Введение………………………………………………………………3 Глава 1. Теоретические аспекты исследования стереотипизации в межличностном общении и восприятии……………………………….6 1.1 Сущность понятия «межличностное общение»…………..…..6 1.2 Особенности понятия «межличностное восприятие»…….…10 1.3 Особенности появления и проявления стереотипов в межличностном общении и восприятии……………………..13 Глава 2. Анализ влияние стереотипов на характер межличностного восприятия и общения…………………………………………………18 2.1 Особенности взаимодействия стереотипов и межличностного общения…………………………………………………………….18 2.2 Диагностика избавления от стереотипов и корректировки стереотипов в межличностных коммуникациях………………..20 Заключение………………………………………………….……29 Список литературы……………………………………………..30

Стереотипы и их влияние на межличностное восприятие и общение

курсовая работа
Психология
30 страниц
82% уникальность
2022 год
38 просмотров
Мария М.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение………………………………………………………………3 Глава 1. Теоретические аспекты исследования стереотипизации в межличностном общении и восприятии……………………………….6 1.1 Сущность понятия «межличностное общение»…………..…..6 1.2 Особенности понятия «межличностное восприятие»…….…10 1.3 Особенности появления и проявления стереотипов в межличностном общении и восприятии……………………..13 Глава 2. Анализ влияние стереотипов на характер межличностного восприятия и общения…………………………………………………18 2.1 Особенности взаимодействия стереотипов и межличностного общения…………………………………………………………….18 2.2 Диагностика избавления от стереотипов и корректировки стереотипов в межличностных коммуникациях………………..20 Заключение………………………………………………….……29 Список литературы……………………………………………..30
Читать дальше
Современные глобальные изменения, происходящие в жизни нашего общества и затрагивающие каждого отдельного человека, не могут не сопровождаться и изменениями в общественном сознании. У каждого народа, каждой нации есть свои собственные представления об окружающем мире, о людях, о представителях другой культуры. Процесс изменения традиционных структур в области экономики, государственного устройства достаточно сложен, но не менее сложен и процесс изменения сложившихся социальных норм, стереотипов, установок, позиций, мировоззрения. В силу этого все чаще звучат слова о необходимости изменения привычных стереотипов мышления, тормозящих процесс осуществления новых реформ, не вписывающихся в рамки инновационных парадигм. Все это подразумевает самое непосредственное включение социальной психологии в изучение явлений, происходящих как в жизни общества в целом, так и в жизни отдельных людей. Но насколько просто формулируется тезис о необходимой «ломке стереотипов прошлого», настолько сложно происходит этот процесс в действительности. Интенсивно меняющаяся социальная реальность форсирует социально-психологические процессы, на которые раньше уходили годы, десятилетия, и в то же время, конструктивные изменения в общественной психологии происходят относительно медленно (10, c. 15). Различные аспекты понятия социального стереотипа и феномена стереотипизации начали разрабатываться в 20-х годах нашего столетия сначала в американской психологии, а затем в отечественных исследованиях. Фундаментальные исследования в области изучения феномена стереотипа и процесса формирования стереотипов были проведены такими российскими исследователями, как, например, И.


Многие хотят знать, где можно написать эссе на заказ, с этим вам поможет Work5.


.П.Павлов, Ю.В.Бромлей, В.П.Трусов, В.Н.Куницына, П.Н.Шихирев, В.С.Агеев, В.А.Ядов, а также рядом зарубежных авторов, в основном представителями американской социальной психологии и социологии У.Липпманом, Д.Катцем и П.Брейли, Р.Нисбетом, М.Россом, Д.Л.Гамильтоном, Н.Кэнтором, К.Макколи и рядом других авторов. В последние годы теория социально-психологического стереотипа получила дальнейшее развитие в исследованиях Е.В.Орловой, А.Ю.Козловской-Тельновой, А.Е.Певзнером, Р.М.Грановской и Ю.С.Крижанской. Актуальность работы вызвана интересом многих исследователей к проблеме стереотипизации в обществе, а также ярким противоречием между развитием научно-технического прогресса, активным диалогом культур, развитием межличностных коммуникаций и наличием застарелых стереотипов, от которых в современном обществе образуется множество проблем. Познание другого человека сопровождается эмоциональной оценкой этого человека, попыткой понять поступки, спрогнозировать изменения в поведении и смоделировать собственное поведение. Поскольку к этому процессу привлечены как минимум два человека, и каждый является активным субъектом, то в построении стратегии взаимодействия каждому необходимо учитывать не только потребности, мотивы другого, но и то, как другой понимает потребности и мотивы партнера. Объект исследования – стереотипы в межличностном общении и восприятии. Предмет исследования – сущность социальных стереотипов поведения. Цель исследования заключалась в комплексном изучении детерминант и проявлений социально-психологических стереотипов поведения. Объект, предмет и цель исследования позволили нам определить следующие задачи исследования: 1. Определить сущность понятия «межличностное восприятие»; 2. Дать определение понятию «межличностное общение»; 3. Проанализировать основные подходы, связанные с изучением стереотипности; 4. Изучить социально-психологические детерминанты стереотипного поведения 5. Выявить методы диагностики и корректировки появления стереотипов в межличностном общении и восприятии. Для достижения цели работы и для выполнения поставленных задач, мы использовали следующие методы исследования: общелогические (анализ, синтез, дедукция, абстрагирование, обобщение), методы теоретического познания (систематизация, моделирование, аналогия), выведение обобщений из совокупности данных и т.д.) Данная курсовая работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение и список использованной литературы. Результаты курсовой работы могут быть использованы для теоретического и методического изучения феномена стереотипа в современном обществе с точки зрения психологии, социологии и конфликтологии.

Читать дальше
Итак, феномен стереотипизации имеет как гносеологические, так и социально-политические корни. Он выполняет функцию объяснения и понимания социальных явлений и процессов с помощью интерсубъективных (и в этой мере стереотипных) понятий и категорий создается то внутренне однородное мыслительное пространство», в рамках которого становится возможным взаимопонимание людей. Вместе с тем, существование одинаковых когнитивных схем — необходимое, но не достаточное условие формирования стереотипа. Он несет выраженную идеологическую нагрузку, отражая интересы господствующего класса и глубокие социальные антагонизмы капиталистического общества. Будучи инструментом манипулирования социальными ценностями и реальным поведением людей, стереотипы массового сознания выступают одной из форм отчуждения и духовного подавления широких слоев трудящихся. С некоторой долей условности можно сказать, что стереотипизированное сознание — это «ничье» сознание, созданное и функционирующее с помощью могущественной «масс-медиа» — индустрии лжи, ненависти и страха. Таким образом, были рассмотрены основные аспекты становления личности, и в частности, социальных стереотипов поведения современных людей, которые формируются под влиянием множества факторов, описанных выше. Сформировавшиеся стереотипы очень устойчивы и часто сохраняются на протяжении всей жизни человека, их разрушение обычно бывает очень болезненным процессом, влечет за собой раздражение, чувство дискомфорта, приводит к серьезным нарушениям психического равновесия, вплоть до полноценного стресса. Отчасти враждебное отношение к новому определяется подсознательно действующим инстинктом самосохранения, который пытается защитить нас от возможных потрясений, связанных с разрушением устоявшихся стереотипов. Однако социальная психология современного мира способна корректировать и постепенно избавлять общество от стереотипов.
Читать дальше
1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2017. - 363 с. 2. Белоногов С.Е. Социальный стереотип: позитивное или негативное явление // Science Time. 2014. №2 (2) С.5-8. 3. Бодалев А. А., Куницына В. Н., Панферов В. Н. О социальных эталонах и стереотипах и их роли в оценке личности // Ученые записки ЛГУ. НИИКСИ. Л., 1971. Вып. 9. С. 151 — 160. 4. Бодалев А. А. Личность и общение – М: Прогресс, 2000. - 325 с. 5. Бодалев А. А. Психология общения. Энциклопедический словарь. — М.: Когито-Центр, 2015. — 672 с. 6. Бучилова И.А. Психологические особенности преодоления педагогических стереотипов у студентов и воспитателей дошкольных учреждений: диссертация кандидата психологических наук: 19.00.07. - Череповец, 2002. - 204 с. 7. Головкин Р. Б., Шумов П. В., Ямщикова С. Я. Социальные стереотипы и право // Пробелы в российском законодательстве. 2010. №4 С.67-68. 8. Гутман Е. В., Шибанкова Л. А., Захарова П. И. Педагогические механизмы устранения ментально-этнических стереотипов восприятия представителей иных этнических групп // КПЖ. 2015. №1 9. Засыпкин В.П. Социальный стереотипный образ современного учителя // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. №42. 10. Ионина М.А., Сизых И.С. Социально-психологические стереотипы в средствах массовой информации // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2010. №6 С.298-299. 11. Казаренков В.И. Педагогика против стереотипов // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2011. №5 С.248-249. 12. Ким И.Н. Профессиональная деятельность преподавателя российского вуза: сложившиеся стереотипы и необходимость перемен // Высшее образование в России. 2014. №4 С.39-47. 13. Липпман У. Общественное мнение/Пер. с англ. — М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. — 384 с. 14. Маркина Н.В., Маковецкая Ю.Г. Образ одарённого ученика в восприятии учителя // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2016. №1 (26) С.61-66. 15. Наумова Л.М. Базовые социальные стереотипы в педагогическом маркетинге // Высшее образование в России. 2015. №3 С.85-92. 16. Панферов В.Н. Восприятие и интерпретация внешности людей // Вопр. психол. 1974. № 2. С. 59—64. 17. Педагогическая психология / Под ред. И.Ю. Кулагиной, — М.: Академический проект, 2011. — 320 с. 18. Питерова А.Ю., Тетерина Е.А. Социальные стереотипы: особенности формирования и изучения // Наука. Общество. Государство. 2016. №1 (13) С.103-110. 19. Полев Д.М. Эталон, прототип и стереотип как механизмы восприятия человека человеком // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2009. №18 (151) С.19-25. 20. Попова В.О., Балезина Е.А. Роль средств массовой информации в формировании стереотипов массового сознания // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2015. №2 (22) С.88-94. 21. Реан А. А. Психология личности. — СПб.: Питер, 2016. — 288 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Бизнес - план создания парикмахерской
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Бизнес-планирование
реферат
Первый и второй закон Госсена
Количество страниц:
10
Оригинальность:
72%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Экономическая теория
курсовая работа
Монистические и плюралистические концепции бытия
Количество страниц:
20
Оригинальность:
59%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Философия
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image