Введение 3 Глава 1. Теоретическое исследование готовности ребенка к школьному обучению 6 1.1. «Готовность ребенка к школьному обучению»: трактовка понятия в психолого-педагогической теории 6 1.2. Виды «готовности к школьному обучению» 10 1.3. Гендерно-возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста …………………………………………………………………………………15 1.4. Факторы готовности ребенка к школьному обучению 19 Глава 2. Эмпирическое исследование готовности ребенка к школьному обучению 23 2.1. Организация исследования 23 2.2. Результаты эмпирического исследования готовности ребенка к школьному обучению 27 Заключение 33 Список литературы 35

ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

курсовая работа
Педагогика
35 страниц
32% уникальность
2022 год
24 просмотров
Ступников С.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теоретическое исследование готовности ребенка к школьному обучению 6 1.1. «Готовность ребенка к школьному обучению»: трактовка понятия в психолого-педагогической теории 6 1.2. Виды «готовности к школьному обучению» 10 1.3. Гендерно-возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста …………………………………………………………………………………15 1.4. Факторы готовности ребенка к школьному обучению 19 Глава 2. Эмпирическое исследование готовности ребенка к школьному обучению 23 2.1. Организация исследования 23 2.2. Результаты эмпирического исследования готовности ребенка к школьному обучению 27 Заключение 33 Список литературы 35
Читать дальше
Актуальность темы исследования. Важное место в образовательном процессе принадлежит диагностике готовности к школьному обучению, позволяющей взрослому понять, в верном ли направлении он осуществляет подготовку детей к школе. Ценность диагностики заключается не в прямом получении конкретных результатов, констатирующих достижения или проблемы дошкольников. Ее главной функцией является выявление причин, затрудняющих продвижение ребенка на более высокий уровень развития. На их устранение должны быть направлены усилия педагогов. Результаты диагностики готовности к школе – это отправные точки индивидуальных образовательных маршрутов для каждого ребенка. Краткий обзор литературы и эмпирических исследований.


Необходимо составить проект курсовой работы ? Заходите на сайт Work5 и заполняйте форму заказа.


Определение готовности ребенка к школьному обучению предполагает выделение ряда аспектов: функциональная, физическая; интеллектуальная; эмоционально-волевая; мотивационная, речевая готовность. Сложившаяся социальная ситуация определяет, таким образом, необходимость поиска эффективных методов и средств, способствующих формированию у детей мотивационного компонента готовности к обучению. Особую значимость при этом приобретают педагогические средства, позволяющие отслеживать как позитивные, так и негативные тенденции в образовательном процессе с целью своевременного принятия управленческого решения по коррекции индивидуальных траекторий развития личности. Одним из важнейших условий, обеспечивающих качество готовности детей к обучению, является система непрерывного, научно обоснованного, прогностического и планового слежения, систематического педагогического наблюдения за состоянием индивидуального развития человека, а также выбора образовательных целей, задач и средств их решения (А. С. Белкин, В. Г. Горб, А. А. Орлов, С. Н. Силина и др.). Степень теоретической разработанности проблемы и анализ существующих противоречий в рамках исследования. Вопросы психолого–педагогической готовности к школьному обучению рассматривали педагоги Л.И. Божович, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, М.М. Безруких, Е.Е. Кравцова и многие другие. На сегодняшний день общепризнанно, что готовность к школьному обучению многокомпонентное образование, которое требует комплексной диагностики. Обоснование темы исследования и необходимости ее дальнейшего научного изучения. Готовность ребенка к школьному обучению является основой, от которой зависят его дальнейшие успехи в учебной деятельности, способность к произвольной деятельности, самодостаточность и самочувствие, которое в значительной степени влияет на его психическое и соматическое здоровье. Важнейшая задача стоит перед дошкольной образовательной организацией – всестороннее развитие личности ребенка, и подготовка к обучению в школе. Однако, значительное количество детей, несмотря на возраст для начала обучения в школе и имеющиеся у них навыки и умения, испытывают трудности в момент обучения в школе. Основной причиной трудностей является то, что дети еще не готовы психологически. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения в школе, благоприятная окружающая атмосфера во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень готовности ребенка к обучению в школе. Актуальность данной темы заключается в том, что на сегодняшний день общепринято, что готовность детей к школьному обучению требует комплексных психологических исследований, это и определило тему «Готовность ребенка к школьному обучению». Объект исследования: готовность ребенка к школьному обучению. Предмет исследования: особенности готовности ребенка к школьному обучению. Цель исследования: изучить готовность ребенка к школьному обучению. Задачи исследования: – рассмотреть трактовку понятия «готовность к школе» в психолого-педагогической теории; – раскрыть виды «готовности к школьному обучению»; – изучить гендерно-возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста; – проанализировать факторы готовности ребенка к школьному обучению; – провести эмпирическое исследование готовности ребенка к школьному обучению. Теоретико-методологические основы исследования:  положение о готовности детей обучению в школе как значимом продукте дошкольного возраста (Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Т.И. Бабаева, М.М. Безруких и др.)  положение о значении и роли мотивационной готовности ребенка к обучении в школе (Л.И. Божович, Кравцова Е.Е., Д,Б. Эльконин и др.) Методы исследования: – теоретические: анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования; – эмпирические: тестирование, наблюдение, количественный и качественный анализ данных. Методики исследования: диагностика уровня интеллектуальной готовности к школе Н.И. Гуткиной «Сапожки» Эмпирическая база и контингент исследования. «Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Колобок», в исследовании участвовало 30 детей подготовительной группы. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Читать дальше
Таким образом, поступление в школу и начальный период обучения – особый период в жизни ребенка. Готовность ребенка к школьному обучению, являясь сложным целостным феноменом, рассматривается с различных точек зрения педагогами, психологами, врачами, гигиенистами, физиологами. При этом в каждой из дисциплин рассматривается довольно много одних и тех же параметров готовности. Особенно сильно совпадение в оценке готовности ребенка к школе в области психологии и педагогики. Например, оценка познавательного развития ребенка в психологии может сильно пересекаться с оценкой знаний и умений ребенка в педагогике и т.д. Под готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Обобщая точки зрения авторов, к числу компонентов готовности к обучению в школе можно отнести: психомоторную (функциональную); интеллектуальную; эмоционально-волевую; мотивационную; личностную; социально–психологическую готовность. Не вызывает сомнения, что любой компонент структуры, как и вся структура в целом, важны как для того, чтобы деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношения. Диагностика готовности к школьному обучению заключается в проверке сформированности предпосылок к овладению грамотой и математикой. При этом не проверяются умения читать, писать, считать, т.е. те предметные знания и умения, обучение которым предусмотрено в 1 классе. В ходе педагогической диагностики проверяются состояние пространственного и зрительного восприятия; состояние моторики и зрительно-моторных координаций; умение проводить классификацию и выделять признаки, по которым она произведена; наличие интуитивных дочисловых представлений; овладение представлениями, лежащими в основе счета; самим счетом (в пределах 6), представлениями об операциях сложения и вычитания; умение сравнивать два множества по числу элементов; развитие фонематического слуха и восприятия; сформированность предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом. Изучая многочисленную литературу, готовность ребенка к школьному обучению можно обозначить, как достигнутый ребенком уровень развития интеллектуальных, коммуникативных, эмоционально-волевых, социально-личностных, физических качеств, которые обеспечивают успешную адаптацию ребенка к школьному обучению. Готовность ребенка к школьному обучению со стороны педагога может быть более эффективной при участии родителей в этом процессе, что возможно при условии его компетентности в этой области. Компетентность можно определить, как уровень образованности личности, который определяется степенью овладения теоретическими средствами познавательной или практической деятельности. Компетентный педагог не только занимается самообразованием, изучая различные источники по вопросам подготовки и готовности ребенка к школьному обучению, но и включается во взаимодействие с родителями и специалистами ДОУ, стремиться к согласованию своих действия с рекомендациями с целью достижения общего результата. Результаты диагностики позволяют сделать вывод, что дети к обучению в школе в основном готовы, однако преобладает средний уровень готовности детей подготовительной группы к обучению в школе. Таким образом, цель достигнута, задачи решены в полном объеме.
Читать дальше
1. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С.Урбина. – Санкт-Петербург : Питер, 2017. – 688 с. 2. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович.– Москва : Просвещение, 2012. – 464 с. 3. Венгер, Л. А. Готов ли ваш ребенок к школе? / Л.А. Венгер, А. Л. Венгер. – Москва : Наука, 2014. – 210 с. 4. Виноградова, Н.Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования / Н.Ф. Виноградова // Начальная школа. 2014. – №1. – С. 7–52. 5. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – Москва : ЭКСМО-Пресс, 2012. – 160 с. 6. Дубровина, И.В. Готовность ребенка к школе / И.В. Дубровина. Москва : Просвещение, 2012. – 80 с. 7. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды / А.В. Запорожец. – Москва : Педагогика, 2016.– 614 с. 8. Кондаков, И.М. Анализ подходов к проблемам психологической готовности к школе и формирования предпосылок общеучебных умений у детей старшего дошкольного возраста / И.М. Кондаков // Омский научный вестник. – 2012. №4 (79). – С.6–63. 9. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова. – Москва : 2013. – 180 с. 10. Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: пособие для практических психологов, педагогов и родителей / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. - Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 256 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
История становления и развития налоговых органов в России
Количество страниц:
24
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Право
курсовая работа
Кластерный анализ
Количество страниц:
25
Оригинальность:
74%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Статистика
курсовая работа
История становления института государства в Российской Федерации
Количество страниц:
25
Оригинальность:
83%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Государственное регулирование экономики
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image