В результате проведенного исследования правовых механизмов реализации гарантий прав и законных интересов иностранных инвесторов, которые, в свою очередь, подразделяются на публичные: национально-правовые и международно-правовые, а также частноправовые гарантии, содержащиеся в контрактах, заключаемых с иностранным инвестором, можно сделать следующие выводы, а также предложения по совершенствованию действующего законодательства.
1. Основными гарантиями защиты прав иностранного инвестора являются: право на своевременную, справедливую компенсацию в случае экспроприации, право на получение и использование доходов от вложения инвестиций, «зонтичная оговорка», право беспрепятственного перемещения имущества за пределы принимающего государства, но при этом не всегда данные гарантии реализуются в полном объеме.
2. Обязательства государства, вытекающие из международного договора, возникают у государства вследствие его присоединения к международному договору. В свою очередь, решения международных организаций и постановления международных судебных учреждений могут быть основаны на международном договоре, к которому присоединилась Российская Федерация.
Положения международных договоров, решения международных организаций и международных судебных органов не могут противоречить нормам конституций и не должны вступать в противоречие с национальным законодательством государств, являющихся участниками указанных договоров. Для этого государство должно имплементировать и трансформировать в свое национальное законодательство лишь те положения международного договора, которые соответствуют основам конституционного строя государства и которые также впоследствии будут включаться в гражданско-правовые контракты между принимающим иностранные инвестиции государством и иностранным инвестором.
Таким образом, государство может реализовать принятые на себя обязательства по исполнению содержащихся в международном договоре положений, в том числе в сфере регулирования трансграничной инвестиционной деятельности, возникающей из гражданско-правовых отношений с иностранным инвестором.
3. Представляется, что с целью стабильного осуществления деятельности для иностранного инвестора гораздо важнее соответствие национально-правовых гарантий, содержащихся в законодательстве принимающего иностранные инвестиции государства и частноправовых гарантий в заключаемых с иностранным инвестором контрактах правовым гарантиям, закрепленным в международных договорах, нежели неизменность законодательства государства-реципиента, которое к тому же может противоречить указанным международно-правовым договорам. В этом смысле стабилизационная оговорка не может считаться эффективной правовой гарантией для иностранного инвестора, поскольку для иностранного инвестора очень важна высокая степень интегрированности в экономику принимающего иностранные инвестиции государства. В свою очередь, такая высокая степень интегрированности возможна при соответствии национально-правовых гарантий международно-правовым гарантиям. Стабилизационная оговорка содержит угрозу создания множественности правовых режимов, что может стать предпосылкой нестабильности в трансграничных инвестиционных отношениях, а так- же нарушения конкуренции.
4. Национальные гарантии прав иностранных инвесторов – это обязательства государств-реципиентов, закрепленные в их национальном законодательстве, а также в гражданско-правовых контрактах, заключаемых с иностранным инвестором. Национальное законодательство, содержащее правовые гарантии для иностранных инвесторов, в отличие от двусторонних соглашений о поощрении и защите капиталовложений, может распространять свое действие как в отношении иностранных, так и национальных инвесторов. Кроме того, установление правовых гарантий для иностранных инвесторов в национальном законодательстве может быть удобнее для государства-реципиента, нежели заключение международного инвестиционного соглашения. При этом важно обеспечить соответствие национальных гарантий прав иностранных инвесторов международно-правовым гарантиям.
5. Соглашения о разделе продукции и концессионные соглашения относятся к договорным формам инвестиционных отношений между иностранными инвесторами и странами-реципиентами. При этом применение принципа автономии воли сторон в такого рода инвестиционных отношениях, даже в свете доктрины интернационализации контракта, в силу которой в первую очередь концессионный договор определяет права и обязанности сторон, а обращение сторон к другим источникам возможно лишь в последнюю очередь, существенно ограничивается действием норм непосредственного применения, содержащихся в международном частном праве государства-реципиента, которые направлены на защиту его суверенитета в трансграничных инвестиционных отношениях. Кроме того, данные формы инвестиционных отношений позволяют обеспечить баланс интересов между иностранным инвестором и государством, принимающим иностранные инвестиции, как сторонами гражданско-правового договора.