ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы развития самостоятельности младших школьников 5
1.1 Проблема формирования самостоятельности детей младшего школьного возраста в психолого-педагогической литературе 5
1.2 Способы формирования самостоятельности младших школьников в учебной деятельности 13
Выводы по первой главе 18
Глава 2. Методические особенности использования проектной деятельности на уровне начального общего образования 19
2.1. Содержание, особенности и условия использования метода проектов в начальной школе 19
Выводы по второй главе 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
Читать дальше
Современные вызовы в образовании, становление детоцентристских методов воспитания в семье, необходимость формирования компетенций самостоятельной работы, навыков самообразования диктуют требования, предъявляемые к организации образовательного процесса сегодня.
Федеральный государственный образовательный стандарт не обозначает формирование самостоятельности как отдельный результат учебной деятельности, однако перечисленные метапредметные и личностные результаты наталкивают педагогическое сообщество на мысль о необходимости формирования самостоятельности младшего школьника.
Данную проблему рассматривали в своих трудах многие исследователи: психологи, дидакты, практические работники, хотя и подходы к определению понятия «самостоятельность» могут разниться, исследователи едины в одном мнении формирование самостоятельности у младшего школьника посредством методов проектов должно идти постепенно, начиная с деятельности под полным руководством педагога, заканчивая к концу обучения на уровне начального общего образования полностью самостоятельной работой над учебным проектом. В начале применения метода проектов целесообразно использовать проектную задачу. В свою очередь проектная задача не является самостоятельной педагогической технологией, однако - это основа успешной проектной деятельности школьников.
Метод проектов требует применения специальных условий не только с точки зрения протекания проекта, но и с точки зрения организации данного вида деятельности: педагог должен переделять задачу проектной работы, тщательно продумывать способы и методы осуществления деятельности, проводить диагностику уровня развития самостоятельности школьников. К проведению диагностик целесообразно привлечь педагога психолога образовательной организации.
Также в работе рассмотрены этапы реализации модели формирования самостоятельности школьников при использовании метода проектов при условии постепенного усложнения работы обучающегося.
Реализации метода проекта будет успешной при вовлечении родительской общественности в участие в данном виде деятельности. В таком случае образовательной организации необходимо организовать своеобразное разъяснение, дать методические рекомендации родителям при работе над проектом.
Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что цель, поставленная в ходе проекта – достигнута, задачи исследования – исполнены: использование проектного метода в работе учителя начальных классов способствует формированию самостоятельности младших школьников.
Читать дальше
1. Балясникова Л.В. Психолого-акмеологические особенности формирования самостоятельности младшего школьника URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-akmeologicheskie-osobennosti-formirovaniya-samostoyatelnosti-mladshego-shkolnika/viewer -Дата обращения: 24.04.2022.
2. Венгер А. Л., Цукерман Г. А. Развитие учебной самостоятельности. — М.: ОИРО, 2010. — 432 с.
3. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. - Мн: Харвест, Москва: ACT, 2007. - 800 с.
4. Григорьева Е.В. Методика преподавания естествознания в начальной школе. URL: https://studme.org/370080/pedagogika/metodika_prepodavaniya_estestvoznaniya_v_nachalnoy_shkole Дата обращения - 06.05.2022
5. Данилов М. А. и др. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики /М. А. Данилов, М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, А. А. Бударный, Н. М. Шахмаев, В. В. Краевский; под. ред. М. А. Данилова и М. Н. Скаткина. — М.: Просвещение, 1975. — 303 с.
6. Ефремов, О. Ю. Педагогика. Учебное пособие/ О.Ю.Ефремов. - Спб.: Питер, 2010.-352 с.
7. Землянская, Е.Н. Педагогика начального образования. URL: https://studme.org/381981/pedagogika/pedagogika_nachalnogo_obrazovaniya Дата обращения: 07.05.2022
8. Землянская, Е.Н. Теория и методика воспитания младших школьников: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е.Н. Землянская.-М.:Издательство Юрайт, 2015.-507с.
9. Землянская Е.Н. Чугреева М.К. Учебные проекты младших школьников: Роль родителей // Начальное образование. — 2006. №5. — с. 31-34
10. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров, — Москва: Издательский центр «Академия», 2005 — 448 с.
11. Маммадова, Л. А. Формирование самостоятельности младших школьников в учебной деятельности / Л. А. Маммадова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 48 (338). — С. 429-433. — URL: https://moluch.ru/archive/338/75591/ (дата обращения: 07.05.2022).
12. Мокшина Н.Г., Деревянко М.С. Формирование самостоятельности у младшего школьника в учебно-воспитательном процессе школы. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-samostoyatelnosti-u-mladshego-shkolnika-v-uchebno-vospitatelnom-protsesse-shkoly/viewer Дата обращения: 24.04.2022.
13. Леонтович А.В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности обучающихся, 2003. Режим доступа: https://clck.ru/h2CEk Дата обращения 12.05.2022
14. Немов, Р.С. Психология[Текст]: в 2-х частях / Р.С. Немов.- М.: Просвещение, 2011.-Ч. 2. -320 с.
15. Носикова Я.Н. Развитие познавательной самостоятельности младшего школьника в условиях ФГОС. URL: https://clck.ru/h2CMc Дата обращения: 24.04.2022.
16. Обухов А.С. Психология детей младшего школьного возраста, 2018. URL: https://studme.org/112599/pedagogika/psihologiya_detey_mladshego_ shkolnogo_vozrasta - Дата обращения: 07.05.2022
17. Попова Д.В., Сергеева Б.В. Особенности формирования учебной самостоятельности младших школьников URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1705 Дата обращения: 10.05.2022.
18. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/
19. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. N 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»– Режим доступа: https://base.garant.ru/400907193/
20. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (с изменениями и дополнениями) URL: https://base.garant.ru/70535556/-Дата обращения: 24.04.2022.
21. Рыдзе О.А. Учебная самостоятельность младшего школьника: пути развития. самостоятельности как условия успешного обучения в школе. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_32426679_64487740.pdf Дата обращения: 10.05.2022.
22. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2010. –238с.
23. Старцева Г.А. Проблема активности и самостоятельности личности младшего школьника: теоретические аспекты // Педагогика и современность. - 2013. - № 6. - С. 19 - 21.
24. Хуснетдинова М.К. Развитие самостоятельности младших школьников средствами проектных технологий// Преподаватель ХХI век, 2009, с. 63-67
25. Шульга В.В. Формирование познавательной самостоятельности как условия успешного обучения в школе. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-poznavatelnoy-samostoyatelnosti-kak-usloviya-uspeshnogo-obucheniya-v-shkole/viewer Дата обращения: 24.04.2022.
Читать дальше