НДС является регулятором спроса и оказывает влияние на решения потребителей, с одной стороны, таким образом, проявляется его регулирующая и стимулирующая роль в развитии экономики страны, с другой стороны, налог является основным бюджетообразующим налогом в Российской Федерации, что свидетельствует о реализации им фискальной функции.
Современные реалии диктуют необходимость принятие мер, направленных на повышение роли налога в формировании налоговых доходов в бюджетной системе Российской Федерации с целью обеспечения государства необходимыми финансовыми ресурсами для решения стоящих перед ним задач и обеспечения стабильного экономического роста.
Кроме того, вопросы повышения роли НДС в формировании налоговых доходов в бюджетной системе Российской Федерации на современном этапе приобретают еще большую значимость и актуальность в связи с повышением налоговой ставки НДС до 20% с 2019 года.
В рамках данного исследования были изучены теоретические основы функционирования НДС в современных условиях, определена сущность и и роль налога в формировании доходов бюджета; рассмотрен порядок расчета налоговой базы, особенности исчисления и взимания НДС в Российской Федерации; проведен анализ динамики налоговых поступлений НДС в бюджет страны; определены основные проблемы налогового администрирования, исчисления и взимания НДС в Российской Федерации; произведена оценка основным направлениям налоговой политики страны в части совершенствования НДС; определены основные направления совершенствования НДС в Российской Федерации в целях повышения роли налога в формировании налоговых доходов в бюджетной системе страны.
По итогам диссертационного исследования можно сделать следующие выводы.
НДС является одним из бюджетообразующих налогов в Российской Федерации. Налог призван исполнять фискальную, распределительную и регулирующую функции в бюджетно-налоговой системе страны. Сущность НДС заключается в том, что в результате взимания данного налога облагается добавленная стоимость. Данный налог является косвенным, он заложен производителем (продавцом) в стоимость товара (работы, услуги).
НДС играет важную роль в пополнении доходов федерального бюджета страны, его доля весома в консолидированном бюджете Российской Федерации и составляет около 17.7 % в общем объеме всех налоговых поступлений.
Отнесение НДС к налогам на потребление придает ему характер косвенного налога. Как известно, отличие косвенного налога от прямого заключается в следующем. В прямых налогах фактический и юридический плательщики совпадают, в косвенных налогах - фактический и юридический плательщики могут не совпадать. Косвенные налоги в бюджет перечисляет один субъект (юридический плательщик), однако бремя уплаты несет иное лицо (фактический налогоплательщик).
Например, юридическим плательщиком НДС является продавец товара, но фактически бремя уплаты (расходы по уплате) несет покупатель товара, так как НДС включается в его стоимость. Данная особенность прямо не указана в налоговом законодательстве, однако, является одной из характеристик данного налога. НДС является важнейшим из косвенных налогов в Российской Федерации, с помощью которого изымается часть добавленной стоимости в бюджет страны, при чем, это происходит на всех стадиях производства и обращения.
Экономическая сущность НДС проявляется в его многоступенчатости.
Кроме того, сущность НДС проявляется в выполняемых им функциях.
Так, НДС выполняет фискальную функцию, эффективность которой определяется стабильным ростом налоговых поступлений не за счет усиления налогового бремени, а за счет увеличения налоговых баз, объектов и источников налогообложения.
НДС в своей регулирующей функции обслуживает процессы участия государства в экономике страны для стимулирования ее роста. Регулирование – не самоцель, оно должно подчинятся эффективному решению фискальных задач при оптимальной налоговой нагрузки на бизнес – сообщество.
Контрольная функция НДС обусловлена законодательно – правовой формой фискальных платежей. Данная функция не существует вне связи с фискальной и регулирующей функциями.
НДС, как один из важнейших налогов в бюджетно-налоговой системе страны, имеет следующие преимущества по сравнению другими налоговыми платежами.
Во-первых, НДС стимулирует процессы накопления и инвестирования, так как ресурсы, невправленные на инвестиции, освобождены от налогообложения.
Во-вторых, более широкая налоговая база по НДС, что значительно увеличивает потенциальную способность налога приносить доход в бюджет.
В-третьих, НДС оказывает стимулирующее воздействие на расширение производства.
В-четвёртых, НДС взимается постепенно, на каждой стадии цикла производства и распределения, что делает данный налог менее «заметным».
В случае изъятия государством через НДС большого количества чистой добавленной стоимости, имеет место падение стимула для бизнеса. Бизнес - сообщество вынуждено экономить на расходах на оплату труда, сокращать объемы бизнеса из-за низкой прибыли, либо старается, переложить налоговое бремя на покупателя, что в условиях высокого уровня конкуренции и ограниченного спроса представляется не всегда возможным. Если же взимаемый государством НДС равняется либо превышает добавленную стоимость, то хозяйствующие субъекты утрачивают стимул к работе.
Исходя из изложенного, очевидно, что налоговая ставка по НДС должна быть оптимальной, в противном случае, она может оказать негативное влияние на объем производства, понизив его, либо на цены, повысив их. В результате подобных негативных тенденций произойдет снижение объемов при отсутствии роста доходов покупателей.
Применительно к Российской Федерации, например, НДС имеет базовую налоговую ставку 20%. А по некоторые позициям товаров и услуг, (социально – значимые товары) установлена пониженная ставка налога в размере 10% (продукты питания, медикаменты, товары для детей и пр.). Некоторые услуги, товары, продукты полностью освобождены от уплаты этого налога, что регламентировано пунктами 1-3 ст. 164 НК РФ (медицинское обслуживание, транспортные услуги, плата за детские сады и т.д.).
Экспорт облагается по ставке 0 %.
Установленная, таким образом, система налогообложения НДС в Российской Федерации создана для решения следующих задач:
– распределение уплаты налога по разным стадиям производственного и коммерческого циклов позволяет снизить налоговую нагрузку на предприятия, поскольку значительно сокращается сумма к уплате в бюджет (применение налоговых вычетов не позволяет многократно взимать налога с одной и той же стоимости);
– уменьшается риск снижения налоговых доходов бюджета из–за уклонения от налогообложения (обязанность по уплате налога распределена между разными налогоплательщиками);
– позволяет при осуществлении экспортных операций освободить экспортируемые товары (услуги) от национального налога и взимать налог в стране назначения, а также дает возможность возмещать НДС, уплаченный экспортером товара поставщикам. Это позволяет полностью освободить экспортируемые товары от косвенных налогов и, тем самым, повысить конкурентоспособность отечественного производства.
Налоговое законодательство большинства стран использует в качестве метода исчисления НДС непрямой метод вычитания, который также именуется зачетным (инвойсным) методом. Данный метод используется также в Российской Федерации в рамках главы 21 НК РФ.
Существующий порядок исчисления НДС дает возможность бюджету получать дополнительный доход, например, если в цепочке производителей хоть один из них освобожден от уплаты данного налога. Ведь несмотря на уплату налога в бюджет всеми прежними производителями, затраты покупателя по приобретению продукции у предприятия, имеющего льготы, не будут определяться как зачетные по НДС и при их дальнейшей продажи повторно будут обложены налогом в полном объеме.
Несмотря на весомую роль НДС в формировании доходной части бюджета, существуют определённые проблемы исчисления и взимания НДС в Российской Федерации: проблема высокой налоговой нагрузки на бизнес – сообщество (в том числе, в связи с ростом общей ставки НДС до 20%), сложность исчисления налога, проблема возмещения НДС из бюджета, сложность в вопросах правомерности применения налоговых вычетов и пр.
Специфика налогового администрирования НДС в Российской Федерации заключается в следующем.
- НДС является важнейшим налогом для бюджета страны. Он обеспечивают весомую долю налоговых поступлений как в федеральный бюджет. Так и, в целом, в консолидированный бюджет страны.
- Администрирование НДС представляет собой сложную систему (существуют длинные цепочки взаимоотношений по начислению НДС при каждой стадии движения товара, что усложняет процедуру его проведения).
- На НДС приходится самое большое среди других налогов количество правонарушений и различных нелегальных схем минимизации налоговых платежей.
- Бремя НДС весомо для налогоплательщиков. Это объясняется не только повышенной налоговой ставкой, но и объёмностью отчётности, сложной процедуры получения возмещения, применения вычетов и пр.
Все перечисленные выше обстоятельства необходимо учитывать при налоговом администрировании НДС.
Произведем оценку основных направлений совершенствования НДС и разработаем на ее основании некоторые рекомендации по повышению его роли в формировании налоговых доходов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно основным направлениям налоговой политики Российской Федерации, совершенствование НДС всегда занимало одно из важных мест в процессе реформирования налоговой системы страны. В результате нововведений в отношении НДС, в целом, наблюдается положительная динамика изменений: рост выручки, постепенное сокращение доли теневого сектора экономики, повышении качества налогового администрирования, и, как следствие, рост собираемости налога.
По результатам оценки основных направлений совершенствования НДС с целью повышения его роли в формировании налоговых доходов бюджетной системы Российской Федерации можно отметить и некоторые негативные последствия, и угрозы для бюджета страны.
Так, простое повышение ставки НДС является лишь иллюзией, что доходы бюджета резко возрастут. Повышение в 2019 году ставки НДС свидетельствует о повышении фискальной функции налога. В целях совершенствования налога, необходимо заняться вопросами повышения его регулирующей и стимулирующей роли для обеспечения стабильного роста экономики страны и обеспечения благоприятных условий для развития хозяйствующих субъектов, что окажет влияние на рост налоговой базы и на уровень собираемости и поступлений налога в бюджет страны.
Кроме того, что в Российской Федерации существует проблема пополняемости региональных бюджетов, в целях повышения роли НДС в формировании доходов этих бюджета Российской Федерации рекомендуется создание нового подхода к разграничению налогов между уровнями бюджетной системы (перераспределение НДС между федеральным и региональным бюджетом).
Для повышения роли НДС в бюджетной системе Российской Федерации необходимо уделить особое внимание росту качества налогового администрирования НДС и осуществление вывода бизнеса из теневого сектора экономики, что поспособствует росту собираемости налога.
Перечисленные выше меры и рекомендации направлены на повышение роли НДС в формировании доходов бюджета страны. Планируемые к проведению реформы НДС, в свою очередь, не должны приводить к сокращению поступлений НДС в бюджет, а также ухудшать положение плательщиков налога.
Таким образом, преобразования НДС - это комплексная проблема. Преобразования должны коснуться всех сфер НДС: элементов налога, порядка его исчисления и администрирования и пр. НДС будет эффективен в случае наличия усовершенствованных и реально действующих институтов и при соответствующей модели начисления и уплаты. Все мероприятия по модернизации НДС должны происходить с учетом специфики экономического развития страны и на основе научных методов налогообложения.