Итак, по итогам проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
В современном мире институт общественных объединений имеет наиболее весомое значение для стабильного развития гражданского общества как оплота демократического государства. Анализ динамики изменений количества общественных объединений показал их постоянное обновление, хотя общий показатель численности остается примерно на одном уровне, что говорит о развитии данного института конституционного права.
Эффективное взаимодействие общественных объединений с государственными структурами позволило бы качественно реализовать конституционные интересы и обеспечить права и свободы человека и гражданина.
На любом историческом периоде существования государства людям приходилось объединяться, в первую очередь, для защиты собственных интересов или для достижения каких-либо иных целей. Ярким примером таких организаций можно назвать тред-юнионы, которые создавались в Великобритании для защиты прав рабочих. Объединения людей могли носить как временный, так и постоянный характер. Ряд таких объединений носили законный характер, а другие нет. Создание и деятельность общественных объединений в государстве свидетельствует, как правило, о демократическом пути развития, а также о формировании гражданского общества. Богатый исторический опыт в этом направлении имеет Россия и ее регионы. Одним из первых обществ в Российской империи стало Вольное экономическое общество, созданное при Екатерине II, далее появляется Русское географическое общество. Говоря о дореволюционной России, следует отметить, что развитие общественных объединений всецело зависело от воли монарха и до реформ Александра II общественные объединения развивались слабо. Серьезным толчком к развитию общественных объединений стало изменение общественно-политического строя нашего государства после революции 1917 года, когда на уровне правовых документов, в первую очередь, Конституции РСФСР 1918 года было закреплено право трудящихся объединяться.
Конституция Российской Федерации в статье 30 гарантирует свободу деятельности общественных объединений. Содержание права граждан на объединение, основные государственные гарантии этого права, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации регулируются Федеральным законом Российской Федерации «Об общественных объединениях», Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законами об отдельных видах общественных объединений.
Под общественным объединением понимается добровольное самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения. В соответствии с законодательством Российской Федерации граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов.
На территории Российской Федерации могут создаваться и действовать общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения. Деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности.
В Советском Союзе большое внимание уделялось развитию общественных объединений. Не была исключением, и Башкирская АССР На территории республики осуществляли свою деятельность десятки различных общественных организаций, как правило, они были региональными отделениями всесоюзных общественных организаций. Основным фактором, влияющим на деятельность общественных объединений, в советский период являлся контроль со стороны органов государственной власти. Вместе с тем деятельность общественных организаций была законодательно оформлена.
В Конституции БАССР 1937 года вопросы деятельности общественных объединений регламентировались статьей 93. В ней говорилось, что гражданам Башкирской АССР обеспечивается право объединения в общественные организации: профессиональные союзы, кооперативные объединения, организации молодежи, спортивные и оборонные организации, культурные, технические и научные общества.
Ряд документов, касающихся общественных организаций, был принят Верховным Советом БАССР К ним относятся Положение «Об общественных сельских комитетах Башкирской АССР» от 7 марта 1975 года, Положение «Об уличных (квартальных) комитетах в городах, рабочих поселках и сельских поселениях БАССР» от 31 июля 1963 года и др.
Наиболее полно вопросы деятельности общественных объединений были представлены в Конституции БАССР 1978 года. В ст. 45 непосредственно закрепляется право граждан объединяться в общественные организации, способствующие развитию политической активности и самодеятельности, удовлетворению их многообразных интересов.
В указанной статье также регламентировано, что общественным организациям гарантируются условия для успешного выполнения ими своих уставных задач. Важно отметить, что рассматриваемая Конституция БАССР закрепила участие общественных организаций в управлении государственными и общественными делами, а также в решении политических, хозяйственных и социально-культурных вопросов (ст. 7).
В соответствии с Конституцией БАССР гражданам предоставляется право участвовать в управлении общественными делами. Это право обеспечивается возможностью работы в общественных организациях и органах общественной самодеятельности (ст. 42).
Также каждый гражданин Башкирской АССР имеет право вносить в общественные организации предложения по улучшению их деятельности и критиковать недостатки в работе (ст. 43).
Современная нормативная база Республики Башкортостан, обеспечивающая деятельность общественных объединений, представлена различными источниками.
В числе первых необходимо отметить Конституцию Республики Башкортостан 1993 года, которая в ст. 36 обеспечивает каждого правом на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или к пребыванию в нем.
Основным нормативным правовым документом в данной сфере является Закон Республики Башкортостан от 06.03.2001 № 189-з «Об обеспечении свободы деятельности общественных объединений в Республике Башкортостан».
Действие настоящего Закона распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций).
Закон дает понятие общественного объединения, определяет учредителей, членов и участников общественного объединения, закрепляет принципы создания и деятельности общественных объединений и др.
Одним из важных элементов данного Закона является определение целей создания и деятельности общественных объединений, среди которых обозначены благотворительность, развитие различных видов творчества, патриотизм и многие другие.
В качестве форм деятельности общественных объединений определяются: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности.
Общественные объединения являются неотъемлемым элементом любого гражданского общества.
Гражданское общество - это сложный механизм, направленный на решение социальных, политических, экономических и иных вопросов, но представляется очевидным, что ему необходимо активизировать свои усилия по адаптации к новой реальности быстро меняющихся взаимосвязанных проблем.
За последние несколько лет нагрузка организаций гражданского общества
возросла, и с увеличением объема работы возрастает ответственность и необходимость эффективного управления.
Например, группы гражданского общества рассчитывают на реализацию целей Организации Объединенных Наций в области устойчивого развития и на сотрудничество с другими общественными объединениями в целях преобразования глобального развития в течение следующего десятилетия.
Существует 17 целей, охватывающих целый ряд сложных социальных проблем, которые необходимо контролировать и решать, особенно на фоне размывания границ между гражданским обществом, правительствами и деловыми кругами.
Этот контекст резко возрастающих требований дополняется более масштабными вызовами в области безопасности, в гуманитарной сфере и в области изменения климата. Все это вынуждает сектор гражданского общества искать эффективные механизмы решения проблем путем переосмысления программ, операций, стратегий и моделей партнерства.
Институты гражданского общества должны работать более усердно, эффективно и прозрачно, и лучше контактировать с представителями власти и другими заинтересованными сторонами.
Недавние скандалы, поразившие некоторые международные НПО, а также рост числа правых популистских идей еще больше усугубляют ошибочные представления и недоверие к этому сектору и подрывают его авторитет.
Реалии современного общества требуют от общественных объединений таких качеств, как гибкость и адаптивность, а также возможность внедрять новые подходы и решения в области социального развития, взаимодействия с властными структурами с помощью инноваций и современных технологий.
Сегодня в Российской Федерации создана и эффективно действует система нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность общественных объединений. Большинство общественных организаций строит свою работу в соответствии с законом, а также на принципах доверия и партнерства с представителями государственной власти.
Таким образом, те задачи и цель, которые были поставлены в начале работы, достигнуты в полном объеме.