Актуальность выбранной темы курсовой работы подтверждается практическими исследованиями, поскольку рост проявления агрессивного поведения, вызывает тревогу всего общества. Несмотря на повышенный интерес к указанной проблематике, в психологической литературе нет единой точки зрения на механизмы агрессивного поведения, как нет единого определения этого понятия. Наиболее близкое к проблеме настоящего исследования определение: «Агрессия - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)» (С.Н. Ениколопов, 2001). [13] (номер, стр. 60-72). В данной курсовой работе была проведена работа, которая была направлена на выявление основных характеристик понятий агрессия, такие как агрессивность и самоотношение. Были установлены границы понятий агрессия и агрессивность. Исходя из изученных характеристик было выявлено, что под понятием агрессивность понимается - свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, таким образом, а агрессия представляет собой определенные действия, причиняющие ущерб другому объекту, а агрессивность - это готовность к агрессивным действиям в отношении другого, которую обеспечивает (подготавливает) готовность личности воспринимать и интерпретировать поведение другого соответствующим образом.
Различие понятий агрессия и агрессивность приводит к следующим выводам, что с одной стороны не за всеми агрессивными действиями у субъекта стоит агрессивность личности, а с другой стороны агрессивное поведение человека, не всегда проявляется в действиях, которые подразумевают собой агрессию. Среди форм агрессивных реакций, встречающихся в различных источниках, необходимо выделить следующие:
• Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица.
• Косвенная агрессия – действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.).
• Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).
• Склонность к раздражению – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.
• Негативизм – оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.
Из форм враждебных реакций отмечаются:
• Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.
• Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.
Так же было охарактеризовано и определено понятие самоотношение. Самоотношение — это термин, который используется для обозначения специфики отношения личности к собственному «Я». Строение самоотношения может включать: самоуважение, симпатии, самопринятие, любовь к себе, чувство расположения, самооценку, самоуверенность, самоунижение, самообвинение, недовольство собой и т.д. Таким образом, проведенное исследование самоотношения и агрессивности позволило сделать следующие выводы: между уровнем сформировавшегося самоотношением и агрессивностью в существует непосредственная связь т.е. в зависимости от того как индивид относится к себе он будет относиться к окружающим его людям- одноклассники (друзья), учителям и родителям, что в целом может являться основаниям для принятия основной гипотезы исследования, о наличии статистически значимой связи между понятием самоотношение и понятием агрессивность.