Лейтмотивом всего творчества М. Шелера было стремление «укрепить человеческое самосознание», вновь открыв измерение трансценденции, указать человеку задачи, превосходящие фактичность его эмпирического и исторического бытия. Особенно в поздних работах философа явственно обнаруживается попытка осмыслить кризис европейского человечества и все то, что он называл «нашей извращенной и запутанной цивилизацией» (процессы прогрессирующей символизации мира), которая возникла вместе с наукой, техникой и формализацией человеческих отношений.
Для Шелера человек есть способность и возможность как обретения, так и реализации человеком духовного начала, то есть становления в качестве личности. Таким образом, новые философско-антропологические ракурсы постановки вопроса о сущности человека обозначены у М. Шелера. У него происходит смещение акцента с вопроса «кто мы?» на «где мы?». С последним взаимосвязан вопрос о возможности определения сущности человека через его способности и способы существования.
Традиционную проблему сущности человека становится возможным рассматривать в ракурсе постановки новых вопросов, а именно: «Где и когда существует человек?», – и взаимосвязанных с ними: «Каковы способности и способы существования человека?», определяющих его бытие в мире и специфический опыт. Эти актуальные философско-антропологические ракурсы понимания и подходы к исследованию были заложены М. Шелером.
М. Шелером остро ощущался кризис европейской культуры, источником которого он считал культ выгоды и расчет. Логике интеллекта он противопоставлял логику чувства, которую полагал интенциональным актом, с помощью которого познаются ценности.
Человек все же представляет собой сложнейшее существо, которое реализуется в процессе своей жизнедеятельности благодаря многим природным факторам, главными из которых являются разум, определяемый как продолжение высших психических способностей, которые обнаруживаются и у других представителей природы, но в меньшей степени, и дух, рассматриваемый как стремление преодолеть существующие препятствия. Сочетание этих сил и дает человеческому самосознанию возвыситься над всей остальной природой.
Таким образом, антропологический подход сегодня предполагает не просто концентрацию внимания на проблемах человека, но и их осмысление на основе новых принципов. Использование исследователем антропологического подхода к решению проблем предполагает знание, что такое мир, человек, наука, познание и прочие явления, смысл которых существенно трансформировался в контексте неклассической философии. Для этого следует обратиться к фундаментальным принципам философии, которая начала складываться наряду с различного рода антропологиями в последней трети XIX века и получила название неклассической.
Таким образом, перед нами появляется учение о человеке, которое противопоставляет человека всему остальному. Мне кажется, это очень важно. Человек формируется этим противопоставлением. Человек становится человеком не тогда, когда на него оказывает влияние социум, культура, или, наоборот, биологические предпосылки его становления. Есть поворотная точка в становлении человеком. Эта точка – то самое «Нет» бытию. Человек как бы поворачивается к нему лицом, а не держит его за спиной в качестве каузальных цепей. Точка поворота, «Нет» – это, по Шелеру, идеация. Мы можем не соглашаться с этим, потому что о точке «Нет» разные философы говорили по-разному. Может быть, это некоторое отталкивание без постановки вопроса о предметности. Сейчас мне хочется заострить внимание просто на том, что такая точка должна существовать.