Введение 4
Глава 1. Теоретические основы профессиональной пригодности личности 6
1.1. Понятие о профессиональной пригодности 6
1.2. Профессиональный портрет личности руководителя 10
Глава 2. Методическое обоснование исследования профессиональной пригодности руководителя 16
2.1. Психодиагностические методики профессиональной успешности руководителей 16
2.2. Описание методик для эмпирического исследования 18
Глава 3. Эмпирическое исследование профессиональной пригодности руководителя 23
3.1. Описание исследования 23
3.2. Результаты диагностики, ее анализ и выводы 24
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Читать дальше
Профессиональная деятельность так или иначе занимает важнейшее место в жизни каждого человека. Ведь именно это приносит достаток и обеспечивает определённый уровень достатка. Профессия реализует потребности человека в достатке, признании, статусе в обществе. Чтобы стремиться к повышению своего уровня благосостояния, необходимо постоянно профессионально совершенствоваться, развиваться. Но для того, чтобы не потерять свои профессиональные достижения, необходимо быть профессионально пригодным конкретной должности.
Анализ литературы позволил определить понятие профессиональной пригодности – это комплекс профессиональных и личностных характеристик личности, необходимых для выполнения профессиональной деятельности на необходимом уровне. Различные авторы предлагают разные модели структуры профессиональной пригодности. Общее содержание заключается, что структурными элементами профессиональной пригодности является наличие определенного соответствующего уровня образования, мотивация человека в конкретной профессиональной области, непосредственно физическая готовность, психологически особенности личности (такие как характер, эмоциональность и пр.).
Изучение профессиональных особенностей людей, занимающие руководящие должности, требует особого внимания и тщательного рассмотрения. Наличие у руководителя необходимых профессиональных характеристик способствует осуществлению эффективного управления организацией. Профессиональная пригодность руководителя определяется наличием у него так личных и деловых качеств, как эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, владение деловой этикой, коммуникабельность, наличие определенных профессиональных знаний, автономность, умение принятия оперативных решений. Совершенно очевидно, что человек может обладать на высоком уровне некоторыми важнейшими компетенциями, но при высоком уровне застенчивости или эмоциональной нестабильности, быть эффективным руководителем сложно.
С помощью комплекса методик психологических диагностик среди испытуемых руководителей в количестве 7 человек удалось экспериментально определить структуру профессиональной пригодности руководителя. Диагностика проходила с помощью следующих методик: 16-факторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла, определение уровня стрессоустойчивости, диагностика памяти. Методика «Оперативная память», Диагностика внимания. Методика Мюнстерберга.
Результатом исследования стало подтверждение гипотезу о том, что профессиональная пригодность руководителя определяется совокупностью характеристик, присущих личности, такие, как уровень интеллекта, стрессоустойчивость, уверенность в себе и пр.) и эти характеристик должны находиться на уровне не ниже среднего.
В целом все руководители более или менее обладают критериям профессионально значимых личностных характеристик руководителя, так как уже имеют некоторый опыт работы. Стоит обратить внимание на те результаты, которые показывают сдвиг в уровне стрессоустойчивости и эмоциональной стабильности. Возможно, в данных ситуациях уже имеет место профессиональному выгоранию, что приводит в свою очередь к развитию профессиональной непригодности. Но это уже отдельная тема для исследования
Таким образом, по результатам исследования гипотеза подтвердилась. Цель работы достигнута, задачи выполнены. Профессиональная пригодность руководителя определяется наличием у него высокого уровня личностных и профессиональных характеристик, предъявляемых к должности «руководитель».
Читать дальше
1. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. - М.: Наука, -2017., 231 с.
2. Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одаренности // Проблемы способностей. М., 2018. - С. 15-32.
3. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. - М.: Мысль, - 2020. – 453 с.
4. Бакиев В.В. Влияние мнения неорганизованной группы и сложившегося коллектива на проявление внушаемости личности // Вопросы психологии, 2004. - №4. - С.89 - 100.
5. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Соколова Е.Д. Методика многостороннего исследования личности (структура, основы, интерпретации, некоторые области применения). - М.: Фолиум, 2014. – с. 312
6. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристика и условия достижения. - М.: Флинта - Наука, 2018. – 357 с.
7. Борисова Е. М. Индивидуальное своеобразие становления профессионалаـ. — В кн.: Психофизиологические особенности становления профессионалаـ. Т. II. / Под ред. К.М. Гуревичаـ. М., 1976, 638 с.
8. Братусь Б.С. К проблеме выделения уровней мотивации // Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности. - М., 2018. – 372 с.
9. Виноградов П.И. О некоторых психологических аспектах непрерывного образования руководителей народного образования / В сб. статей: Проблемы и перспективы развития ФППК ОНО. - Киров: КГПИ, - 2021. - С. 45-45.
10. Дунаевский Ф.Р. Проблемы профессионального отбора / Ф.Р Дунаевский. - Харьков, - 2019. - с.542.
11. 3еер Э.Ф. Психология профессий. / Э.Ф Зеер - Екатеринбург: - УрГППУ, - 2017. – 286 с.
12. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. / Е.М. Иванова - М., 2017. – 452 с.
13. Ильин Е. П. Сущность и структура мотива // Психологический журнал, 2005. - Т. 16. - №2. - С.27-41.
14. Климов Е.А. Введение в психологию труда. / Е.А Климов - М.: Изд-во МГУ, - 2018. 458 с.
15. Климов Е.А. Психология профессионала. / Е.А, Климов - М.: ИПП, - 2016. – 389 с.
16. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. / Е.А. Климов - Ростов-н/Д.: Феникс, 2016. – 290 с.
17. Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. / Ковалева А.Г. - М.: Политиздат, - 2015. – 345 с.
18. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. / И.С. Кон - М.: Политиздат, - 2014. – 220с.
19. Кудрявцев Т.В. Стратегия делового успеха: Учеб. пособие. / Т.В. Кудрявцев - Ростов-н/Д.: Феникс, 2015. – 672 с.
20. Управление человеческими ресурсами: энцикл.: пер. с англ. / редкол.: М. Пула [и др.]. — СПб.: Питер, 2020., 543 с.
21. Шаталова Н. Л. направления работы с молодежью в условиях структурной реформы отрасли//Экономика железных дорог. – 2014. - № 4. – С. 64-74.
Читать дальше