ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ДЕЛЕГИРОВАНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ………………………3
1.1 Понятие «полномочия» и «ответственность», этапы и принципы делегирования полномочий…………………………..…………………………….5
1.2 Модели делегирования полномочий………………………………...………..13
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА СИСТЕМЫ ДЕЛЕГИРОВАНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ООО «ПАРТНЕР»………………………………………………………………………..23
2.1 Общая характеристика ООО «Партнер»……………………………………..23
2.2 Эффективность системы делегирования полномочий ООО «Партнер»……25
2.3 Направления совершенствования системы делегирования полномочий ООО «Партнер»…………………………………………………………………………..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..38
Читать дальше
Таким образом, в работе были поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучены теоретические основы делегирования полномочий в организации. Определено понятие делегирования полномочий. Так, делегирование полномочий это процесс передачи руководителем из своей сферы деятельности функций и прав подчиненным лицам, направленный на улучшение рабочей силы руководителя, оптимизацию рабочего процесса и достижение целей организации. Процесс является средством децентрализации управления и осуществляется при условии готовности сотрудника передавать руководителю информацию и принимать на себя ответственность, которая не снимается с руководителя, осуществившего передачу своих функций. Грамотное распределение полномочий и ответственности играет очень важную роль в управлении компанией.
Определены методы исследования системы делегирования полномочий: анализ нормативных документов предприятия, должностных инструкций, тестирование и анкетирование сотрудников компании. Выделены методики «Метафора» и «Крестовина», позволяющие выявить проблемы системы делегирования полномочий на предприятии.
2. Дана оценка системы делегирования полномочий ООО «Партнер».
Была проведена оценка эффективности системы распределения и делегирования полномочий посредством применения диагностических методик «Метафора» и «Крестовина», а также анкетирования сотрудников.
В результате применения методики «Метафора» было выявлено, что компания имеет ориентацию на клиентов, но при этом в самой компании заметно рассогласование по вертикали и горизонтали, нет единства целей и действий, рисунки символизируют напряженность во взаимоотношениях в коллективе. Эти же данные подтвердило исследование «Крестовина». Здесь можно отметить, что иерархичность и уважение к власти оказывают большое влияние на процессы компании, но при этом мало внимание уделяется внутриорганизационным взаимоотношениям, в том числе инициативности персонала. Это говорит об отсутствии налаженного коллегиального сотрудничества, о недоверии руководства к персоналу компании.
Таким образом, проведенное исследование позволило выявить несоответствие действующей системы делегирования полномочий ООО «Партнер» основным критериям эффективности. А именно: обязанности между сотрудниками организации распределены неравномерно; нарушается принцип единоначалия (перекрестное делегирование); низкий уровень взаимодействия между руководителями и подчиненными; достаточно низкая инициативность персонала организации, отсутствует система поддержки инициативных сотрудников; неблагоприятная, напряженная атмосфера в коллективе.
Решить данные проблемы возможно с помощью организационных изменений на основе делегирования полномочий.
Для решения проблемы неравномерного распределения обязанностей среди сотрудников организации и устранения перекрестного делегирования была предложена вертикально интегрированная система корпоративных отношений, основанная на делегировании полномочий. Для развития инициативности сотрудников была предложена система нематериального стимулирования, которая должна применяться совместно с уже использующейся системой материального стимулирования. Для улучшения системы взаимодействия между руководителями и сотрудниками организации было предложено 2 раза в год проводить общие внутриорганизационные собрания и 1 раз в квартал организовывать приемный день, когда сотрудники могут в индивидуальном порядке встретиться с руководителем организации, задать вопросы, высказать предложения и пожелания.
Также было рекомендовано проводить корпоративные мероприятия, приуроченные к важным для организации событиям и датам. Данные мероприятия в совокупности с изложенными выше рекомендациями, будут способствовать снятию напряженности и установлению благоприятной, дружественной атмосферы в трудовом коллективе.
Читать дальше
1. Басовский Л.Е. Менеджмент: учебник. – М.: Инфра М, 2019.- 216 с.
2. Брабандер Е.В., Коптелова Н.Б. Реализация требований стандарта ГОСТ ISO 9001 к распределению ответственности и полномочий в рамках организации// Актуальные вопросы развития современного общества. – М., 2014.- С. 151-153.
3. Галимьянов А.И. Делегирование полномочий: выгода и риски // Финансовая политика инновационного развития России: проблемы и пути решения.- М., 2017. - С. 20-24.
4. Гербер В.Х. Анализ распределения и делегирования полномочий //Актуальные вопросы экономических наук. - 2019. - № 51.- С. 127-131.
5. Гусева Е.П. Менеджмент: учебник. - М.: МГУ экономики статистики и информатики, 2017.- 482 с.
6. Давыдова Е.Ю., Чернышова Н.К. Плюсы и минусы делегирования полномочий // Территория науки.- 2014.- Т. 5.- № 5.- С. 95-100.
7. Жураховская И.М. и др. Управление персоналом: современные проблемы и тенденции развития: учебник. – М.: Норма М, 2018.- 358 с.
8. Золотухина Е.В. Координация на основе различных моделей делегирования полномочий // Механизмы управления экономическими системами: методы, модели, технологии. – М., 2017. - С. 12-14.
9. Иркабаева В.А. Делегирование полномочий: преимущества, ограничения, рекомендации по реализации // Проблемы социально-экономического развития России. - Уфа, 2017.- С. 25-28.
10. Календжян С. Делегирование полномочий и ответственности: система эффективного управления: учебник. – М.: Дело, 2017. – 280 с.
11. Колоскова Ю.Н. Эффективное делегирование полномочий в организациях // Современное состояние и перспективы развития научной мысли. – М., 2016. - С. 121-123.
12. Копылова Т.В., Григорьев Е.Ю. Делегирование полномочий в менеджменте // Аудит и финансовый анализ. - 2017.- № 1.- С. 316-318.
13. Машков В.Л., Семенов А.К. Развитие корпоративных отношений на основе делегирования полномочий // Вопросы региональной экономики. -2014. - Т. 19. - № 2. - С. 61-71.
14. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: учебник. - М.: Вильямс, 2016. - 672 с.
15. Нацыпаева Е.А. Проблема делегирования полномочий в современных компаниях // Факторы успеха. - 2021. - № 1 (4).- С. 71-74.
16. Панькина Н.А. Особенности реализации функции делегирования полномочий // Гуманитарные и естественные науки. - Уфа, 2021. - С. 76-80.
17. Рязанов С.А., Тухватуллин И.И., Кондратьев Е.В., Яцук К.В. Делегирование полномочий / Апробация.- 2017. - № 1 (52). - С. 94-96.
18. Садуллаев Х.Х.У. Принципы делегирования полномочий // Аллея науки.- 2017. - Т. 4. - № 16.- С. 575-578.
19. Сукоркин А.А. Процесс делегирования полномочий: особенности, процесс осуществления, причины отказа// Таврический научный обозреватель. - 2017. - № 4-2 (21).- С. 13-17.
20. Харитонова А.П., Калошина Т.Ю. Управленческий аспект делегирования полномочий в организации// Социально-экономические проблемы совершенствования управленческой деятельности: теория и опыт.- Новосибирск, 2017. - С. 161-162.
21. Цомаева М.Р., Валиева И.Л., Гогицаева Е.Б. Организационные процессы в системе менеджмента // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. - 2020. - № 17. - С. 40-43.
22. Черепанова Е.Е. Делегирование полномочий как эффективный инструмент управления // Россия в многовекторном мире: национальная безопасность, вызовы и ответы.- М., 2017. - С. 250.
23. Шамина Е.М., Домнина А.И., Иванова Д.С., Торопова А.И. Об эффективном делегировании полномочий // Современные научные исследования и инновации. - 2017. - № 4 (72). - С. 507-508.
Читать дальше