2017). – Стерлитамак, 2021. - С. 88-91. 14. Козубовский, В.М. Общая психология: познавательные процессы [Текст]. / В.М. Козубовский– учебное пособие, 5-е изд, –Минск: Амалфея, 2014г., –368с. 15. Колесникова, И.В. Внеурочная деятельность как пространство для проектирования индивидуального маршрута личностного развития младшего школьника [Текст]. / ИСОМ. 2015. №2. С.177-185 16. Корсини, Р., Психологическая энциклопедия [Текст]. / Р. Корсини, А. Ауэрбах– 4-е изд. - СПб.: Питер, 2013 г. – 1876 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Участники (субъекты и объекты) избирательной кампании
Количество страниц:
35
Оригинальность:
73%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Политология
курсовая работа
Платёжный баланс России современное состояние и динамика изменения
Количество страниц:
26
Оригинальность:
96%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Экономическая теория
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image